Изменение нормального темпа и ритма сердечных тонов
При выслушивании нормально функционирующего сердца, сердечные тоны воспринимаются как определённая ритмическая
мелодия — нормальный ритм сердца. Эта ритмичность обуславливается тем, что сердечные сокращения возникают в строго последовательном порядке и совершаются почти через равные промежутки времени.
Темп (число сердечных сокращений) в норме у здоровых взрослых лиц в состоянии покоя составляет 60 — 80 в минуту (мужчины — 72 в мин., женщины — 80 в мин).
При различных физиологических и патологических состояниях происходит как учащение (тахикардия), так и урежение (брадикардия) сердечных сокращений или же наблюдается нарушение самого ритма (аритмия) сердечной деятельности.
Синусовая тахикардия (число сердечных сокращений достигает 90 — 150 в минуту) может возникать при целом ряде физиологических состояний: физическое напряжение, психическое возбуждение и др.
Как патологическое явление синусовая тахикардия
наблюдается:
— при повышении температуры (повышение на 1 градус по
Цельсию вызывает учащение сердечных сокращений на 8 в мин),
обусловленной инфекционным процессом;
— при воздействии на автоматический центр сердца экзогенных ядов и эндогенных токсинов;
— при различных заболеваниях сердца, вызывающих ослабление сердечной мышцы;
— при малокровиях как острых, так и выраженных хронических;
— при тиреотоксикозе вследствие воздействия на сердце гормона щитовидной железы;
— при повышенной продукции гормона надпочечников —адреналина и т. д.
При острой сердечной недостаточности, приступе пароксизмальной тахикардии и других состояниях, которые сопровождаются резким учащением сердечного ритма, приводящим к укорочению диастолической паузы настолько, что она становится почти равной систолической и тоны при этом выслушиваются почти одинаковыми по звучности возникает своеобразная аускультативная картина, напоминающая тоны сердца плода или ход часов. Это так называемая эмбриокардия или маятнико-образный ритм.
Эмбриокардия — это грозный признак тяжёлой сердечной недостаточности и наблюдается в терминальном периоде заболеваний сердца, а также в результате падения сердечной деятельности при тяжёлом течении инфекционных заболеваний.
Синусовая брадикардия (число сердечных сокращений ниже 60 в мин) может быть функционального и органического происхождения.
В физиологических условиях, как конституциональное явление число сердечных сокращений у отдельных лиц бывает ниже 60, особенно у хорошо тренированных спортсменов.
В патологических условиях, как результат повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы синусовая брадикардия наблюдается:
— при желтухах, вследствие воздействия желчных кислот на блуждающий нерв;
— при опухолях средостения, вследствие раздражения ствола блуждающего нерва;
— при опухолях головного мозга и при менингитах, вследствие повышения внутричерепного давления и давления на центр блуждающего нерва;
— при острых воспалительных процессах в брюшной полости, вследствие раздражения брюшины и рефлекса с неё на автоматический центр сердца через блуждающий нерв (желчнокаменная болезнь, почечная колика, острый аппендицит и др.);
— при узловом и идиовентрикулярном ритме, когда центром автоматизма становится центр II и III порядка.
Аритмии сердца
При аускультации сердца необходимо оценить не только темп (число сердечных сокращений), но и ритм (последовательность чередования) сердечных сокращений. В норме сердечным сокращениям свойственна ритмичность их чередования через равные промежутки времени. Нарушение указанной последовательности сердечных сокращений носит название аритмии.
Наиболее информативным методом, позволяющим осуществить дифференциальную и топическую диагностику аритмий,
является электрокардиография. Однако в случаях, когда отсутствует возможность использования этого метода, аускультация сердца помогает установить наличие многих отдельных форм аритмий.
Так, например, при наличии экстрасистол во время выслушивания они улавливаются по сопровождающему их усиленному, хлопающему I тону, в то время как II тон резко ослаблен, а порой даже вовсе не прослушивается, что объясняется слабым кровенаполнением как желудочков, так и самих крупных сосудов (аорты, лёгочной артерии). Характерной аускультативной особенностью отдельных видов экстрасистолии является наличие компенсаторной паузы после преждевременного сокращения.
Экстрасистолы бывают редкими (до 5 в 1 мин) и частыми (свыше 6 в 1 мин), разрозненными или же они появляются в строго определённом порядке. Например, если за каждым сокращением следует экстрасистола, то формируется так называемая бигемения; если за каждыми двумя сердечными сокращениями появляется экстрасистола — тригемения. Выявление бигемении важно при дигитализации больных с сердечной недостаточностью, ибо этот аускультативный феномен указывает на передозировку лекарственного препарата — дигиталиса. Точная топическая диагностика экстрасистол (включая ранние экстрасистолы, угрожающие жизни больного) возможна только при помощи электрокардиографического метода исследования.
При аускультации можно выявить полную — абсолютную неправильность сердечных сокращений, их постоянную беспорядочность. Это встречается при так называемой мерцательной аритмии, при которой стенки предсердий находятся в состоянии непрерывно идущих фибриллярных сокращений (число сокращений, возникающих в предсердиях колеблется от 350 до 600 в одну минуту), а желудочки не в состоянии воспринять и провести такое огромное количество импульсов, идущих от предсердий и реагируют только на отдельные из них, притом в совершенном беспорядке, без всякой ритмичности. При данной форме аритмии I тон выслушивается неодинаковым по громкости звучания и наблюдается дефицит пульса, что объясняется неодинаковым объёмом кровенаполнения желудочков. Обнаружить дефицит пульса возможно, если одновременно с выслушиванием сердца учитывается чередование пульсовых ударов на лучевой артерии. При подсчёте пальпаторным способом пульсовых ударов в 1 ми-
нуту и числом выслушиваемых сердечных сокращений за этот же период времени выявляется их несоответствие. Многие сердечные сокращения не находят своего отражения на пульсе, так как часть систол желудочков по причине малого кровенаполнения их полостей не вызывает вовсе пульсовых волн. Так, например, если у больного с наличием мерцательной аритмии число сердечных сокращений равно 120 в 1 минуту, а число пульсовых волн на лучевой артерии — 80 в 1 минуту, то дефицит пульса равен 40 в 1 минуту. Дефицит пульса служит показателем гемодинамической несостоятельности сердца, маркёром неэкономичной сердечной деятельности.
Мерцательная аритмия встречается:
— при митральном стенозе, при котором больше всего страдает мышца левого предсердия в результате её перерастяжения большим объёмом крови;
— при ишемической болезни сердца (особенно после инфаркта миокарда);
— при гипертонической болезни;
— при тяжёлом течении тиреотоксикоза.
Необходимо отметить, что при аускультации сердца можно заподозрить и выявить стойкую полную поперечную блокаду, для которой характерно периодическое появление громкого I тона («пушечный тон» по Стражеско), обусловленному совпадением сокращения предсердий с сокращением желудочков. При резком замедлении ритма желудочков (до 20 и меньше) либо при временной остановке сердца, когда неполная блокада сменяется полной, то есть импульсы из предсердий не достигают желудочков, а их собственный автоматизм ещё не проявился, могут возникать приступы, обусловленные выраженным нарушением кровоснабжения, особенно головного мозга (синдром Морганьи-Эдемса-Стокса). Во время приступа больной теряет сознание, возникают эпилептиформные судороги, кожные покровы становятся бледными, отмечается глубокое дыхание, пульс очень редкий или вовсе не определяется, тоны сердца приглушены, ритмичные, число сердечных сокращений резко уменьшается.
При тяжелых миокардитах аускультативно можно выявить прогностически неблагополучный признак именуемый альтернирующей аритмией, для которой характерно появление сильных и
слабых сокращений сердца, следующих в строго определённом порядке: вслед за сильным сокращением (I тон громкий или нормальный) идёт слабое сокращение (I тон приглушён или резко ослаблен). Альтерация — признак слабости и несостоятельности сердца.
Шумы сердца
Сердечные шумы — это своеобразные звуковые явления, которые могут сопровождать тоны, выслушиваться вместо них или возникают вне связи с образованием тонов. От тонов сердца они отличаются большей длительностью звучания, менее чётким началом и периодом затихания.
По месту своего образования шумы разделяются на внутри-сердечные (интракардиальные) и внесердечные (экстракар-диальные).
Внутрикардиальные шумы могут быть:
— органическими, обусловленными анатомическими изменениями клапанов (разрушение их или рубцовое обезображивание, укорочение клапанных створок) или закрываемых ими отверстий (сужение сердечного отверстия из-за сращения между собой клапанных створок);
— неорганическими или функциональными, возникающими при наличии нормальных клапанов.
Внесердечные шумы — это перикардиальные, экстрапери-кардиальные и кардиопульманальные шумы.
В зависимости от фазы сердечной деятельности, различают шумы:
— систолические, выслушиваемые во время систолы, между
I и II тоном;
— диастолические, слышимые во время диастолы, между II и I тоном. Причём, диастолический шум, более слышимый в начале диастолы, носит название протодиастолического, в середине диастолы — мезодиастолического, а слышимый отчётливо в конце диастолы, перед самой систолой, носит название пресистолического шума.
Для объяснения механизма возникновения интракардиальных шумов необходимо привлечь физические законы, касающиеся течения жидкости в гладкостенной трубке с одинаковым сечением. Известно, что в подобной трубке ток жидкости имеет ламинарный (спокойный, слоистый) характер и не сопровождается звуковыми явлениями. Если же в трубке создать сужение, то при прохождении через него жидкости возникает шум. Этот шум связан с переходом ламинарного тока жидкости в неламинарный или турбулентный с вихревыми движениями жидкости, которые вызывают колебания самой трубки. Сила шума зависит, в основном, от двух факторов: скорости движения жидкости и степени сужения. Чем выше скорость движения жидкости, тем интенсивнее шум, при снижении скорости шум ослабевает и может совсем исчезнуть. Между тем, прямая зависимость силы шума от степени сужения сохраняется до известного предела; при очень большой степени сужения шум может резко ослабевать или совсем исчезать. Вот почему, в редких случаях, при пороках сердца, несмотря на большие изменения клапанного аппарата сердечные шумы не выслушиваются. Подобные пороки сердца носят название афонических пороков и они распознаются на основании других симптомов, свойственных тому или иному пороку.
Таким образом, интракардиальные шумы являются по сути шумами стенотического характера, поскольку как при сужении сердечных отверстий, так и при недостаточности клапанов имеет место прохождение тока крови через узкую щель; причём при сужениях отверстий направление кровотока нормальное (сужение левого и правого атриовентрикулярных отверстий, сужение устья аорты и лёгочной артерии) и сопровождается появлением шумов изгнания, между тем, как при недостаточности клапанов кровь идёт в обратном направлении, через образовавшуюся вследствие неполного закрытия клапана узкую щель (недостаточность 2 и 3-х створчатых клапанов, а также аорты и лёгочной артерии) и способствует возникновению шумов регургитации (обратной струи крови).
При отсутствии изменений в ширине просвета кровеносного русла могут возникать функциональные (неорганические) шумы, обусловленные увеличением скорости кровотока, как это наблюдается при тиреотоксикозе, лихорадке, нервном возбуждении или за счёт уменьшения вязкости крови (анемия), что также способствует увеличению скорости крови.
Обычными местами выслушивания являются места аускультации клапанов. При аускультации сердца в начале необходимо определить и дать оценку тонам сердца, а затем приступить к детальной оценке выявляемых шумов по определённой программе и определить:
— локализацию шума, то есть место наилучшего выслушивания (эпицентр шума);
— отношение шума к фазе сердечной деятельности (к систоле или диастоле — систолический или диастолический шум);
— свойство шума (сила: громкий, средней интенсивности, тихий; характер: дующий, пилящий, скребущий, журчащий, льющий, высокий, низкий, музыкальный; постоянный или изменчивый — на высоте глубокого вдоха, при остановке дыхания,
при физической нагрузке ослабевает или исчезает вовсе, в конце выдоха, наоборот, усиливается или появляется снова; продолжительность: короткий, занимает всю систолу, начало диастолы, середину или конец диастолы; по изменению интенсивности: нарастающий, убывающий;
— направление проведения шума (иррадиация). Следует иметь в виду, что шумы сердца обычно выслушиваются не только в месте их возникновения, но и на некотором удалении от него, поэтому при выявлении шума не следует ограничиваться стандартными точками. Необходимо придерживаться правила: выслушивать всю боковую стенку грудной клетки на уровне верхушки сердца, межлопаточную область и область проекции нисходящей аорты на переднюю стенку живота.
Систолический шум выслушивается при следующих пороках сердца:
— недостаточность двустворчатого клапана;
— недостаточность трёхстворчатого клапана;
— сужение устья аорты;
— сужение устья лёгочной артерии.
Диастолический шум выслушивается при:
— недостаточности клапанов аорты;
— недостаточности клапанов лёгочной артерии;
— сужение левого венозного отверстия;
— сужение правого венозного отверстия.
В том случае, когда поражён один клапан (имеется его недостаточность или сужение устья, отверстия), то выслушивается соответственно или один систолический, или один диастолический шум. Подобные пороки сердца носят название простых (чистых) пороков.
Если при выслушивании одного какого-либо клапана определяется два шума — систолический и диастолический, то это может быть связано с одной стороны наличием одновременного сужения и недостаточности клапана, а с другой стороны может быть обусловлено поражением различных клапанов, то есть один из шумов является проведённым от соседнего клапана. В первом случае выслушиваемый систолический и диастолический шум над одним из клапанов свидетельствует о комбинированном его поражении, то есть указывает на существование и недостаточности клапана, и стеноза отверстия. Эти пороки носят название комбинированных (сложных) пороков сердца. В другом случае, когда над одним из клапанов выслушивается систолический шум, а над другим — диастолический, это обычно связано с поражением двух клапанов. Такие пороки именуют сочетанными пороками сердца. Вместе с тем, очень сложно решить вопрос о том, поражён ли один или два клапана, если в разных точках выслушивается шум в одной и той же фазе сердечной деятельности. Для решения этой задачи используют следующие дифференциальные признаки:
1) если в области одного клапана выслушивается мягкий,
дующий шум, а над другим клапаном иной характер шума —грубый, скребущий, то речь идёт о разных шумах над двумя поражёнными клапанами;
2) если при перемещении стетоскопа по линии, соединяющей клапаны, над которыми выслушивается шум, вначале отмечается постепенное ослабление шума (иногда вплоть до его исчезновения), а по мере его приближения к другому клапану —его постепенное усиление, то это указывает на поражение двух клапанов; в то же время только одно постепенное ослабление или усиление громкости шума по мере приближения ко второму клапану свидетельствует, как правило, о поражении одного клапана и указывает на проведённый характер шума с одного клапана на другой; если на верхушке и на основании сердца во II межреберье справа выслушивается, например, систолический шум, то определению места его происхождения помогает характер шума: систолический шум при недостаточности митрального клапана проводится с верхушки в подмышечную впадину; он может выслушиваться и над аортальным клапаном, но проводиться на сонные артерии этот шум не будет, в отличие от систолического шума, обусловленного стенозом устья аорты.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 535;