ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХРИСТИАНСТВА
С момента своего зарождения христианство было образовательной религией. Иисус Христос сделал обучение и воспитание основными средствами распространения своих идей: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — напутствовал он своих учеников.
Вся основная христианская литература направлена на воспитание добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности.
Она учит добровольному служению людям и обществу, а не «эгоистической замкнутости в себе».
Она адресована каждому в отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. Жизнь всегда и везде социальна, «она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой совокупности развивается отдельный человек» (В. Зеньковский).
Христианство социально-педагогично по своей сути, ибо видит в человеке «образ Божий»: в отличие от всех остальных живых существ человеком не рождаются, а становятся в процессе всей жизни.
Социально-педагогический воспитательный потенциал христианской религии во многом определяется заложенными в ней идеями и принципами: открытостью, перспективой, равенством и др.
Принципы и идеи
Открытость по горизонтали определяется идеей равенства всех людей перед Богом.
Принцип равных возможностей объединяет их и лежит в основе идеи соборности. В социально-педагогическом плане это означает, что все дети — «наши»: нет детей своих и чужих.
Открытость по горизонтали обеспечивается и тем, что для принятия христианства нет никаких ограниченийво времени и пространстве; ни по национальному, ни по социальному или иному признаку; ни даже по прежней вере.
Открытость по вертикали обеспечивается более сложно, так как в нижней точке — человек (существо греховное и падшее), а в верхней — Бог — верховная идеальная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом. Сущность Божия для человека «недомыслима и совершенно недостижима», т.е. человек никогда не сможет стать Богом и, таким образом, кажется, что система закрыта, так как исчезает мотивация, разрушается педагогический механизм: если цель, идеал очевидно недоступны, то человек не стремится к их достижению.
Однако в христианстве заложен искусный механизм поэтапного нравственного восхождения человека и приближения его к Богу: ты искренне веришь в Христа и живешь по его заповедям, ты — правоверный христианин; ты служишь Богу верой и правдой, ты нравственно поднимаешься еще выше; ты живешь и действуешь по законам Божьим, являя собой пример истинного служения вере для всех остальных, ты причисляешься к лику святых; ты проповедуешь идеи Христа, ты становишься Его учеником — апостолом. Образцом совершенной земной жизни является жизнь апостолов, которые утвердили своим примером возможность осуществления христианского вероучения на земле. Таким образом, любой истинно верующий христианин может максимально приблизиться к Богу, никогда не достигая его образа.
Открытость перспективы — мощный социально-педагогический рычаг, который всегда использовали социальные педагоги в своей деятельности. Представляется, что вера христианская и педагогическая в отношении перспективы бытия различных объектов и субъектов, с которыми работают социальные педагоги, должны, если не совпадать, то помогать друг другу.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 3502;