Возраст уголовной ответственности.


 

Способность осознавать фактическое значение и социальное содержание своего поведения появляется у человека с момента достижения им определенного уровня социальной зрелости. Указанные навыки складываются в процессе социального развития индивида, и окончательно формируются с достижением определенного возраста. По мере взросления развивается сознание человека, его знания об общественных связях и взаимоотношениях, появляются представления о добре и зле, общепринятых правилах поведения, существующих в обществе.

В этой связи обязательным признаком субъекта преступления является достижение установленного законом возраста. Согласно ст. 20 УК РФ, возраст уголовной ответственности за большинство преступлений установлен с шестнадцати лет. К данному моменту подросток приобретает способность правильно воспринимать происходящее и осмысленно действовать, понимая при этом общественную опасность и юридическую природу своего поведения.

Несмотря на это, для подросткового возраста остается характерным значительный разрыв между уровнем интеллектуального развития и социальной зрелостью подростка. Отсутствие достаточного жизненного опыта, вкупе с индивидуальными психологическими особенностями развития, могут привести к формированию у отдельных подростков поверхностного представления о нравственных категориях и понятиях. Указанные обстоятельства обуславливают меньшую степень общественной опасности несовершеннолетнего преступника и обуславливает возможность освобождения от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, а также иные предусмотренные законом особенности применения наказания.

Согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ за ряд преступлений возраст уголовной ответственности понижен до четырнадцати лет: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и ч. 3 ст. 213 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

Основаниями для такого снижения минимального возраста уголовной ответственности являются очевидность общественной опасности перечисленных преступлений и доступность понимания их уголовной наказуемости. Неслучайным представляется то обстоятельство, что из всех предусмотренных ч. 2 ст. 20 УК РФ преступлений только одно – приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) является неосторожным.

Кроме того, следует отметить, что большинство преступлений, возраст ответственности за совершение которых установлен с четырнадцати лет имеют повышенную степень общественной опасности, относятся к категориям средней тяжести, тяжким или особо тяжким, и посягают на наиболее значимые общественные интересы: права и свободы личности, отношения собственности, общественную безопасность и общественный порядок. Это обуславливает необходимость предупреждения их совершения с более раннего возраста, нежели шестнадцать лет. Также надлежит учитывать, что преступления указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ имеют широкую распространенность среди несовершеннолетних, что явилось одной из причин снижения возраста ответственности за их совершение.

В истории отечественного законодательства вопрос о минимальном возрасте уголовной ответственности не всегда решался столь однозначно. В УК РСФСР 1922 г., возраст уголовной ответственности за ряд преступлений составлял 14 лет[2]. Такой же минимальный возраст был сохранен в кодексе 1926 г. Позднее, постановлением ВЦИК и СНК СССР от 30 октября 1929 г. возрастной предел уголовной ответственности был повышен до 16 лет[3]. В дальнейшем стремление разрешить посредством карательных мер проблему преступности несовершеннолетних привело к принятию Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», где за ряд преступлений, в том числе хищения государственного имущества, убийства, насильственные действия и др. возраст привлечения к уголовной ответственности был снижен до 12 лет[4].

Необходимо отметить, что хотя за отдельные преступления формально возраст уголовной ответственности устанавливается с шестнадцати лет, фактически они могут быть совершены с более позднего возраста. Например, вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ), предполагает наличие специального субъекта – судьи. При этом следует учитывать, что в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., на должность судьи может приниматься лицо достигшее двадцатипятилетнего возраста. То же самое можно сказать о преступлениях, где субъектом является должностное лицо, капитан корабля, военнослужащий и т.п., которые приобретают указанный статус гораздо позднее шестнадцатилетнего возраста.

В отдельных нормах Особенной части прямо оговаривается повышенный возраст уголовной ответственности. Например, в ст. 150 УК РФ, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, указывается, что данное посягательство может быть совершено лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Субъект считается достигшим определенного возраста с нуля часов суток следующих за днем рождения по прошествии соответствующего количества лет. На это обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г., где говорится, что лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день[5]. Например, человек, родившейся 10 сентября 2000 г., достигнет четырнадцати лет в 00 часов 11 сентября 2014 г. В то же время в мире известны примеры различных, в основном более низких, возрастных границ уголовной ответственности. В США в некоторых штатах вообще отсутствуют формально закрепленные границы возраста, с которого возможна уголовная ответственность, возможность привлечения к ответственности решается правоприменителем в каждом конкретном случае.

В Англии нижняя возрастная граница уголовной ответственности - 10 лет. Считается, что лица, не достигшие этого возраста, не в состоянии понимать характер и значение своих действий, следовательно, являются уголовно недееспособными. Характерно, что при этом никакие ссылки на необычно раннее развитие ребенка моложе 10 лет к рассмотрению даже не принимаются.

В возрасте от 10 до 14 лет уголовная ответственность по английскому законодательству в принципе возможна, но вопрос о ее применении должен решаться индивидуально. Так, С. Шишков указывает, что "обвинение обязано доказать факт осознания несовершеннолетним, что он совершает нечто серьезно противозаконное. К примеру, одиннадцатилетний мальчик швырнул кирпичом в полицейских и пытался скрыться. Свои действия он считал относящимися к числу проступков, порицаемых родителями и запрещенных правилами школьной дисциплины, подобных битью стекол или прогуливанию уроков. Однако он не осознавал, что совершает преступление, и, следовательно, уголовной ответственности не подлежит"[6].

В Германии минимальный возраст наступления уголовной ответственности 14 лет. При этом лицо в возрасте от 14 до 18 лет имеет статус "подростка" и может быть привлечено к уголовной ответственности только в случае, когда оно "по своему моральному и духовному развитию обладает достаточной зрелостью, чтобы понимать неправомерность содеянного и действовать в соответствии с этим пониманием (параграф 3 Закона о ювенальном суде)". К "подросткам" же "могут быть приравнены" лица от 18 лет до 21 года по двум основаниям: 1) если в результате общей оценки личности правонарушителя и с учетом его социального окружения будет установлено, что уровень его духовного и морального развития аналогичен подростковому; 2) если само совершенное им деяние обусловлено поведением, свойственным подростковому возрасту (параграф 105 Закона о ювенальном суде)"[7].

Из приведенных примеров видно, что вопрос о возрасте наступления уголовной ответственности законодательством каждой страны решается по-своему.

Психологи считают, что понимание запретности и наказуемости преступлений, а также способность к сознательно-волевому контролю своих поступков формируются у ребенка значительно раньше 14 лет, что, собственно, и было учтено законодательством ряда стран (Англия, США, Германия и др.). Российское законодательство традиционно ориентируется на общий порог уголовной ответственности лица - с 16-летнего возраста, а в отдельных случаях - с 14 лет. Установление российским законодательством несколько завышенного возраста наступления уголовной ответственности (с 16 или 14 лет) в сравнении с тем, когда у человека уже появляется осознанность и регулирование поведения, объясняется соображениями гуманности.

В то же время подлежит уголовной ответственности лицо, начавшее запрещенное законом деяние до момента наступления возраста уголовной ответственности, а закончившее совершение общественно опасных действий или бездействия после его достижения.

Возраст уголовной ответственности обычно определяется на основании документов, удостоверяющих личность лица (паспорт, свидетельство о рождении). Если документально установить возраст лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, не представляется возможным, он определяется с помощью судебно-медицинской экспертизы. При этом за основу берется минимальный возраст, установленный экспертом. Днем рождения подсудимого признается последний день того года, который назван экспертами (например, 31 декабря 1989 г.). В случае определения возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста. Например, в заключение экспертизы указано, что возраст подростка соответствует уровню от 13 до 14 лет. Здесь будет признано, что подростку на момент совершения преступления было 13 лет.

В ряде случаев одно преступное деяние может предусматриваться несколькими составами, по разному устанавливающими возраст уголовной ответственности. Так, уголовная ответственность за убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ) наступает с четырнадцатилетнего возраста, в то время как в случае совершения аналогичного деяния – посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, предусмотренного специальной нормой в ст. 317 УК РФ, с шестнадцати лет. На этом основании убийство сотрудника милиции в связи с законной деятельностью по охране общественного порядка, совершенное лицом достигшим шестнадцати лет, квалифицируется по ст. 317 УК РФ, в то время как совершение аналогичного деяния в четырнадцати-пятнадцатилетнем возрасте надлежит квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Рассмотренный выше возраст уголовной ответственности является общим для всех, так как предполагается, что к его достижению обычный человек вполне способен осознавать правовое и социальное содержание своего поведения. В то же время встречаются случаи, когда индивидуальные возрастные особенности влияют на психофизиологическое развитие подростка и выражаются в его социальном инфантилизме. В таких ситуациях, несмотря на достижение установленного законом возраста, несовершеннолетний может не осознавать в полной мере фактического характера и общественной опасности совершаемых действий либо руководить ими. В указанных случаях, когда имеются основания для сомнений в достаточном развитии подростка, он отправляется на специальную психологическую экспертизу. Если на вопрос об отставании несовершеннолетнего в умственном развитии получается положительный ответ, то на основании ч. 3 ст. 20 УК РФ он не подлежит уголовной ответственности в силу неспособности осознавать фактическое и общественное значение совершаемого деяния.

В данном случае имеется в виду т.н. «возрастная невменяемость», когда психически здоровый подросток отстает в умственном развитии, что значительно снижает его интеллектуальные способности. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, в том случае если несовершеннолетний достиг установленного законом возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Умственное отставание, не связанное с психическим заболеванием, не позволяет несовершеннолетнему в полной мере осознавать совершаемое деяния или руководить своими поступками. В силу этого он не подлежит уголовной ответственности. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила обвинительный приговор в отношении Бормотова, осужденного за совершение разбоя. Было установлено, что не смотря на отсутствие психического заболевания, у пятнадцатилетнего Бормотова обнаружена серьезная задержка психического развития, в силу чего по уровню общего психического развития на момент совершения посягательства он не соответствовал паспортному возрастному периоду и в силу интеллектуально-личностной незрелости, недостаточной способности к прогнозированию, контролю и выполнению прогностических функций не мог в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими[8].

Следует учитывать, что рассматриваемый случай отставания в развитии не является проявлением общей невменяемости, так как нет обязательных для данного понятия медицинского критерия, выражающегося в психическом расстройстве или слабоумии.

При установлении «возрастной невменяемости» деяние признается совершенным невиновно, т.к. лицо не осознает его общественной опасности. Названное обстоятельство исключает наличие в содеянном состава преступления и, как следствие, возможности привлечения к уголовной ответственности.

В прямом соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ рассматриваемый случай «возрастной невменяемости» может иметь место только тогда, когда лицо является несовершеннолетним, т.е. не достигло на момент совершения деяния восемнадцатилетнего возраста. Это объясняется тем, что задержки в развитии, какими бы серьезными они ни были, не могут обуславливать неспособность понимать происходящее бесконечно. В данной связи, при невозможности осознавать фактический характер и общественную опасность происходящего по достижении совершеннолетнего возраста, необходимо ставить вопрос не о возрастной, а о медицинской невменяемости (ст. 21 УК РФ).

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 366;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.