Особенности газетной верстки
Композиция газетной полосы.Отдельные части газетной полосы имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций в газете.
Каждая газета начинается с заголовочной части. Основные ее элементы: название газеты, название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.
Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть наборным или рисованным. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка— материал, однородный по теме; размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — «шапкой». Подборки могут быть тематическими и разнотемными.
Окно— статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.
Фонарь - статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья,размещенная в нескольких или во всех колонках внизу полисы. Подвал отделяется от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагается над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок— статья или иллюстрация, заверстанная в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак—крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.
Объявлениязаверстывают в зависимости от вида газеты.
Колонтитулырасполагают либо сверху на весь формат полосы, либо внизу заверсткой в углу на формат одной колонки. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Оригинал и макет газетных полос.В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процентом правки.
Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычитан и размечен; сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы. На оригинале помечают время сдачи материала в производство.
Заголовки размечаются с указанием гарнитуры, кегля и начертания шрифта, формата и заверстки заголовков.
Для правильного расположения и выделения материала составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов.
При изготовлении графического макета используют листы-бланки, на которых нанесены вертикальные линейки, делящие газетную полосу на нужное число колонок, и горизонтальные линии, соответствующие определенному числу газетных строк в зависимости от кегля набора. Размеры листа-бланка должны точно соответствовать размерам газетной полосы в определенном масштабе. В графическом макете хорошо видны все особенности размещения и оформления текстовых, иллюстрационных материалов и заголовков.
Графический макет или модульная сетка для определенной газеты может быть записан в библиотеку компьютера для постоянного использования.
Текстовая информация на полосе газетного формата может иметь блочную или ступенчатую (ломаную) конфигурацию. Более удобочитаемой является блочная конфигурация, хотя вариант обтекаемости текстом иллюстраций не лишен определенной привлекательности для менее официальных газет и легко выполняется с использованием компьютерного набора и верстки.
Ломаная конфигурация возникает при разверстке материала на разноформатные колонки или при заверстке иллюстрации в оборку, придавая полосе некоторое разнообразие и легкость композиции, но необходимо при таком оформлении учесть основную задачу газет — наиболее полное восприятие читателем содержания материалов с выделением наиболее важных.
В настоящее время при компьютерном макетировании газетных и журнальных полос широко используется модульный принцип построения композиции. Основой композиции является модуль—прямоугольник, исходные размеры которого повторяются во всех элементах полосы. Правильно выбранная модульная сетка автоматически обеспечивает соблюдение ритма и пропорций в структуре полос и облегчает компьютерный процесс макетирования, набора и верстки. При использовании модульной сетки возможны вертикальная, горизонтальная и смешанная структура композиции полос, облегчается также ступенчатая (ломаная) структура.
Особенности технологии газетной верстки.Первая особенность— сжатые сроки. Верстку выполняют строго по макету. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все полосные колонки должны быть одинаковой длины.
Многие правила книжно-журнальной верстки приемлемы и для газетной. Исключение состоит в том, что необязательно выдерживать приводность строк, выдерживается лишь горизонтальная приводка строк в одной статье и приводка последних строк всех колонок; допустима разбивка отдельных абзацев на шпоны; допустимы переносы более чем в пяти строках подряд; формат иллюстрации обычно равен одной или нескольким колонкам и др.
Некоторые правила верстки характерны только для газет:
линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки, а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал;
шапки и заголовки отбиваются от колонтитула на 10—12 п.;
отбивка рубрик не зависит от условий приводности полос; заголовки от последующего текста отбиваются на 4—6 п., а от предыдущего — на 8—12 п.;
текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2—4 п., а линейки рамки от текста смежных статей — на 4—8 п.;
линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п., а от предыдущего текста — на 4—6 п.;
в качестве знаков сносок используются звездочки, сноски заверстываются внизу колонки, к тексту которой относится сноска.
Газетные полосы, как правило, подвергаются большой правке после введения текста и в процессе верстки. Например, внесение новых информационных сведений может вызвать отступление от макета; возникает необходимость набора некоторых материалов другим шрифтом, на другой формат или выделения какого-либо текста иными графическими или текстовыми приемами. При этом часто возникает необходимость «вгонки»/«выгонки» строк, т.е. новый набор.
3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
Оригинал (original — лат.) — первоначальный, подлинник. В полиграфии оригиналом принято считать все, что поступает из издательств в типографии или комбинаты для полиграфического воспроизведения: специально подготовленный оригинал рукописи произведения автора, фотографии, рисунки, чертежи и т.д.
Все издательские оригиналы подразделяются на текстовые и изобразительные (иллюстрационные).
Текстовые оригиналы ОСТ 29.115 — 88 в основном делятся на следующие виды: машинописный, полиграфический, рукописный, оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) и кодированный.
Машинописный издательский оригиналпредставляет собой отпечатанный на пишущей машинке с соблюдением определенных требований текст прорецензированной и отредактированной рукописи. Оригинал должен быть отпечатан на одной стороне листа бумаги форматом 210x297 мм. Бумага должна быть хорошего качества, чтобы при внесении дополнений или разметке оригиналов чернила не расплывались.
Текст должен быть отпечатан через два интервала; поля на странице оригинала — левое не менее 20 мм, правое -— 10 мм, верхнее — 20 мм и нижнее не менее 20 мм. В одной полноформатной строке должно быть 56—57 знаков, включая пробелы, 30 строк на странице оригинала, тогда емкость такой страницы составит в среднем 1700 знаков, а емкость 24 таких страниц — 40 000 знаков. Авторский лист содержит 40 000 знаков.
Встречающиеся в тексте иностранные символы, математические и другие специальные знаки, отсутствующие на клавиатуре, могут быть вписаны в оригинал четким почерком чернилами черного цвета.
Оригинал должен быть вычитан корректором, пронумерован цветным карандашом, кроме красного, арабскими цифрами, а на титульном листе оригинала должно быть указано общее число страниц.
Вычитка оригинала — важная задача обнаружения грамматических и стилистических ошибок и неточностей.
Печатный (полиграфический) оригиналможет быть целиком для всего издания или с частично включенным машинописным текстом. Целиковый полиграфический оригинал используется при переиздании. Для изготовления такого оригинала страницы книги наклеивают на одну сторону листов стандартной бумаги указанного размера.
Многоколонные издания должны быть разрезаны по колонкам, точно скомплектованы по порядку следования текста и наклеены по одной колонке на стандартный лист бумаги. Шрифт должен быть не мельче кегля 10 п., нормальной плотности и прямого начертания. Оригиналы, напечатанные шрифтами узкого начертания и кеглем мельче 10 п., в производство не принимаются, исключение составляют документальные издания и издания, сложные для перепечатки, набранные шрифтом Новой газетной гарнитуры, кеглем 8 п. Никаких исправлений и добавлений в полиграфический оригинал делать не разрешается; все страницы с добавлениями и исправлениями должны быть перепечатаны, вычитаны и включены в оригинал под общей нумерацией.
Оригиналы с частичным включением вырезок из отпечатанных изданий должны отвечать всем перечисленным выше условиям. Вырезки должны быть вклеены в текст на свои места.
Рукописный оригиналдопускается для текстов на языках, не имеющих соответствующих клавиатур на пишущих или наборно-пишущих машинках. Частично такие оригиналы оформляются для сложного словарного текста, лингвистических и формульных текстов.
Рукописный оригинал должен быть написан крупным четким почерком чернилами черного, темно-синего цвета, расстояние между строками должно быть равным 1 см.
Для всех частей рассмотренных оригиналов, предназначенных для набора на другом оборудовании или другими способами, изготовляются дубликаты— оригиналы, представляющие собой точную копию частей основного оригинала (например, таблицы, формулы или части текста, которые предполагается набирать отдельно от основного оригинала). Такая технология используется и в настоящее время при фотонаборе и компьютерном наборе. Наличие дубликатов позволяет производить набор по основному оригиналу и дубликатам одновременно на разном оборудовании и соединять все тексты в процессе верстки автоматически или в диалоговом режиме.
Закодированный текстовой оригинал— электронный файл. Электронный файл может содержать текстовую информацию и сопровождаться распечаткой и необходимыми пояснениями. Использование файла освобождает от набора, но оригиналом считается распечатка текста, для первой корректуры, вычитанная корректором после необходимой редакционной правки, если она предусмотрена.
Второй вариант электронного файла — закодированный оригинал-макет. Он может быть изготовлен в издательстве и готов для монтажа, хранения или передачи без изменения.
Третий вариант электронного файла — авторский закодированный оригинал-макет, или «оригинал в авторской обработке», который может быть использован только для простых работ типа методических пособий, так как материал, представленный на дискете автором, не отредактирован в издательстве, не вычитан корректором и может содержать разного рода ошибки.
Кроме того, указанный вид оригинала может быть неправильно отформатирован и размечен, что в значительной степени усложнит работу с ним. В этом случае легче набрать и сверстать заново по оригиналу, чем воспользоваться таким закодированным оригиналом-макетом.
Оригинал-макет— точная копия полос будущего издания, предусматривающая построчное совпадение. Такой оригинал-макет, предварительно прошедший все стадии издательской обработки, изготавливался на наборно-пишущих машинках, типа ИГВ и более сложных типа IBM Композер, оснащенных девятиширинным шрифтом, быстросменными шрифтоносителями для набора на различных графических основах текстов любой сложности, монитором, счетным устройством, делающим возможность использовать внешнюю память.
Оригинал-макет, предназначенный для набора, в настоящее время утратил свое значение и не используется.
Репродуцируемый оригинал-макет(РОМ) используется для фотографирования, если он изготовлен на бумаге, а также для копировальных процессов или контактного копирования, если он изготовлен на прозрачной основе. Репродуцируемый оригинал-макет может содержать иллюстрации, если он изготовлен на компьютерных издательских системах (КИС), или для иллюстраций могут быть оставлены места на полосах, в которые они монтируются при монтаже (традиционном или электронном).
Репродуцируемый оригинал-макет может быть закодирован после его изготовления в соответствии с правилами набора и верстки и готов для последующих операций или хранения в виде электронного файла.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 5862;