Дороманский и романский периоды.
Архитектура Западной Европы была порождена иными общественными условиями, нежели архитектура Греции, Рима. Царившая политическая раздробленность, низкий уровень производительных сил и строительной техники отразились в архитектуре.
Основными архитектурными сооружениями в это время являются:
1. Замки – донжоны;
2. Монастыри;
3. Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крещальни);
4. Рядовые жилища.
Замкиокружались мощными стенами и башнями, поскольку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные соседи. Перед крепкими воротами, часто двойными или тройными через глубокий ров с водой перебрасывался подъёмный мост. Внутри стен из грубо обработанных глыб камня, оставшихся ещё с ледникового периода возводились здания с жильём для феодала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь. К одной из стен примыкают донжон – высокая крепостная башня, часто служившая последним оплотом защитников крепости. В нем устраивались подземные ходы за пределы замка, колодцы.
Позже крепости стали строить как крепости – дворцы, вместо открытых дворов, служившие для сбора войск или защитников замка стали строить курдонёры – открытые парадные дворы во дворце, к которым примыкали рыцарские залы. Как правило, первый этаж занимали конюшни, сторожевые и подсобные помещения. Жилые комнаты, придворная капелла и служебные помещения находились на втором этаже. На третьем - комнаты слуг.
Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имеют вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяйство и как крупные феодалы владели землёй, лугами, лесами. Кроме соборов с мощными гладкими стенами, высоко расположенными узкими окнами – бойницами и оборонительными башнями по углам, на монастырской территории находились кельи послушников и странников, дома настоятелей, хозяйственные постройки, мастерские, скотные дворы, больница, школа послушников, иногда кладбище.
Примером такого монастыря может служить монастырь в Клюни на юге Франции (X – XI вв.) (рис. 36). Но поскольку этот монастырь в более позднее время достраивался и перестраивался, его главный собор близок к античным традициям. Это пятинефная базилика длиной 180м. Все её башни были сгруппированы над двумя трансептами и алтарной частью. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом.
Храмы. Вся Западная Европа находилась под влиянием римско-католической церкви во главе с папой. Поэтому в Европе распространились базиликальные храмы и круглые крещальни – баптистерии центричного типа, ставшие ведущими архитектурными типами к4ультовых зданий ещё в эпоху раннего христианства в Риме – отсюда и название стиля – романский. Но, несмотря на название стиля в его основе лежит опыт строительства Византии, обогатившийся местными строительными традициями. Например, в Испании заметно влияние арабской архитектуры, а в Италии и Южных областях Франции – античное.
Типичным примером является собор в Пуатье (конец XII в.) (рис 36), Франция трехнефная базилика с нартексом, выступающим трансептом и венцом капелл в алтарной части.
Рядовые жилища. Характерным является так называемый Дом ремесленника в Клюни. В нем на первом этаже, сложенном из грубо обработанных камней с крупной кладкой находились склады, мастерские или лавки. На втором и реже третьем этажах находилось жилище. Здесь кладка стен более мелкая или кирпичная, крыша черепичная.
Рядовые жилища были основным градостроительным элементом любого города или населенного места
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 353;