КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ
При классификации шрифтов используются различные подходы. Это обусловлено следующими факторами.
Графические особенности шрифта, его художественная форма не раз останавливали на себе внимание искусствоведов. Прежде всего, было замечено, что выразительные качества шрифта обогащались в процессе его развития. Исторически сложившиеся характерные рисунки шрифтов несут на себе определенные стилевые и национальные признаки. В разновидностях рисунка наборных шрифтов нашли отражение техника, инструмент, с помощью которых выполнялся первоисточник шрифта, материал, на который он наносился. Таким образом, определенные группы шрифтов связаны с эпохой их создания, ее культурой, искусством, техникой и теми предметами и объектами, на которых шрифт писался, высекался, вырезался или создавался иными способами.
Помимо этого, форма букв способна сама по себе вызывать, в той или иной степени, ряд ассоциативных представлений. Характер шрифта и способ его компоновки свидетельствуют о статике или динамике. Например, курсивные и наклонные начертания шрифта во многих случаях выглядят более динамично, чем прямые. Светлым, жирным, полужирным начертанием шрифта может быть вызвано представление о его весомости («тяжести» или «легкости»). Насыщенность шрифта, обуславливаемая толщиной штрихов и плотностью рисунка букв, позволяет говорить о той или иной его «цветности». Нормальные, узкие и широкие начертания шрифта при определенных обстоятельствах связываются с понятиями о большей или меньшей стройности, устойчивости и пропорциональности.
Рисунок букв может восприниматься на бумажном листе как плоскостной или пространственный. Плоскими выглядят шрифты с одинаковой толщиной основных и соединительных штрихов. В шрифтах, имеющих различные толщины основных и соединительных штрихов, тонкие штрихи кажутся более удаленными, и создается впечатление, что буква в целом обладает определенным объемом. В строчном начертании большинства гарнитур преобладают круглые буквы и выступающие за линию строки элементы, что делает это начертание менее строгим, чем прописное, и более удобочитаемым при длительном чтении. Буквы строчного начертания, будучи доведены по размеру очка до величины прописного, оказываются насыщеннее прописного.
Почти в каждом кегле шрифта содержится прямое, курсивное, светлое, полужирное, строчное и прописное начертания, а в некоторых гарнитурах — жирное, широкое и узкое. Избрав для оформления книги только одну гарнитуру, художник будет иметь достаточное многообразие выразительных средств шрифта, заключенных в его рисунке, размере и начертании.
Несмотря на то, что шрифты одной гарнитуры объединены общим характером рисунка, различные начертания делают их значительно, а порой и резко отличающимися друг от друга. Кроме того, такие начертания, как прямое и курсивное, прописное и строчное, имеют и различное историческое происхождение.
Для того чтобы изучить и понять современные проблемы классификации шрифтов необходимо не только изучить все виды шрифтов, но и разобрать их основные современные классификации. Каждая из них по-своему верна и содержит в себе ряд особых признаков, однако не одна из них не может собрать в себе все известные характеристики шрифта. Это объясняется не только проблематичностью изучения всех видов, но и спорностью в классификации некоторых видов шрифтов.
Таким образом, можно выделить следующие классификации шрифтов.
В зависимости от области применения | Историческая классификация | Некоторые стандарты |
текстовые выделительные титульные акцидентные (декоративные) специальные знаки | гуманистическая антиква переходная антиква новая антиква брусковые шрифты рубленые шрифты | ГОСТ 3489 I-71 и ГОСТ 3489 38-72б MS Windows IBM Classification PANOSE |
Классификация шрифтов в зависимости от области применения, историческая классификация, а также классификация в соответствии со стандартами ГОСТ 3489 1-71 и ГОСТ 3489-38-72б используется в традиционном наборе. Она имеет место при рассмотрении ручного, строко- и буквоотливного, а также фотонабора и в данном издании не рассматривается.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 3052;