Практические рекомендации хормейстеру по расстановке хора на сцене
Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:
· не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;
· наиболее сильные голоса следует размещать в центре хора, а постепенно к флангам – более слабые;
· певцов с наиболее слабыми голосами лучше всего размещать при смешанных вариантах расстановки в последнем ряду на флангах;
· использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.
Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:
1. Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.
2. Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).
3. Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.
4. Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.
К л ю ч е в ы е с л о в а
Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.
Короткие выводы
Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».
Контрольные вопросы
1.Что такое хор?
2.Дайте характеристику смешанного хора.
3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?
4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?
Литература
1. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003
2. Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004
3. Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 868;