Основные методологические подходы в построении курса
Культурологический подход. Этимология слова «культура» (от латинского «cultura») восходит к «обработке», «возделыванию почвы». Позднее сущностное значение термина было перенесено на человека, как его «возделывание», «создание» — культивирование, и, таким образом, он стал связываться с образованием и воспитанием человека (С.П. Мамонтов). Сегодня понятие «культура» несет полифункциональную нагрузку как: совокупность достижений и творчества того или иного народа; характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и других общностей (культура палеолита, феодальная и т.п.); степень совершенствования в определенной сфере человеческой деятельности (культура труда, поведения, речи и т.д.); вид сельскохозяйственных растений (бахчевые культуры, злаковые и др.).
Для нас культура представляет особый интерес как деятельность людей, ее результаты, выражающиеся в стремлении поддержать и воспроизвести социально ценные национальные традиции и условия жизни, а также улучшить и упорядочить ее в соотнесенности с общечеловеческими ценностями, чтобы воспроизводимый национальный тип личности, обладая характеристиками и особенностями своего этноса и национального менталитета, воспринял все лучшее из общечеловеческой культуры. И в этом смысле восстанавливается исходное значение культуры как понятия, связанного с процессом культивирования — улучшения, осовременивания содержания, форм, условий и средств формирования личности конкретно-исторического национального типа с учетом уровня достижений мировой культуры, т.е. с процессом создания цивилизованных условий жизни человеческого общества.
Таким образом, культура выступает как динамический процесс создания цивилизованных условий жизни и труда человека, в основе которого лежит его творческая деятельность и сам человек как субъект этой деятельности (Н.С. Злобин).
Современная наука рассматривает культуру как процесс и результат преобразовательной деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей общества, что является основой, целью и содержанием воспитания и образования молодого поколения, развития «всех сущностных сил» каждой личности.
Если определить сущность социализации личности как процесс интериоризации (усвоение и присвоение в качестве своей) ею культуры своего народа, конкретного общества и государства в совокупности с достижениями мировой культуры и развитие на этой основе всех ее «сущностных сил», то культурологический подход становится одним из приоритетных в разработке современных проблем социальной педагогики. Культура выступает как необходимое условие, средство, процесс и результат социального воспитания и обучения индивида, так как при этом условии достигается не только формирование социальных качеств личности, адекватных данной культуре и обществу, что и обеспечивает ее оптимальную «стыковку» с ним — социализацию, им достигается и оптимальный вариант саморазвития, самовыражения, самореализации — самоутверждение этой личности в социуме, что и составляет одну из главных задач социальной педагогики.
Методология культурологического подхода позволяет рассматривать проблемы образования и социальной педагогики в общекультурном и социальном контексте как интеграцию личности с национальной и общечеловеческой культурой в конкретно-историческом сообществе в систему социально-ценностных (общественных) отношений, принятых в нем. Логика культурологического подхода в социальной педагогике основывается на признании интеграции и единства национальной и общечеловеческой культуры базисным — основополагающим и системообразущим фактором становления и развития личности как социальной единицы общества: знания, идеи, ценности и нормы человеческих отношений не являются врожденными. Следуя этой логике, можно утверждать, что воплощение достижений мировой культуры, как единства и гармонии национальной и общечеловеческой, составляет главную задачу, фундамент и содержание процесса социализации и потому должно осуществляться во всех педагогических и социально-педагогических системах и составлять один из ведущих критериев их деятельности.
Аксиологический подход.Ядром культуры являются ценности, которые системно организуют ее как фактор становления, развития и цивилизованного возвышения (совершенствования) личности, создания оптимальных условий для ее социализации. Они образуют стратегические ориентиры этого процесса. Аксиология рассматривает культуру как процесс поиска, создания и обретения ценностей, как совокупность материальных и духовных ценностей народа и общества, выработанных в процессе исторического развития, форму их цивилизованного бытия. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Следовательно, их и следует рассматривать как стратегическую систему координат в процессе социализации, определяющую эволюцию процесса личностного развития и самореализации.
Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как человек рассматривается в них как высшая ценность и самоцель социального развития. Социальное воспитание и образование выступают главными условиями развития личности ребенка, обеспечивающими проявление его активности, инициативы и самодеятельности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в процессе социализации. Ценностный подход позволяет рассматривать социально-педагогические проблемы в свете основных задач гуманизации, что и создает условия для объективного разрешения проблемы социализации личности в целом, гармонизации ее взаимодействия с обществом в частности.
В основе ценностного подхода лежит понимание и утверждение непреходящей ценности человеческой жизни, признания высокой значимости субъективности, т.е. индивидуального личностного начала в человеке, образования и социализации как важнейших средств его развития. Гуманистически ценностная ориентация этой связи выступает как «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей общества и государства. Она выступает «логическим центром ценностно-мировоззренческой системы и потому является основой оценочно-аналитической и творчески-поисковой работы сознания». Это положение составляет основу главного критерия в оценке теорий и деятельности воспитательных и социально-педагогических систем.
Инновационный подход. Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. И в этом отражается сущностная взаимосвязь между культурологическим, аксиологическим и инновационным подходами (И.П. Подласый). Сущность понятия «инновация» заключается не только в создании и распространении принципиальных новшеств, но в преобразованиях и изменениях образа деятельности, стиля мышления педагога, который с этим связан (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др.).
Под инновацией понимается комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства для удовлетворения общественных потребностей. Она предполагает принципиально иные, нетрадиционные подходы и идеи в решении как новых, так и существующих проблем. Инновационная педагогика видит «свой смысл» в выявлении и максимальном развитии потенциала личности с целью подготовки ее «к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных условиях» (Д. Боткин). Инновационная педагогика устремлена в будущее, т.е. превалирует опережающая, прогностическая функция в теории и практике социально-педагогической деятельности. Главные черты инновационного подхода — «предвосхищение», «сотрудничество» и «сотворчество» (В.Я. Ляудис и др.).
Особую роль в рассмотрении педагогических и социально-педагогических проблем с позиций инновационного подхода играет принцип единства традиционного и новаторского. Этим самым обеспечивается диалектический механизм развития цивилизации и соответствующей культуры: с одной стороны, традиция относится к прошлому, к истории; однако ее историческое проникновение в современность и будущее представляет собой необходимый императив, с помощью которого прошлые поколения вступают в живую связь с современными, передавая им свой социально ценный опыт; с другой стороны, многое из того, что сейчас принято называть инновациями в педагогическом процессе, имеет свои глубокие корни в древнейших педагогических теориях и практике.
Если обобщить эти исходные посылки, то можно сказать: инновационная педагогика — это система нетрадиционных идей и закономерностей, позволяющая целенаправленно проектировать и организовывать процесс образования и социального воспитания с целью создания максимально целесообразной ситуации для развития личности ребенка в процессе ее социальной адаптации. Инновационный подход позволяет формировать личность, способную принять «вызов будущего», что возможно только при одном условии: если она сама становится субъектом социализации.
Специалисты отмечают тесную взаимосвязь между процессом социализации личности и инновационной природой каждого акта социализации: человек, входя в систему общественных и производственных отношений, как бы формирует и воспроизводит эти отношения как субъект инновации. Поэтому можно «предположить, что каждый акт социализации, освоения любой формы реальности есть для личности инновационный акт» (Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под ред. В.Л. Матросова. М., 1999. С. 66).
История социальной педагогики во многом обретает личностную (авторскую) природу происхождения и развития— как возникновение инновационных педагогических и социально-педагогических систем и направлений в общем контексте взаимодействия и адаптации личности самого педагога в системе общественных отношений в качестве сущностной характеристики процесса социализации. В связи с этим создание социальных и педагогических биографий авторов, их анализ, выявление природы их социально-педагогического творчества также составляют важный аспект истории социальной педагогики.
Самое важное новообразование, возникающее в условиях инновационной деятельности, — это способность к формированию новой позиции личности в отношении к миру, обществу, самому себе.
Системный подход. Одним из общенаучных современных подходов является системный. Он предусматривает «конкретизацию и углубление диалектико-материалистического учения взаимной связи и развития предметов и явлений действительности» (В.Г. Афанасьев).
Системное исследование необходимо, когда его предметом выступают некий процесс, явление, объект, имеющий структурные компоненты, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии. Системный подход предполагает и системный результат исследования, что сразу же резко повышает его значение и эффективность, он является обязательным условием для достижения объективности историко-педагогического знания, а следовательно, и для более результативного разрешения его прогностической функции.
Система обладает качественно новыми, более высокими возможностями, чем отдельно взятый элемент, в этом и заключается эффект системности, что объясняет приоритетность его применения в науке и практике.
Сущностью и ядром системного подхода стало интегральное и многомерное измерение явлений во времени и пространстве, во взаимодействии его внутренних и внешних связей. Выявление внутренних структурных компонентов системы и определение «внутренних» признаков системности составляет один из важных аспектов этого подхода при изучении процесса становления и развития (генезиса) социальной педагогики. Другой, не менее важный аспект системного подхода состоит в исследовании генезиса социально-педагогической практики в контексте соответствующей макросистемы (для нас — это социализация личности в условиях конкретного общества, процесс гармонизации ее взаимодействия с ним, выявления социально-педагогической составляющей в этих процессах во взаимосвязи и взаимодействии с ними).
Таким образом, доказательность и аргументация системности социально-педагогического наследия отдельных педагогов, социально-педагогических концепций и теорий (что напрямую выводит к их целостности и комплексности) составляют стратегические задачи истории социальной педагогики.
Целью курса является формирование глубоких и прочных знаний у студентов — будущих социальных педагогов— об основных этапах, тенденциях и закономерностях развития социально-педагогического процесса; выработка умений и навыков применения философского, исторического, социологического, психологического и других полученных ими ранее знаний в процессе осмысления и изучения становления и развития основных мировых социально-воспитательных и образовательных систем. В целом историко-педагогическое знание активно влияет на формирование и развитие исторического сознания социальных педагогов, закладывает фундамент современного (новаторского, инновационного) педагогического мировоззрения, расширяет общеобразовательный и профессиональный кругозор будущих специалистов социального профиля.
Одной из важнейших задач учебного курса «История социальной педагогики», как части психолого-педагогической подготовки будущих специалистов — профессионалов в системе МГСУ, является способствование формированию гуманистически ориентированного мировоззрения у студентов университета как базового компонента успеха в их будущей профессиональной деятельности, их гражданского бытия и процесса собственной социализации.
Курс знакомит с основными тенденциями и закономерностями развития социального воспитания и образования в различные исторические эпохи, показывает связь этих процессов с социально-экономической и общественно-политической структурами государства и общества. Он выполняет объяснительную, воспитательную и прогностическую функции, способствует развитию у студентов критического мышления, вырабатывает умение переосмысливать историко-педагогическое прошлое и настоящее в современных условиях, способствуя тем самым успеху в осуществлении ими самостоятельной научно-исследовательской работы и будущей профессиональной деятельности.
Литература
1.Историясоциальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. — М.: Гардарики, 2003. — 255 с.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2697;