Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому повода и основания - повода и основания для начала уголовного процесса.
Повод к возбуждению уголовного дела - это источник осведомленности следователя (дознавателя и др.) о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении. В ст. 140 УПК РФ приведен их исчерпывающий перечень. Это:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Поводы к началу уголовного процесса ни чем не отличаются от поводов к возбуждению уголовного дела. Другое дело основание для начала уголовного процесса. Оно не может быть таким же, как основание для возбуждения уголовного дела. Основанием для начала уголовного процесса следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, признаков объективной стороны состава преступления. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.
Заявления о преступлениикак повод к возбуждению уголовного дела представляют собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.
Устное заявление, уже после начала уголовного процесса, заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного (судебного) действия, заносится в протокол следственного действия (судебного заседания). Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, предусмотренная ст. 306 УК РФ. В протоколе делается отметка об этом, которая удостоверяется подписью заявителя (ст. 141 УПК РФ).
Обычно заявителем являются пострадавший или очевидец общественно опасного деяния, но о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковой стало известно с чьих-то слов.
Анонимные сообщение и письма, то есть такие, которые не подписаны автором, не ясно кем подписаны или подписаны вымышленной фамилией, не признаются поводом к возбуждению уголовного дела. Если в них указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то осуществляется их необходимая проверка. При подтверждении этих фактов уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Само же анонимное заявление или письмо рассматривается лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший лишь поводом для административно-властной, а не уголовно-процессуальной проверки. С учетом имеющихся у них возможностей проведением проверочных действий по анонимным сообщениям обычно занимаются оперативные аппараты органов дознания, и, прежде всего, - органов внутренних дел.
В качестве сигнала о преступлении, не являющемся процессуальным поводом к возбуждению уголовного дела, принято рассматривать также заявления, сделанные по телефону, даже если обращающееся по телефону лицо называет данные о себе. Такие заявления должны быть зарегистрированы дежурным по органу внутренних дел в виде телефонограммы и немедленно проверены в рамках административных полномочий учреждения (органа внутренних дел). При подтверждении проверяемых фактов поводом к возбуждению дела будет служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
В заявлениях о преступлении, выступающих в качестве повода к возбуждению уголовного дела, должны содержаться конкретные сведения, указывающие на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления. При этом не требуется, чтобы заявитель высказал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности.
Однако дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться только по жалобе пострадавшего. Только в связи с поступлением в компетентный орган жалобы пострадавшего может начаться уголовный процесс по таким фактам. Поэтому в заявлении пострадавших о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 20 УПК РФ, в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности. Пострадавший может просить привлечения лица к «законной ответственности» и даже наличия этого словосочетания в жалобе недостаточно для начала уголовного процесса.
Более того, поступающие мировым судьям жалобы по делам частного обвинения, когда по ним до этого не было произведено досудебного производства, должны строго соответствовать предусмотренной ч. 5 ст. 318 УПК РФ форме.
Явка с повинной– это добровольное личное обращение к дознавателю, следователю, руководителю и члену следственной группы, начальнику следственного отдела, или прокурору гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может быть по телефону или иным средствам связи. Чтобы явка с повинной имела место лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к дознавателю, следователю, руководителю и члену следственной группы, начальнику следственного отдела, или прокурору.
При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором указывается:
а) должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
б) статья (ст. 142 УПК РФ), в соответствии с которой протокол составлен;
в) время (день, час, минуты) и орган, которому поступило заявление о явке с повинной;
г) такие же, как при обращении с устным заявлением о преступлении, сведения о явившемся с повинной;
д) данные о документе, удостоверяющем его личность;
е) подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.
Протокол явки с повинной подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, к которому он обратился, а также всеми иными лицами, присутствовавшими при составлении указанного документа (к примеру, переводчиком).
Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.
От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст. 92 УПК РФ, в которых он признал свою вину. Оформление показаний лица, данных после предъявления изобличающих его доказательств, протоколом явки с повинной является нарушением уголовно-процессуального закона.
К числу сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источниковследует относить любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения следователем (дознавателем и др.) признаков объективной стороны состава преступления.
Письменное сообщение о преступлении предполагает наличие в нем сведений о (время, место совершения и т.д.) о фактах, имеющих признаки преступления. К сообщению могут прилагаться имеющиеся в распоряжении общественной организации материалы о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Однако данные материалы могут быть переданы и в качестве самостоятельных документов. Предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ следует именовать направляемые в органы предварительного расследования или прокурору протоколы собраний организаций (выписки из таковых), на которых обсуждались факты правонарушений.
Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, также могут являться разновидностью «сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников» независимо от того, как к этому относится автор публикации. Не имеет также значения вид печатного издания (частная, районная, областная, центральная газета, журнал и т.д.) и форма публикации (статья, письмо, сообщение и т.д.). Необходимо чтобы в публикации содержались сведения о фактах с признаками преступления.
Орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель и член следственной группы, начальник следственного отдела и прокурор в процессе выполнения своей служебной деятельности иногда непосредственно сами выявляют деяние, содержащее признаки объективной стороны состава преступления. Такую разновидность «сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников», в литературе часто именуют непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.
Следователь (дознаватель и др.) может обнаружить признаки объективной стороны подготавливаемого или совершенного преступления в ходе расследования находящегося у него в производстве уголовного дела.
Признаки объективной стороны состава преступления могут быть выявлены органом дознания также в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществления административной деятельности, к примеру: обеспечения охраны общественного порядка, паспортного режима, безопасности дорожного движения и т.п.
Прокурор обнаруживает признаки преступления при осуществлении своих надзорных (начальник следственного отдела - контрольный) функций или иных направлений деятельности прокуратуры.
Принятие полученного из иных источников сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В данном рапорте указываются: кому он адресован, данные о лице его составившем (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы), ссылка на статью 143 УПК РФ, подробное изложение признаков общественно опасного деяния и признаков общественно опасных последствий (если таковые выявлены), а также источника получения указанных сведений.
Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором сообщается в рапорте, закон не требует. Однако если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2504;