Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
Лингвистическая дисциплина и её специфика | Взаимосвязь лингвистических дисциплин | Лингвистическая дисциплина и её специфика |
КУЛЬТУРА РЕЧИ | 1. И культура речи (в рамках коммуникативного и этического аспектов), и стилистика развивают умение находить наиболее точные, целесообразные, то есть стилистически оправданные средства для выражения мысли в конкретной речевой ситуации. | СТИЛИСТИКА |
Включает в себя три аспекта (нормативный, коммуникативный и этический). Основной аспект – нормативный; центральные понятия: норма, литературный язык, кодификация, правильность | Ориентирована на выявление, изучение, дифференциацию стилистически значимых средств языка, относящихся к определенному функциональному стилю и/или экспрессивно окрашенных |
Окончание табл. 1 | ||
РИТОРИКА | 2. Коммуникативные качества речи, рассматриваемые культурой речи, в рамках стилистики становятся важными характеристиками определенного функционального стиля 3. И риторика, и стилистика способствуют развитию мастерства целесообразной, выразительной, воздействующей на аудиторию, убеждающей собеседника речи | СТИЛИСТИКА |
Рассматривает в единстве факторы, обеспечивающие успешность, результативность речи, в числе которых логика построения выступления, речевое, в т. ч. невербальное поведение оратора – то есть конкретный текст «помещается» в конкретную ситуацию | Осуществляет обобщённый анализ разных типов текстов, относящихся к разным стилям, подстилям, жанрам. В рамках стилистики можно говорить о более высоком уровне абстракции, то есть об отвлеченности от конкретной ситуации |
Стилистика как учение использует два основных подхода к рассмотрению и стилистической дифференциации языковых ресурсов.
1. Подход,предполагающий поуровневую стилистическую характеристику языковых единиц, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Разделы стилистики
Языковой уровень | Раздел стилистики | |
Грамматический | Синтаксический | Синтаксическая стилистика |
Морфологический | Морфологическая стилистика | |
Лексический | Лексическая стилистика | |
Словообразовательный | Словообразовательная стилистика | |
Фонетический уровень | Фоника |
Такой, условно говоря, «горизонтальный» способ ориентирован в большей мере на выявление стилистического языкового ресурса. Он позволяет дифференцировать основные единицы языка с точки зрения их функционально-стилистической принадлежности или экспрессивно-эмоциональной окрашенности и, в конечном итоге, изучает систему стилистических вариантов – синонимов на всех языковых уровнях, например:
– на лексическом: родина – родная земля – отчизна – отечество; скоро – быстро;
– на грамматическом: верить – веровать; тот, кто умеет читать – умеющий читать; настанет время – не заставит себя ждать время – придет время; и т. д.
На основе такого подхода в рамках стилистики можно выделить следующие разделы:
● Стилистика ресурсов,занимающаяся изучением и описанием стилистически значимых средств и возможностей языка; этот основной раздел стилистики по-другому называют стилистика языка, структурная стилистика, аналитическая стилистика.
● Экспрессивная стилистика, изучающая средства выразительности речи.
● Сопоставительная стилистика, предмет изучения которой – стилевые системы двух или нескольких сравниваемых языков.
2.Подход,подразумевающий определение на всех уровнях языка средств, являющихся характерными для определенной коммуникативной ситуации, функционального стиля (схематически он представлен в рис. 5).
Стилистически нейтральные средства | Книжные или разговорные средства | Специфические для определенного функционального стиля средства | ||||||
Грамматический уровень | ||||||||
Лексический уровень | ||||||||
Словообразовательный уровень | ||||||||
Фонетический уровень | ||||||||
Рис. 5. Функциональный аспект стилистики
Данный подход является основой для активного развития следующих разделов стилистики:
● Функциональная стилистика, основным предметом изучения которой являются закономерности использования языковых ресурсов в типичных речевых ситуациях.
● Стилистика текста, которая, являясь составной частью функциональной стилистики, всё же имеет свой предмет изучения – закономерности организации речевого произведения; разумеется, при этом в первую очередь учитываются способы наилучшей для реализации авторского замысла организации текста.
● Историческая стилистика, изучающая формирование функциональных стилей в связи с историей развития русского литературного языка.
● Стилистика художественной речи, предметом рассмотрения которой является своеобразие функционирования языка в художественном тексте, а также индивидуально-авторские стили.
В целом, стилистика – это молодая и перспективная наука. Её взаимосвязь с другими учениями, их взаимовлияние может послужить основой для становления и развития как других разделов стилистики, так и новых научных дисциплин.
► Как, с Вашей точки зрения, взаимодействуют стилистика и психология, стилистика и социология?
Рекомендуемая литература
1) Введенская Л.А., 2002 | Гл. 2. § 2.3. Гл. 2. § 2.4. | Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности Функциональные стили литературного языка |
2) Введенская Л.А., 1997 | Стили и формы речи. Речь письменная и устная, кодифицированная и разговорная | |
3) Голуб И.Б. | Раздел I | Стилистическая система современного русского языка |
4) Ипполитова Н.А., 2005 | Гл. 2. § 8 | Стилистическая окраска текста |
5) Сидорова М.Ю., 2002 | Лекция 14 | Человек – это стиль |
6) Сидорова М.Ю., 2005 | Лекция 4 | Стили русского языка. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации |
7) Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: текст как речевое произведение» |
ЛЕКЦИЯ № 8
Тема: Строгие стили: официально-деловой стиль, научный стиль
План лекции
8.1. Общее понятие о строгих стилях
8.2.Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
8.4. Подстили научного стиля
8.5.Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства ихвоплощения
в тексте
8.1. Общее понятие о строгих стилях
В системе функциональных стилей современного русского языка официально-деловой стиль и научный стиль занимают особое место и объединены общим названием строгие стили. В чём же заключается суть подобного названия?
Дело в том, что овладение этими стилями требует от нас соблюдения особых, дополнительных норм. Соблюдать нормы литературного языка мы обязаны в любой ситуации общения, в рамках любого функционального стиля. А при создании делового или научного текста необходимо учитывать ещё и дополнительные требования – особые, внутристилевые (текстовые) нормы. Эти нормы, например, регламентируют объём научного текста. Так, научная статья, как правило, не должна превышать 10-12 страниц печатного текста, дипломная работа – 50-80 страниц, кандидатская диссертация – 150 страниц. Особые требования предъявляются и к оформлению документов: регламентируется использование продольного (книжный формат) или поперечного (альбомный формат) бланка, в особых случаях – гербовой бумаги, а также выбор и расположение реквизитов (о чём подробнее будет рассказано ниже, в п. 8.2.) и многие другие моменты. Недопустимо также произвольное оформление некоторых научных текстов, в частности курсовой или дипломной работы, диссертации и т. д.; необходимые элементы их содержания предписываются ГОСТами.
Существуют и собственно языковые ограничения и предписания. Например, в деловом письменном или научном тексте (за исключением научно-популярного подстиля) невозможно употребление разговорной лексики и фразеологии, осторожно используются оценочные языковые средства.
Таким образом, ситуации, в которых функционируют строгие стили, требуют от пишущего (говорящего) не просто общей грамотности, но и особых умений и навыков, прежде всего композиционно-речевых. В связи с вышеизложенным создание научных и – особенно! – официально-деловых текстов вызывает у нас, носителей языка, определённые затруднения.
► Писать стихи или сочинять пьесы тоже трудно. Почему же художественный стиль не относят к «строгим» стилям?
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 382;