ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является Милетская(VII-V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
- Фалес -астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;
- Анаксимен -первоначалом всего предложил воздух,видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;
- Анаксимандр -первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон(неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.
2. Школа Пифагора.
Пифагор(VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: "Из чего все?", но решал ее иначе, чем ми-летцы. "Все есть число", - вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
- свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
- объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофаниз Колофона (ок. 565-473 гг. до н. э.) - философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
- выступал против антропоморфических элементов в религии;
- высмеивал богов в человеческом виде;
- жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;
- считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;
- стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;
- осуществил разделение видов знания. Парменид(конец VII-VI в. до н. э.) - философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:
- разграничивал истину и мнение;
- центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;
- по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;
- сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;
- бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский(ок. 490-430 гг. до н. э.) - философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
- вся его жизнь - борьба за истину и справедливость;
- он развивал логику как диалектику.
4. Школа Сократа.
Сократ(469-399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 537;