Виды архитектурной графики


Общие сведения об архитектурной графике

История возникновения архитектурной графики

Виды архитектурной графики

Виды чертежей

 

Графические изображения создавались человеком уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Извест­ны настенные рисунки, которые относятся к палеолиту. Самым древним известным изображением (за 2500 лет до н.э.) является карта - вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем волнистыми линиями показаны реки, города - кружочка­ми с надписями возле них, горные хребты изображены в виде холмиков.

Древние рисунки, стенная живопись, папирусы свидетельст­вуют о познаниях народов древности в области чертежа. Наибо­лее древние чертежи относятся к XVJ в. Например, сохранилось перспективное изображение г. Пскова (1518 г.). В России приме­нялись чертежи, содержащие совмещенные в одной плоскости изображения нескольких видов. Например, известен чертеж сто­рожевой башни и моста, где фасад башни совмещен с планом моста (XVII в.).

Само понятие “архитектурная графика” возникло в конце XVIII - начале XIX вв. Оно тесно связано с академическими ар­хитектурными школами, где в отличие от графических работ студентов-художников, скульпторов, прикладников чертежи, эскизы, рисунки студентов - архитекторов стали обобщенно называться “архитектурной графикой”. Именно в это время в академических школах начинают проявляться тенденции специального образова­ния студентов - архитекторов. Ранее они обучались так же и по тем же программам, что и инженеры, фортификаторы, худо» скульпторы, художники-прикладники.

До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения на то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что с Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались объемными моделями, точка зрения объясняется тем, что до сих пор не найдены сохранившиеся образцы чертежных изображений архитектуры. Однако знакомство с выполненными в наше время чертежами планов ряда подземных захоронений Древнего Египта, планы огромных храмовых комплексов в Египте и Ассирии дают основания прямо противоположных выводов.

Примером может служить чертежная схема подземной части захоронения фараона Шафра, симметричная композиция которой объединяет множество подземных переходов, галерей, культовых залов, коридоров и погребальных камер. Каждому человеку, имеющему хотя бы самое общее представление о практике архитектурного проектирования и строительства, при взгляде на чертежи станет ясно, что точно рассчитать и построить та комплекс без графической схемы невозможно.

Можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели вероятнее всего делали из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивали, а тем вырезали на специальных оштукатуренных поверхностях

(полах, стенах и т.д.). Это подтверждает открытие, сделанное американскими учеными в 1979 г. В храмовом комплексе в Дидимах исследователи обнаружили колоссальные “шаблоны”, вы­резанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натураль­ную величину были высечены линейные чертежи всех слож­нейших обломов и деталей храма.

Высочайшая культура зодчества и строительного мастерства Древнего Рима нашла свое отражение в ряде литературных ис­точников, среди которых самыми известными являются груды Витрувия. В описании ряда построек и проектов есть упоминание о сложных комплексах чертежей, об огромных моделях, которые изготовлялись специальными мастерами по указаниям и черте­жам зодчих. К сожалению, образцы этих чертежей и моделей не сохранились. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался “чер­тежом”, подготовкой к которому служили обобщенные графиче­ские схемы, называемые в наше время “эскизом”.

В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином “архитектурный рисунок”.

Эти три разновидности изобразительной документации ар­хитектора сейчас именуются видами архитектурной графики.

За многовековой период развития архитектурной деятельно­сти чертеж, эскиз и архитектурный рисунок прошли длинный и сложный путь трансформации в приемах начертания и изложения изобразительной информации, в технике и стилистике ее использования. Одновременно с формированием изобразительных приемов рисунка, эскизирования и черчения изобретались все лее совершенные инструменты для их реализации. Зодчие античной Греции были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Римские архитекторы пользовались уже сравнительно сложным набором инструментов: различи циркули, линейки, угольники, мерные бечевки (примитивные рулетки), наборы чертежных перьев специальной величины и заточки, изготовлявшихся из оперения воробьев, гусей и орлов. Материалом, на котором выполнялись чертежи, служила бумага (пергамент) и в особых случаях тонкая кожа.

Качественное развитие культуры архитектурного черчения напрямую связано с разделением на рубеже между первой и последней четвертью XV в. специализаций архитектора-проектировщика и строителя. Такая специализация способствовала совершенствованию приемов архитектурного черчения, необходимого для того, чтобы строитель мог осуществить здание по чертежам. Ранее зодчий делал чертежи для уяснения ряда проектных вопросов собственного творчества и в некоторой степени для показа заказчику. Изображения носили произвольный характер так как их содержание служило для расшифровки авторских замыслов, что каждым специалистом трактовалось по своему вкусу. Часть чертежей здания и его деталей изображалась в ортогональных проекциях, часть - в перспективе, методика которой был еще крайне примитивна. В России, например, не одно столетие содержание чертежа ограничивалось безмасштабным планом с проставленными на нем размерами. Создание чертежей в масштабе

было введено при Петре I. К середине XVIII в. русские архитекторы М. Земцев, Ф. Аргунов уже показывали на своих чертежах фасады, планы и общие виды. Необходимость получе­ния изображений, дающих строителю исчерпывающую информа­цию о строящемся объекте, потребовала от архитектора пере­смотра системы чертежных изображений.

Многие крупные зодчие, будучи широко образованными людьми, соединяющими в себе таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обосновани­ем методики проекционного черчения в ортогонали и в перспек­тиве. Известны отдельные изыскания в этой области, принадле­жащие перу Леона Батиста Альберти, Пьерро делла Франческо, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Гвидо Убальди и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и гра­мотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д.

Архитектурный и инженерный чертежи совершенствовались до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Гаспар Монж (один из видных военных консультантов Наполеона Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций (в 1795 г. опубликована во Франции первая книга по начертательной гео­метрии). С этого времени характер проектного чертежа изменял­ся только под влиянием техники чертежного исполнения и в со­ответствии с требованиями архитектурной практики. Большое влияние на характер проектной графики оказала архитектурная школа, так как возникшая в середине XVI в. необходимость по­всеместной подготовки архитектора - проектировщика потреб вала развитой методики чертежной подготовки студент архитектора. Академии архитектуры и искусства возникали в Европе довольно быстро: начало XVI в. - академия во Флоренции 1562 г. - Римская академия Св. Луки, 1648 г. - академия в Париже и т.д. Более 100 академий до конца XVIII в. Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств была организована в 1757 г. В стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером и свинцовым карандашом и т.д.

Искусство академической архитектурной графики достигает таких высот, что многие мастера работают в этом жанре, рассматривая его как разновидность художественной графики. Так возникает и приобретает права гражданства своеобразная ветвь изобразительного искусства - архитектурная фантазия, у истою которой стояли такие мастера Возрождения, как Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти. К наиболее признанным мастерам архитектурной фантазии относятся также венский архитектор Бернхард Фишер (1656-1723) и римский архитектор Джованни Батиста Пиранези. Влияние этих мастеров прослеживается жанре архитектурной фантазии вплоть до середины XX в.

Совершенствуются чертежные инструменты, приспособления для отмывки, покраски, тушевки архитектурных чертежей рисунков. Осваиваются технология использования китайской туши, акварельных красок; техника штриховки рисунка с помощью различных материалов (уголь, сангина, соус), для растушевки применяются специальные приспособления из мягкой бумаги, кожи, сукна. К концу XIX в. все известные к этому времени инст­рументы приобретают знакомые нам очертания. В дальнейшем меняются только используемые для их изготовления материалы.

В XIX в. становится весьма авторитетной профессия инже­нера, что приводит к повышению активности в деятельности ар­хитектурных мастерских и бюро. Архитектурная и инженерная документация приобретает специфический характер, что влияет на стиль архитектурного и строительного чертежей, методы их изготовления и размножения. Широко внедряются копироваль­ные машины, приспособления для быстрого изготовления слож­ных чертежей - инструменты с простейшими зубчатыми приво­дами, сдвоенные рейсфедеры, кривоножки, удлиненные циркули и др.

Основными графическими приемами проектного и инженер­ного чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой.

Большое влияние на стилистику архитектурного чертежа оказали представители русского и европейского модерна (2-я по­ловина XIX в. - начало XX в.). Такие мастера русского “много- сгилья” и модерна, как К. Тон, Г. Шервуд, В. Валькот, С. Малю­тин, Р. Клейн, А. Щусев, Ф. Шехтель, J1. Кекушев, И. Кузнецов создали не только выразительные здания, но и яркие по стилю ар­хитектурные чертежи.

Революция 1917 г., кроме изменения социально-политических устоев, вызвала появление новых архитектурных и дизайнерских школ - ВХУТЕМАС (СССР) и Баухауз (Германия), которые стали новаторами в области прикладной и архитектурной графики. Вальтер Гропиус, Ганнес Майер, Мохоли Надь, Йоханн Альберте (в Баухаузе), Николай Ладовский, Илья Голосов, Лео- нид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Гинзбург, Констан­тин Мельников, Иван Леонидов были не только блестящими пе­дагогами, мастерами новых архитектурных концепций, но и ро­доначальниками нового стиля архитектурной графики. В архитек­турный чертеж внедряется показ объектов с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска чертежа аэрографом, гуашью, тем­перой, использование коллажа и т.д.

Современная архитектурная графика уже немыслима без применения рапидографов, фломастеров, аэрографов, летрасета, коллажа, шрифтовых трафаретов, компьютерной графики. Но при всем этом нельзя забывать, что архитектурный чертеж должен обладать двумя основными качествами: технической грамотно­стью и архитектурно-художественной выразительностью.

Виды архитектурной графики

Специфика творческого процесса по созданию архитектур­ного объекта состоит в его двуединстве. На первом этапе творче­ства (“идеальном”) архитектор работает над моделью архитек­турного объекта - комплексом чертежей и макетов будущей по­стройки. На втором этапе творчества (“материальном”) архитек­тор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое осуществляется по чертежам и является матери­альной реализацией проектных материалов первого этапа.

Начиная с XV в. архитектор занимается почти исключи­тельно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название “проектирование”. Проектирование архи­тектурного объекта невозможно без изобразительного отображе­ния замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Боль­шая часть изобразительной информации, возникающей в процес­се проектирования, передается и формируется в графике. Ко вто­рой половине XVII] в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекци­ях, сформировались основные виды архитектурной графики, ко­торые к настоящему времени отражают задачи проектного про­цесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рису­нок.

Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным тре­бованиям. Процесс проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа с помощью архитектурного рисунка.

Изобразительные формы архитектурного эскиза и архитек­турного рисунка очень схожи, а целевые назначения изображения

различны. Архитектурный эскиз - способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок - лю­бое рисованное произведение архитектора, выполненное не обя­зательно с профессиональной целью. Сюжет архитектурного ри­сунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок - иллюстрация и т.д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза.

Навыки эскизирования и рисования очень важны для архи­тектора, так как с их помощью фиксируются его профессиональ­ные замыслы, совершенствуется его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного ри­сунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, поскольку с их по­мощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой.

Архитектурный эскиз- форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскизы от руки и делят условно на группы:

· эскиз-идея - поиск основных контуров образа проекти­руемого объекта;

· фор-эскиз - углубленная эскизная разработка идеи объек­та, определение всех его параметров и деталей;

· рабочий эскиз - эскизная разработка состава проекта, эс­кизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями;

· клаузура - вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения.

Кроме того, существует такое понятие, как ‘проектная экс­позиция'’. Поскольку в состав проекта входит множество черте­жей, то для раскрытия темы может быть отобрана только их часть. Количество зависит от объема проекта, целей экспозиции, полноты сообщения и подготовки зрителей. В набор чертежей могут быть добавлены чертежи, рисунки, модели и другие изо­бражения, повышающие качество экспозиции. Эскиз проектной экспозиции передает состав и взаимное расположение ее мате­риалов.

Архитектурный рисунок (здесь) - вид архитектурной гра­фики, имеющий вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его от­ношения с окружающей средой.

Основным видом графики в архитектурной деятельности яв­ляется чертеж.

Архитектурный чертеж - это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В совре­менном чертеже построение объекта выполняется по законам на­чертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя мане­ра чертежной графики (эскизный, обмерочный, рабочий, демон­страционный чертежи). Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому раз­личают:

- рабочие чертежи - комплекс изображений планов, сече­ний, узлов и деталей, необходимых для строительства данного объекта. Они требуют знания действующих нормативов и стан­дартов. Если архитектор не полностью контролирует их разра­ботку, то его первоначальная идея может быть искажена из-за низкой квалификации техника-чертежника, косности инженера- конструктора или просто конъюнктурных соображений;

- обмерочные чертежи - результат обмеров существующих архитектурных сооружений, деталей декора, параметров мону­ментальной скульптуры и др. Обычно обмерочные чертежи вы­полняют в две стадии: на первой от - руки рисуется чертеж без масштаба с проставлением размеров (кроки), на второй изобра­жение проекций объекта, узлов и деталей делается по стандартам рабочего проектирования;

- демонстрационные чертежи - предназначены для показа зрителям с любой подготовкой и уровнем культуры. Цель такого показа - донести авторский замысел до зрителя. Чертеж должен отражать состояние, близкое к реальному восприятию, устанав­ливать связи сооружения с окружающей средой с использованием перспективной проекции, выявлением пластики самого сооруже­ния. Архитектор всегда должен не только сам уяснить идею объ­екта, способ ее материальной реализации, проверить в графиче­ском и объемном моделировании правильность своего замысла, но и дать возможность заказчик)' оценить качество проекта. Ком­плекс демонстрационных чертежей должен давать полную ин­формацию о тектонической и образной трактовке сооружения, структуре его планировочного, конструктивного и функциональ­ного решений, а также давать представление о том, как будет вы­глядеть постройка в условиях природной или городской среды с наиболее вероятных точек подхода и подъезда. В настоящее вре­мя распространены 3 подхода:

1 - выявление пластической структуры сооружения (без ан­туража, для масштаба - фигура человека или машина);

2 - выявление пространственных взаимосвязей с окружаю­

щей средой (контуром - среда, объект - выделен);

3 - выявление условий реального восприятия проектного со­оружения (коллаж, фотомонтаж, компьютерная графи­ка).

Ортогональный чертеж - изображение предмета, отдель­ные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображе­ния предмета на плоскости, на котором основана вся система со­временного проекционного черчения.

Проектная экспозиция. Число, содержание и характер гра­фики чертежей зависит от объема проектной работы и от уровня людей, которым адресуется проект. В проектной экспозиции должна быть отражена следующая информация:

- функциональные особенности архитектурного объекта, отражающие специфику его функционального и конструктивного устройства, генплан, поэтажные планы, разрезы (конструктивные особенности и внутренняя организация), схемы, поясняющие функциональную структуру объекта и его территории;

- эстетические особенности; ортогональные, аксономет­рические или перспективные изображения фасадов, деталей зда­ния, разрезов с отображением пластики и декора интерьеров.

Лекция 2

Виды чертежей



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 11253;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.