Хозяйственное освоение Донбасса. Народные восстания.
Сельское хозяйство Увеличение численности населения в ходе дальнейшего заселения края, уменьшение угрозы татарских набегов после заключения Белградского договора
способствовали дальнейшему развитию сельского хозяйства региона. Ведущее место занимало скотоводство. Удельный вес скотоводства среди других отраслей определялся не только благоприятными климатическими условиями, но и возможностями доставки и реализации живого скота и продукции животноводства на местных ярмарках, в российских столицах и в соседних государствах, в том числе и в Крыму. В 1793 г. в Славянском уезде насчитывалось 23, а в Мариупольском - 22 животноводческих завода, среди них соответственно 11 и 9 приходилось на конные заводы. Владельцы заводов (ими были не только помещики, казацкая старшина, но и зажиточные крестьяне) немало внимания уделяли селекционной работе.
Преобладали мясные породы крупного рогатого скота. Среди овец чаще всего упоминаются силезские и испанские породы. Путешественники отмечают, что брынза была более популярна среди местного населения, чем творог. Даже летом в некоторых селах трудно было найти свежее молоко, так как им вскармливали телят. В большинстве случаев телят не отлучали от коров, что благоприятно влияло на развитие скотоводства, значительно уменьшая потери молодняка. Особенно широкое распространение скотоводство получило среди мариупольских греков. Больше всего они разводили овец, шерсть которых использовалась для изготовления одежды. Из выделанной шкуры шили кожухи. В конце века в крестьянских хозяйствах все больше разводили коз, свиней и домашней птицы.
Во второй половине XVIII в. заметно возрастает удельный вес земледелия. Выращивали просо, лен, коноплю; из овощей - арбузы, красные и белые дыни, разные огурцы, земляные яблоки (картофель), чеснок, лук, свеклу, петрушку и многое другое.
В преобладающем большинстве для возделывания почвы использовался тяжелый железный плуг, в который запрягали по нескольку волов, а для вспашки целины — до трех-четырех пар. Для распушивания почвы применяли разные виды рала и борон. Уборка ржи и пшеницы в большинстве случаев производилась серпами, а ячменя, овса, проса и гороха — косами. Иногда косами убирали низкорослую рожь и пшеницу. Обмолачивали хлеба на специально устроенных на поле токах цепами, реже лошадьми. При обмолоте лошадьми ломалась солома, которая часто использовалась для покрытия строений. Однодворцы свозили хлеб с полей и складывали в скирды. Обмолот производили по мере необходимости в хлевах, в большинстве случаев зимой. Зерно хранили в специально выкопанных в земле ямах, а однодворцы — в построенных амбарах или в кадушках в жилых помещениях. Урожайность в благоприятные годы в среднем составляла сам-10 -
сам-8, в засушливые даже не покрывала посевов. Недороды были довольно частыми. Иногда последние случались от чрезмерных дождей, которые летом в виде ливней обрушивались на эту территорию и не позволяли своевременно собрать выращенный урожай. Поэтому земледелие было не только более трудоемкой отраслью, чем скотоводство, но и менее надежным занятием.
Несмотря на это, к концу XVIII в. оно становится ведущей отраслью сельского хозяйства и постепенно вытесняет на второй план скотоводство. К
этому времени под пашней было занято около 2/3 всех угодий, под сенокосами — лишь около 20%. В конце XVIII в. утвердилась трехпольная система севооборота (на юге встречалось и двуполье). В большинстве случаев землю обрабатывали железными плугами и деревянными с железными зубьями боронами — орудиями, наиболее приспособленными к степной зоне. Определились сроки проведения основных видов полевых работ. Среди посевов озимые хлеба стали вытеснять яровые. Для посевов последних стали использовать зимние оттепели, что обеспечивало накопление влаги. В конце XVIII в. продукция земледелия не только обеспечивала местные потребности, но и вывозилась в Крым и другие страны.
Сравнительно меньше уделялось внимания огородничеству и садоводству, в основном удовлетворявшим потребности производителей и местного рынка. Наиболее славился своими садами Славянский уезд. Из фруктов выращивали вишни, сливы, яблони, груши. Местные жители, прежде всего греки, разводили виноград. В Славяногорском монастыре имелся целый виноградник, где выращивались разные сорта винограда. Греки также разводили тутовые деревья и занимались шелководством. Всего в помещичьих селениях Бахмутского, Славянского и Мариупольского уездов в 1795 г. имелось 88 «регулярных» садов, 45 из них (более половины) приходилось на Славянский уезд.
Промыслы
В конце мая 1709 г. Петр I, проезжая из Таганрога под Полтаву, остановился в разрушенном городе Бахмуте. Он ознакомился с состоянием соляных промыслов и распорядился восстановить казенное солеварение. Чтобы обеспечить Бахмутские соляные заводы и усилить их охрану, правительство в 1712 г. приписало к Бахмуту 1450 душ мужского пола «черкас» Изюмского полка.
В 1715 г. к казне отошли и Торские заводы. В 1716-1718 гг. казна получала от промыслов ежегодно до 50000 рублей прибыли. Только в Бахмуте с 1 февраля по 21 августа 1717 г. было выварено почти 93000 пудов соли. В 1738-1739 гг. наметился резкий спад в производстве соли, что объясняется военными событиями и распространением чумы в регионе. Это ограничило приезд чумаков в Бахмут и Тор за солью.
К 1750 году варницы были реконструированы. Ввод новых варниц в Торе дал ощутимую прибавку в производстве соли. Если в 1734-1743 гг. здесь годовое производство соли составляло в среднем 8500 пудов, то в 1750-1759 гг. — 59700 пудов. В целом оба завода в 1750-х годах давали более 0,5 млн. пудов соли в год. Однако из- за недостатка дров, нерегулярного обеспечения заводов рабочими руками (с 1743 г. эта повинность была возложена на население государственных сел Белгородской и Воронежской губерний) заводы продолжали работать неритмично и не полностью обеспечивали население Слобожанщины и южных уездов России солью. Поэтому в 1759 г. правительство разрешило доставку в эти районы более дешевой самосадочной соли из Ельтонских озер.
После подписания Кючук-Кайнарджийского договора между Россией и Турцией стала возможна свободная доставка крымской соли. Угроза полнейшего
уничтожения лесов в Подонцовье побудила администрацию Азовской губернии решиться на закрытие местных соляных промыслов. В конце 1782 г. генерал-губернатор Г. Потемкин санкционировал это решение.
Важное место среди занятий местного населения занимало рыболовство. Рыбу вылавливали не только запорожские и донские казаки, купцы, но и торские и бахмутские солевары, греки и другие слои населения. На побережье Азовского моря в 60-х гг. XVIII в. насчитывалось около 40 рыбных заводов, на которых производилась разная рыбная продукция. В летнюю пору на каждом из них работало по 15-20 наемных работников. Вылавливали рыбу большими неводами до 1000 саженей в длину с мешками-накопителями. В море вылавливали белугу, осетра, севрюгу, стерлядь, шипа, сома, судака, камбалу, тарань, сельдь и другие виды рыб. Современники отмечали, что за один раз добывали до 3000 штук рыб. В реках, во время нереста, нередко выгребали рыбу из воды лопатами.
Местные жители обычно для собственных нужд вылавливали рыбу в реках и речках, а также в прудах. Например, в Бахмутском уезде в 1795 г. из 122 сел пруды имелись в 86. В некоторых селах их было по два и более. Обыкновенно в них водились, как и в реках, щука, окунь, карась, сом, плотва и другие виды рыб. Поэтому рыба в Приазовье была довольно дешевой и за ней приезжали чумаки из разных районов Малороссии, купцы из центральных уездов России. Пуд соленой белуги, как и икры, продавался по 80 коп. Из рыбы изготовляли разные продукты- соусы, клей и другие.
Определенное место отводилось и охоте на диких животных и птиц. В описаниях Азовской губернии 1781 г. перечисляются такие животные, как медведи, волки, шакалы, козы, кабаны, лисицы, зайцы, барсуки и другие, на которых охотилось местное население. Среди птиц особо распространены были дикие гуси, утки, куропатки, фазаны, дроф, перепела. Вылавливали их в преобладающем большинстве специальными сетками и очень редко с помощью ружья.
Широко было распространено и пчеловодство, которым занимались не только сельские жители, но и горожане, содержавшие пасеки на хуторах. Мед предназначался как для собственного потребления, так и для продажи. Воск употребляли для изготовления свечей.
Важное место во второй половине XVIII в. занимали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, прежде всего мельницы, крупорушки и винокурни. На территории края отмечаются три вида мельниц: водяные, ветряные и земляные, приводившиеся в движение лошадьми. Распространение мельниц во многом зависело от наличия воды. На реках и речках обычно строились водяные мельницы. В конце XVIII в. в Бахмутском уезде их числилось 69 на 246 мучных камней (на одну мельницу приходилось более трех камней), в Мариупольском - 37, в Славянском - 84; ветряных - соответственно -1, 18 и 28; земляных - 1 (в Мариупольском уезде). На них не только осуществлялся помол зерна на разные виды муки, но и изготовлялась крупа, а также выполнялись другие работы.
На винокуренных заводах производили водку из хлеба. В 1793 г. в Бахмутском уезде работало 17 таких предприятий, в Славянском - 10. В
Мариупольском уезде они не отмечены, но зато здесь имелось 7 небольших кожевенных предприятий и 4 текстильных. Последние занимались переработкой шерсти и изготовлением сукна, а также переработкой коконов шелкопряда. В Торе и Бахмуте, в связи с перестройкой соляных заводов, были построены кирпичные заводы, а в Святогорском монастыре с 1720 г. действовал небольшой стекольный завод. Упоминаются также небольшие салотопенные и мыловаренные предприятия. Таким образом, развитие сельского хозяйства дало толчок появлению предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции - мельниц, крупорушек, винокурен, текстильных и других.
Развитие соляных промыслов и недостаток лесов способствовали проведению поисковых работ в регионе. В 1709 г. в Приазовье из Москвы были отправлены подьячий Иван Косагов и мастер Иоган Блиер. В Изюме они проводили испытания обнаруженных руд. Участвовавший в этой экспедиции святогорский монах в противовес Блиеру утверждал о наличии в руде серебра. Образцы руд из- за расхождения взглядов были отправлены в Приказ рудных дел для анализа.
В 1744 г. в связи с перестройкой соляных промыслов в районе были проведены новые поисковые работы, взяты пробы железных руд и каменного угля под наблюдением подполковника И. Глебова, командированного для этого Соляной конторой. Отправленные им в Петербург образцы минералов в Берг-коллегии исследовались мастером А. Даниловым. И уголь, и руда были признаны годными для промышленного использования. Летом того же года в регион из Берг-коллегии был направлен сын ее вице-президента Г. Райзер, проходивший вместе с Ломоносовым стажировку в Германии. Фактически он обследовал уже известные месторождения на речке Беленькой, в балке Скелеватой и при устье Бахмута. Его выводы также подтверждали возможность использования каменного угля из балки Скелеватой и низкую концентрацию железа в Сухаревской руде. Все залежи полезных ископаемых были нанесены на план Бахмутской провинции и послужили основой для будущих экспедиций.
Угледобыча
Донбасс - один из старейших угледобывающих районов планеты, где разработки месторождений "черного золота" ведутся не первый век.
Открытие угольных пластов в Донбассе датируется исторической наукой 1721 г. В 1795 г. был издан государственный указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». Строительством Луганского чугунолитейного завода предусматривались две цели: освоить на заводе производство чугуна из местной железной руды и организовать разработку угля. Вторая цель преследовала повсеместное распространение угля как основного вида топлива на юге Российской империи вместо дров.
В г. Лисичанск (Лисичий Байрак) осенью 1795 г. была заложена первая шахта глубиною 39 м - «Петропавловская». В следующем году после начала строительства шахта начала выдавать уголь. Этим было положено начало систематическому промышленному освоению угольных месторождений
Донецкого бассейна. Вскоре была сооружена вторая шахта «Митрофановская». Шахты снабжали углем не только завод, но и азово-черноморский флот.
В дальнейшем начали сооружаться шахты и в других районах. В 20-х годах XIX в. разработки каменного угля велись уже на 23 небольших шахтах. К середине XIX в. в Донбассе было уже несколько угольных районов: Лисичанский, Щербиновский, Грушевский, Краснодонский.
Народные восстания
Царское правительство не всегда выполняло свои обещания по предоставлению свободы занятий поселенцам Слобожанщины. Назначаемые им воеводы в пограничные города нередко превышали свои полномочия, что вызывало протест не только против них, но и царских властей в целом. И хотя правительство пыталось улаживать конфликты путем замены воевод, все же ему не удалось избежать активного участия местного населения в казацких выступлениях. Направляя осенью 1707 г. на Дон карательный отряд Ю. Долгорукого «для сыска и возврата на прежние места» бежавших на окраины крепостных крестьян, правительство поручило ему разобраться и с Бахмутскими соляными промыслами. Только этим можно объяснить рискованное нападение небольшого отряда К. Булавина на правительственные войска Долгорукого в начале октября 1707 г. у Шульгинского городка. Разгром застигнутых врасплох карателей булавинцами способствовал росту престижа Булавина среди казачества. Булавин заявил, что, получив поддержку Астрахани, Запорожья и Терека, он склонит на свою сторону донские городки, затем пополнит запасы оружия за счет Изюмского, Рыбинского слободских полков и пойдет на Азов и Таганрог, чтобы освободить ссыльных и каторжан, работавших на постройке города, за что те станут ему «верными товарищами». Весной он собирался двинуться на Москву.
Боясь роста популярности среди казацкой голытьбы Булавина, казацкая верхушка решила как можно скорее потушить пожар разгоревшегося восстания. В конце октября 1707 г. у Заколотного городка, на Айдаре, верные атаману Л.Максимову войска разбили отряд Булавина, но пленить его самого им не удалось. С небольшой группой своих сподвижников Булавин бежал на Запорожье, чтобы привлечь на свою сторону запорожцев. Голытьба поддержала его, хотя старшина заняла выжидательную позицию. Правда, царским властям его не выдали, посоветовав поскорее оставить Сечь. В начале 1708 г. Булавин со своими сторонниками перебрался на реку Терновку, оттуда «на вершины Самарские», ожидая пополнения. Отсюда он рассылает «прелестные письма», призывая на помощь и запорожцев, и татар, и служивых людей окраинных городков. Пробираясь к Дону, на некоторое время отряд Булавина расположился у верховьев Кальмиуса, где находились зимовники запорожцев.
В марте 1708 г. булавинцы перебираются на Хопер, откуда и начинается основной этап восстания. Булавин надеялся привлечь к восстанию широкие массы народа, отправляя с Пристенского городка «письма» в города и села. Судя по волнениям крестьян в Тамбовском, Козловском, Воронежском, Борисоглебском и других соседних с землями Войска Донского уездах эти призывы возымели свое действие. Однако основная ставка делалась на казачество. 9 апреля 1708 г.
восставшие одержали победу над войсками атамана Л. Максимова. После этого булавинцы стали быстро продвигаться к столице Войска Донского, к городу Черкасску. На сторону Булавина перешла и часть казацкой старшины. 1 мая восставшие вступили в Черкасск и на казацком кругу Булавин был избран войсковым атаманом.
Став атаманом, он пытается объединить все казачество против наступавших правительственных войск. Из Черкасска направляет свои отряды на все направления продвижения правительственных войск. Учитывая ближайшую угрозу со стороны Азова и Таганрога, К. Булавин с частью войск направляется под эти города. На Северском Донце действовали отряды С. Драного, С. Беспалого и Н. Голого, против которых выступили правительственные войска во главе с братом убитого булавинцами Ю. Долгорукого Василием. Разгром восставшими основных сил Сумского слободского полка воодушевил их. Но правительство перебросило в район осажденных восставшими Маяка и Тора регулярные войска, и восставшие вынуждены были оставить эти городки, отступив к урочищу Кривая Лука (ныне село с таким названием Краснолиманского района на правой стороне Донца). 2 июля здесь произошло решающее сражение, которое длилось около 5 часов. В нем восставшие потеряли около 1,5 тыс. человек, погиб и атаман С. Драный. После этого правительственные войска направились под Бахмут, где расправились в остальными восставшими.
Разгром отряда С. Драного под Бахмутом открывал правительственным войскам путь на столицу Войска Донского — Черкасск. Это посеяло разногласия в среде восставших, тем более, что попытка Булавина взять Азов и Таганрог потерпела неудачу. Примкнувшая к восставшим казацкая старшина, чтобы спасти свое положение, 7 июля уничтожила Булавина, распространив версию о самоубийстве. Однако восстание еще продолжалось. В районе Донца действовал отряд Н.Голого, который собрал около 7 тыс. человек. Лишь в начале ноября 1708 г. правительственным войскам удалось разгромить войска Голого на Донце. Каратели жестоко расправились не только с участниками восстания, но и даже с сочувствующими им.
В 1750-1760-х гг. на территории Донбасса получает распространение гайдамацкое движение. Уже в 1754 г. им была охвачена Кальмиусская паланка. Когда из Сечи была направлена специальная команда для поисков гайдамаков и вообще «неспокойных элементов», казацкая голытьба напала на членов команды и освободила арестованных гайдамаков. Чтобы подавить выступление голытьбы, кальмиусский полковник Иванов вынужден был обратиться за помощью к высшим властям. Однако движение гайдамаков на этом не окончилось. В1760-хгг. особенно активно действовали гайдамацкие отряды в Подонцовье.
Источники изобилуют фактами побегов работных людей из Бахмутских и Торских соляных заводов. Только в июне 1762 г. из Бахмута бежало 20 человек, за восемь месяцев 1763 г. - более 100. Несмотря на предпринимаемые администрацией меры, возвратить их было делом очень трудным. В разных местах края наблюдались вспышки волнений во время восстания Е. Пугачева. Поэтому неудивительно, что после разгрома восстания здесь скрывался
активный его участник полковник В. Журба, хранивший знамя повстанцев и портрет Пугачева. Благодаря сочувственному отношению к нему населения, Журба долгое время оставался недоступным для властей. Даже в 1792 г. в районе г. Мариуполя появился «разгласитель», который говорил, что Е. Пугачев жив и готовится к борьбе с крепостниками. Таким образом, прокатившаяся волна народных выступлений на Украине и в России оказала влияние на борьбу трудящихся нашего края против распространения крепостнических отношений.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 871;