Древнегреческие медицинские школы


Хотя Косская и Книдосская школы по своей организации и работе имели между собою очень много общего, трудно себе представить большую противоположность в отношении учения.

Мы впервые встречаемся здесь с противоречиями, которые проходят затем через всю историю развития медицины; эти противоречия заключаются в различном взгляде на медицину: одни видят в ней искусство, другие — науку; эти две различные точки зрения временами непосредственно и непримиримо противопоставляются одна другой, временами же мирно уживаются одна рядом с другой.

Врачи Книдосской школы видели в медицине науку. Они сознательно работали над тем, чтобы создать медицинскую науку. Они думали, что достигнут этой цели, создав по возможности тщательно разработанное теоретическое учение о болезни, чтобы затем на этой основе построить терапию, которая опиралась бы на принципы, имеющие значение для всех случаев.

Этому мешали слишком недостаточные знания в области строения и отправления человеческого тела. Отсюда то значение, которое книдосцы придавали спекулятивным построениям; из этих спекулятивных теорий наибольшим вниманием пользовалось учение о том, что болезни в большинстве случаев возникают вследствие накопления вредных веществ в определенных частях тела, и что, в зависимости от рода „materiae peccantis“, в одной и той же части тела могут возникнуть самые различные болезни.

Это учение вело к резкому подчеркиванию местного характера болезней, с одной стороны, и к далеко идущему схематизированию в общем учении о болезнях—с другой. Попытка по возможности отграничить друг от друга различные типы болезней имела следствием усовершенствование диагностики, но другое ее следствие заключалось в принесении интересов больного в жертву понятия болезни.

Тем не менее отдельные представители Книдосской школы достигли выдающихся результатов, в особенности оба великие современники Гиппократа: Эйри фон и Ктезий (5-й век до нашей эры). Книдосцы, значительно опередив свое время, хотели создать медицинскую науку. В противоположность этому, у их соперников из Коса мы находим трезвую оценку существовавших тогда возможностей и происходящее отсюда сознательное самоограничение.

С полным основанием они полагали, что истинной задачей врача является не столько разрешение проблем познания, сколько создание определенных общих принципов лечения больных. Они считали невозможной задачей сделать из врачебного искусства знание, которому мог научиться всякий, желающий сделаться врачом; они требовали особых способностей и думали, что самое прилежное изучение заменить их не может.

Короче говоря, они видели в медицине искусство и полагали, что настоящим врачом может быть только человек, родившийся врачом. Это понимание является руководящей нитью, проходящей через большинство сочинений школы Коса, и в них мы должны видеть настоящее сокровище, так как сочинения эти составляют наиболее важную часть собрания, носящего имя знаменитейшего из врачей Коса, Гиппократа.

 



Дата добавления: 2023-09-20; просмотров: 347;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.