ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА
Балетмейстер – мастер танца, создающий хореографическое произведение. Он подобно композитору или поэту воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Несомненно, это должен быть творчески одаренный человек. Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы над танцевальным номером. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т.е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить свое отношение к какому-либо событию, к поступкам героев танцевальных композиций. Чем шире кругозор балетмейстера: владение не только секретами хореографического искусства, но и умение разобраться в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе, тем интереснее задумки и воплощенные в танце идеи. Не лишними будет знание истории, мифологии, различных наук, т.к. многогранность знаний помогает создавать танцевальные произведения на различные темы, которые вызывают интерес у самого балетмейстера, исполнителя и зрителя.
Термин «Хореограф» появился в 1770 г. В переводе с греческого «Хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова со временем стал значительно шире и понятие «хореографии» включает в себя все то, что относится к искусству танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы и бальные, и современные – все это мы называем хореографией.
Что такое танец? Это выражение мысли и чувства средствами условных движений (па), жестов и поз.
Что такое пантомима? Это жанр театрального искусства, где без помощи человеческой речи, выразительными средствами тела, жестов и мимики передается содержание того или иного действия.
Именно танец и пантомима являются основными выразительными средствами хореографического искусства.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА
Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении
Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:
1. сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)
2. произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)
3. исторического события (героические события, исторические личности)
4. фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)
5. образного впечатления от прослушанного музыкального материала
(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание
поделиться своими впечатлениями с другими).
Известные балетмейстеры-сочинители: М.Петипа, М.Фокин, Ю.Григорович, И.Моисеев, Н.Надеждина, Т.Устинова, М.Мурашко.
Балетмейстер-постановщик занимается постановкой хореографического произведения, сочиненного балетмейстером-сочинителем на исполнителей. Данную работу может выполнить и сам балетмейстер-сочинитель. Но иногда балетмейстеру приходится осуществлять постановку концертного номера, созданного другим автором, как нередко говорят, «переносить» танец или спектакль, родившийся в одном театре, на сцену другого, причем делать это он может только с согласия автора хореографического произведения. Естественно при переносе должен быть указан автор. Балетмейстер- постановщик должен безукоризненно знать это произведение: т.к. существуют сольные партии и партии для кордебалета. Важно четко представлять посильно ли исполнение данного произведения исполнителям, с которыми предстоит осуществить постановку.
Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.
Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией.
Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.
Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1069;