ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Условно сценическая площадка разделена на 3 части: первый план, второй, план, дальний план.
1-й план находится на авансцене использовать его надо осторожно т.к. он убивает иллюзию.
2-й план дает возможность воспринимать человеческую фигуру целиком, поэтому на втором плане хороши выходы солистов. Данный план можно назвать общим планом - именно здесь легче создается атмосфера жизни группы людей, тогда как первый план останавливает наше внимание поочередно.
Дальние планы хороши для больших монументальных композиций и тех моментов композиции, где обильное движение. Человек воспринимается уменьшенным.
Мизансценическая ось – человек выгоднее смотрится на первом плане, поэтому осью композиции можно признать середину первого плана сцены в высоту человеческой фигуры.
У композиции есть ось, делящая сцену на правую и левую половины. Казалось бы, они равноценны. Но стоит помнить, что мы привыкли смотреть слева направо, соответственно левая часть сцены означает предварительность, правая - тяготеет к окончательности. Если нужно показать сопротивление, то движение исполнителей должно быть справа налево, воображение зрителя будет как бы препятствовать движущемуся и тем лучше создаться иллюзия затрудненности. Говоря о зрительском восприятии, мы говорим и о пространственной композиции - это пространственный рисунок (рисунки, переходы, перестроения). Рисунок танца, как и вся композиция должен выражать определенную мысль и быть подчиненным основной идее произведения, эмоциональному состоянию героев.
Для активизации зрительского восприятия используют приемы:
1. увеличение или уменьшение количества исполнителей во время номера
2. ускорение и замедление темпа движения
3. яркая смена рисунка
4. смена характера движений
5. смена музыкального сопровождения
6. движение по прямой дает композиции строгость и сухость. Оно красиво, но не следует им злоупотреблять. Если движение линии идет на авансцену, то это ощущение сильного напора.
7. круг – есть скрытая гармония. Круг успокаивает. Полный круг в мизансцене подчеркивает идею законченности. Круг рисунок неустойчивый, отражает образ солнца. По настроению выражает радость, вечность.
8. квадрат- это точное и узаконенное восклицание. Многие кадрили имеют квадратное построение.
9. диагональ рассматривается в зависимости от направления движения исполнителей настроение- героизм иногда безысходность. Диагональ всегда эффектна
10. симметрия простейший способ создать на сцене композиционное равновесие.
11. горизонталь используется, чтобы создать спокойствие или наоборот хаос- это зависит от характера движений
12. вертикаль используется в кульминации, когда надо выделить момент.
Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на исполнителя. Ракурсы бывают ан фас, круазе, эффассе, арабеск.
И как балетмейстер воспользуется ими, от этого часто зависит богатство или скудность танца.
Фас- если актер идет фас, то зритель настораживается, ждет важного сообщения.
Круазе и эффассе самые громкоговорящие ракурсы, движение по диагонали дает возможность прочтения позы зрителю.
Профиль –долгое нахождение дает ощущение затянутости
Полуспинный ракурс применяется часто, когда надо сосредоточить внимание зрителя на главном объекте. Человек стоит спиной, одно плечо слегка отведено от зрителя, здесь можно выразить, что угодно и усталость, и другое состояние.
Важно в постановке поставить точку, как последний аккорд в музыке.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 768;