Зарождение ранних форм верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия
В первобытную эпоху возникли ранние формы религии (лат. religare – связывать), мифология. Наличие в среднем палеолите погребений свидетельствует о вере человека в потусторонний мир и наличии религиозных обрядов. В эпоху верхнего палеолита зародилась магия. Самые простые действия приобретали религиозный смысл, целью их было воздействие на сверхъестественные силы, связь с духами предков. Формы магии были различными: подражательная (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения), вредоносная (нанесение порчи), метеорологическая (вызов дождя), военная (ритуальные воинственные танцы с целью поднятия воинственного настроения и облегчения победы над врагом), любовная (привораживание), земледельческая (земледельческие обряды), магия слова (заговоры) и т. д.
Невозможность объяснить природные явления (молнию и гром, ветер и дождь) породила веру людей в существование сверхъестественных сил, так появились древние формы верований: анимизм, тотемизм и фетишизм.
Анимизм (от латинского «анима» - душа) - вера человека в существование души, способной жить отдельно от тела, даже после смерти.
Фетишизм наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов (камней, деревьев).
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным называется тотемизмом. Каждый род имел свое священное животное – тотем.
Восприятие человеком мира было связано с мифом и мифологией. Мифы условно можно разделить на: мифы о животных, космогонические (о происхождении мира, земли, солнца), мифы о рождении и смерти, о загробном мире. Впоследствии они нашли отражение в религии и мифологии древних цивилизаций. Все формы первобытной религии, а также и мифотворчество объединяла вера в одушевленность природы. Животные, птицы, неодушевленные предметы являлись, по представлению первобытного человека, живыми существами, многие из них обладали сверхъестественной силой.
Таким образом, первобытная культура, явилась важным этапом в становлении основных направлений мировой культуры в более поздний период.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:
· Назовите основные черты первобытной культуры. В чем их сущность?
· Чем было вызвано магико-религиозное поведение человека в первобытную эпоху?
· Назовите основные формы первобытных верований. Охарактеризуйте каждый из них?
Литература:
1. Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб. : Лань, 2001. – 672 с.
2. Косвен, М. Очерки истории первобытной культуры /
М. Косвен. – М., 1989.
3. Культурология: пособие для студентов вузов / С.В. Лапина [и др.]; под обш. ред. С.В. Лапиной. – 4-е изд. – Минск : Тетра-Системс, 2007. – 496 с.
4. Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство / В.Б. Мириманов. – М., 1973.
5. Ранние формы искусства. – М., 1982.
6. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М., 1989
7. Языкович, В.Р. Культурология : ответы на экзаменационные вопросы / В.Р. Языкович. Минск : Тетралит, 2013. - 176 с.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 555;