VII.3. Земельные ресурсы мира и их использование
Площадь суши составляет 149 млн. км2, включая ледниковые покровы, практически безжизненные пустыни, водоемы, пустоши со слаборазвитой или разрушенной почвой. Из них ледниковые покровы занимают около 16 млн. кв. км, и свободная от льда суша - 133 млн. кв. км. Часть суши, относительно пригодная для какого-либо использования, не превышает 95 млн. км2, или 64% от общей площади суши. Это тот ограниченный резерв, которым располагает человечество. С очень большим округлением можно сказать, что пашня занимает 10% всей суши, пастбища - 20%, леса - 30%, и неудобные земли разного типа - 40%.
Согласно другой оценке, сельскохозяйственные земли (пашня, пастбища и потенциально пригодные к использованию неудобья) составляют 37% всей свободной от льда площади суши, из которых примерно одна треть находится под пашней. В литературе встречаются различия в величинах площадей типов использования земель. Главным образом они связаны с нечеткостью определений что понимать, например, под пастбищем, лесом, пашней и пр.
Наиболее характерной чертой в использовании земельных ресурсов мира за последнее тысячелетие является увеличение площади пашни, отражающее рост потребностей населения мира в продовольствии. При этом итоговая площадь пастбищ как в мире в целом, так и в каждом из крупных районов изменялась в весьма малых пределах, тогда как площадь лесов сокращалась (табл. 14).
Данные для табл. 14 взяты с округлением. Видимо, авторы отнесли неудобные и неиспользуемые земли к категории пастбищ и лесов, что указывает на всеобщую произвольность и несогласованность выделения различных классов использования земельных ресурсов. Тем не менее, табл. 14 весьма наглядно иллюстрирует изменения площади основных категорий земельных ресурсов за 280 лет, за исключением последних двух-трех десятилетий, о которых речь пойдет ниже.
Таблица 14. Изменения основных типов использования земельных ресурсов мира, млн. кв. км
|
Если основываться только на цифровых данных по историческим изменениям площади использования земель, то может создаться ложное впечатление, что расширение площади пашни происходило главным образом за счет исчезновения лесов. На самом деле, в зависимости от природной зоны, это происходило или за счет вырубки леса с последующей распашкой, или вследствие трансформации в пашню степей, прерий, саванны и других безлесных ландшафтов. Процесс преобразования классов использования земель неоднозначен. Он зависит от многих естественных и общественных факторов. Часть распаханных территорий может вновь зарастать кустарником, вторичным лесом, травами и пр. Результирующая сумма площадей того или иного класса земель зачастую не отражает эти сложные процессы.
Кроме того, происходит перераспределение использования земель. Растущая численность населения мира приводит к необходимости расширения площади, необходимой для расселения людей и обеспечения их необходимыми услугами, например, системами сбора и преработки мусора, дорогами и автостоянками, системами коллективного транспорта и пр. Как правило, при этом в категорию городских переходят наилучшие сельскохозяйственные, преимущественно пахотные земли, потому что они наиболее удобны для населенных пунктов. Конкуренция между различными пользователями земельных ресурсов возрастает по мере усиления спроса на землю. При этом могут возникать неожиданные ситуации. Например, если бы Китай принял решение идти по пути автомобилизации, сравнимой с
США, то это привело бы к потере 20% пашни, потому что эта земля и без того драгоценная, потребовалась бы на дороги и стоянки для сотен миллионов личных автомобилей.
В настоящее время площадь пахотных земель в мире составляет около 15 млн. кв. км. при годовом приросте всего лишь около 0,1% в год. Изменения площади пахотных земель в мире выглядят следующим образом (млн. кв. км):
1971-1975 гг. | 1985 г. | 2000 г. |
14,8 | 15,0 | 15,4 |
Таким образом, рост пахотных площадей мира практически прекратился. Это связано прежде всего с тем, что территории, удобные для земледелия, уже почти все использованы. Таким образом, человечество вышло к еще одному пределу несущей способности экосферы. Достижение рубежа в особенности очевидно, если посмотреть на изменения площади пашни, приходящейся на одного человека. За период 1700-1950 гг. на душу населения мира приходилось 0,41-0,48 га/чел. Имея в виду не очень высокую надежность исходных данных, следует признать весьма высокую стабильность этого показателя в течение 250 лет. На этом фоне заметный прирост удельной площади пашни, от 0,41 до 0,48 га/чел., был в период между 1850 и 1920 гг., когда осваивались новые сельскохозяйственные территории в Северной Америке и на востоке России.
Однако во второй половине XX века рост населения привел к прогрессирующему снижению удельной площади пашни до 0,34 га/чел. в 1980 г. и 0,29 га/чел. в 1990 г. Дальнейшее снижение этого показателя неизбежно вследствие практически неизменной площади пахотных земель при возрастающей численности населения.
Площадь под зерновыми культурами в мире в 1981 г. достигла наивысшего за всю историю максимума 7,32 млн. кв. км, но к 1995 г. она понизилась до 6,69 млн. кв. км. За эти пятнадцать лет были заброшены сильно эродированные земли на территории бывшего СССР, часть пашни была потеряна при индустриализации в Азии, и доля пашни США, наиболее подверженная эрозии, снова стала залежью. Анализ ситуации для каждой из стран со значительной численностью населения показал, что с 1950 по 1990 гг. удельная площадь зерновых сократилась практически в каждой стране, и прогнозы указывают на их дальнейшее снижение к 2030 г. до катастрофически низких уровней - 0,02-0,05 га/чел. в таких странах как Египет, Эфиопия, Нигерия, Пакистан, Бангладеш, Индонезия.
При современной площади пашни, равной 15 млн. кв. км, предельная величина площадей, пригодных для земледелия, оценивается разными авторами с весьма большими вариациями, преимущественно от 24 до 32 млн. кв. км. Разница между потенциально пригодными и уже используемыми землями составляет 9-17 млн. кв. км. Освоить эти площади весьма трудно по разным причинам.
Часть земель подвержена водной или ветровой эрозии, засолению, заболачиванию и другим неблагоприятным геоэкологическим явлениям и потому находится в залежи.
Большой массив неиспользуемых, с точки зрения земледелия, территорий относится к зоне влажных экваториальных лесов в Южной Америке и Африке. Для этой зоны пока еще не найдены экологически устойчивые методы земледелия. Да и вряд ли было бы правильно стремиться к превращению влажных экваториальных лесов в пашню вследствие неизбежного нарушения глобального экологического равновесия.
Помимо того, в Африке значительные площади почти не используются человеком из-за распространения мухи це-це, с сопутствующими ей болезнями людей и домашнего скота. Это, в основном, ландшафты саванны, и там можно, по-видимому, ожидать некоторого расширения посевных площадей, если борьба с болезнями и ее переносчиками окажется успешной. Земли с горным или расчлененным рельефом теоретически пригодны к использованию, но фактически затраты на экологически устойчивую эксплуатацию новых земель оказались бы слишком велики.
Весь вопрос в том, во что обойдется килограмм продукции земледелия, если посчитать все затраты. Если включать в стоимость освоения новых земель как экономические затраты, так и невосполнимые потери качества окружающей среды, такие как смыв почв и увеличение стока наносов, то стоимость урожая окажется чрезмерно высокой. Вероятно, человечество должно удовлетворять свои растущие потребности в продуктах сельского хозяйства главным образом используя земли, уже находящиеся в настоящее время в эксплуатации, так как они более устойчивы экологически, и полная стоимость продукта была бы не столь велика. По-видимому, основной стратегической линией в использовании земельных ресурсов мира для земледелия должно быть ограничение роста пахотных площадей на уровне, близком к современному.
Важнейшее использование земли - производство продуктов питания. Вследствие роста численности населения и его потребностей увеличение производства продуктов сельского хозяйства объективно необходимо. Оно зависит от двух основных факторов: площади земли, на которой возможна сельскохозяйственная деятельность, и потенциального плодородия каждой единицы этой земли.
Растущий спрос на продовольствие и расширяющаяся экономика мира оказывают серьезное воздействие на стратегию использования земельных ресурсов и их состояние. Если невозможно обеспечить растущие потребности в продовольствии посредством включения в производство новых земель, то остается другой путь - повышение плодородия почв посредством интенсификации сельского хозяйства. Но этот путь создает серьезную угрозу для экосферы, в том числе для устойчивого существования педосферы как основы жизни. Такая угроза уже реально проявляется в виде разного рода последствий сельскохозяйственной деятельности, и угроза может резко усилиться при дальнейшей интенсификации сельского хозяйства.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 500;