II) Структурой ранних отражений звука


Основы акустики залов и методы обеспечения высокого качества звучания залов различного назначения.

 

Допущение, принятые в статистической теории:

-образующееся в помещении звуковое поле принимается диффузным; это значит, что объемная плотность звуковой энергии в любой точке звукового поля принимается одинаковой.

 

Качество звучания в залах оценивается:

I) Временем реверберации

II) Структурой ранних отражений звука

 

I) Основной характеристикой акустики при проектировании зрительных залов является реверберационный процесс; количественной оценкой его служит время реверберации.- время затухания звука в зале

Звуки бывают прямые и отраженные (от поверхности стен, потолка, пола, находящихся в помещении предметов). Отражение может быть многократным. При каждом отражении теряется часть энергии звука, это сопровождается спадом в помещении уровня звукового давления.

Рисунок 1 Нарастание звука и реверберации в закрытом помещении

а) изменение плотности звуковой энергии;

б) изменение уровня плотности звуковой энергии;

в) пример записи спада уровня звукового давления в процессе реверберации: 1 – процесс нарастания; 2 – стационарное состояние; 3 - реверберация

 

Вообще, процесс формирования звука можно разделить на три этапа (см.рис.1.а,б):

I этап (1) – относительно быстрое нарастание звуковой энергии вследствие многократных отражений звука.

II этап (2)– это период так называемого динамического равновесия, которое устанавливается между акустической мощность, т.е. звуковой энергией, излучаемой в течение 1с, и звуковой энергией, ежесекундно теряемой вследствие звукопоглощения внутренними поверхностями помещения и воздухом;

III этап (3) – процесс затухания звуковой энергии, или уровня звукового давления, после прекращения звучания источника – этот процесс называется реверберационным.

 

 

Количественная оценка реверберациискорость спадания уровня силы звука vs, измеряемая в дБА/с. При достаточной диффузности звукового поля скорость спадания уровня силы звука при данной частоте можно считать постоянной и одинаковой во всех точках помещения, не зависящей от положения источника звука и от времени. Однако скорость спадания уровня силы звука различна для звуков разной частоты.

Скорость спадания уровня силы звука характеризует гулкость помещения. Она бывает большой в помещениях, отделанных материалами, обладающими высоким звукопоглощением (заглушенные помещения), и малой – в помещениях, ограниченных поверхностями, обладающими низкими коэффициентами звукопоглощение.

 

Время реверберации Т- время, в течение которого уровень звукового давления спадает на 60 дБа. Это условная величина, равная среднему уровню звукового давления в залах.

Поэтому оказалось удобным ввести понятие стандартного времени реверберации, под которым понимают время, в течение которого уровень звукового давления стандартного тона (f = 500 Гц ) уменьшается на 60 дБа.

Суммарное звукопоглощение – это сумма произведений коэффициентов звукопоглощения на соответствующую площадь отделочных материалов (или конструкций):

∑(αn · Sn)= α1 · S 1 + α2 · S2 + … + αn · Sn .

 

Пользование этой формулой дает достаточно точные результаты только в случаях, когда средний коэффициент звукопоглощения α ср в помещении не превышает 0,25 и звукопоглощающие материалы равномерно распределяются по поверхностям помещения:

 

α ср = ∑(αn ·Sn) / ∑Sn .

 

В общем случае расчет времени реверберации помещения Т на данной частоте проводится по формуле Эйринга:

 

Т = 0,163 V / Sобщ · φ (αср) ,

 

где V – объем помещения, м3;

Sобщ - общая площадь внутренних поверхностей помещения, м2;

φ (αср) = - ln (1- αср) – функция среднего коэффициента звукопоглощения, значения которых сведены в таблицу1.

Таблица 1

Значения функции φ (αср) = - ln (1- αср) для расчета времени реверберации

αср
0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,1 0,22 0,36 0,51 0,69 0,92 1,2 1,62 0,01 0,12 0,24 0,37 0,53 0,71 0,94 1,24 1,66 0,02 0,13 0,25 0,39 0,54 0,73 0,97 1,27 1,72 0,03 0,14 0,26 0,4 0,56 0,76 0,99 1,31 1,77 0.04 0,15 0,27 0,42 0,58 0,78 1,02 1,35 1,83 0,04 0,16 0,29 0,43 0,6 0,8 1,05 1,39 1,9 0.06 0,17 0,3 0,45 0,62 0,82 1,08 1,43 1,97 0,07 0,19 0,32 0,46 0,64 0,84 1,11 1,47 2,04 0,08 0,2 0,33 0,48 0,65 0,87 1,14 1,51 2,12 0,09 0,21 0,34 0,49 0,67 0,89 1,17 1,56 2,21

 

 

В больших помещениях существенное влияние на время реверберации оказывает звуковое поглощение увлажненного воздуха. Это влияние особенно значительно в диапазоне звуков высокой частоты ( ≥ 1000 Гц). Поэтому в музыкальных помещениях для расчета времени реверберации применяется формула :

 

Т = 0,163 V / [Sобщ · φ (αср) + n ·V],

 

где n – коэффициент, учитывающий поглощение звука воздухом, измеряется в м-1. значения этого коэффициента приводятся в таблице 2.

 

Средний коэффициент звукового поглощения зависит от локальных коэффициентов поглощения материалов и конструкций, отделки интерьера, которые обладают способностью различно поглощать звуки различной частоты. Поэтому время реверберации также зависит от частоты звуковых колебаний.

 

Таблица 2



Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 389;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.