Употребление наркотиков и токсических веществ
Наркотик – вещество, злоупотребление которым вследствие социальной опасности официально признано таковым из-за его способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом его приеме – зависимость от него. Наркоманией названа болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ – психической, а иногда и физической.
Психоактивное токсическое вещество может обладать теми же свойствами, что и наркотик, но социальная опасность злоупотребления им не столь высока, поэтому официально оно наркотиком не признано. Токсикомания представляет собой болезнь, проявляющуюся подобной же психической, а иногда и физической, зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.
С течением заболевания у наркоманов появляются многочисленные отклонения:
1. Большая смертность, обусловленная отравлениями наркотическими препаратами, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, тенденциями к самоубийствам.
2. Выраженные медицинские последствия употребления наркотических препаратов: соматические и невралгические осложнения, грубая деградация личности, раннее одряхление и значительное сокращение средней продолжительности жизни.
3. Высокая социальная «заразность» наркоманий и токсикоманий, которые могут распространиться довольно быстро, особенно среди молодежи.
4. Выраженное криминогенное поведение, что связано в первую очередь с изменениями личности и морально-психологической деградацией.
Конопля – наиболее часто встречающийся наркотик. Из-за того, что препараты конопли обычно курят, в первую очередь страдают легкие больных – постепенно развиваются хронический бронхит, рак легких. Алколоиды конопли весьма серьезно поражают печень. Особое влияние оказывают они на головной мозг, который начинает работать примерно так, как он работает у больного шизофренией. Эти изменения постепенно накапливаются, и даже после прекращения употребления наркотика ранее веселый и энергичный человек превращается в апатичного, вялого, медленно соображающего, тревожащегося по любому поводу субъекта, крайне тягостного и для себя, и для близких. Курить коноплю ему уже не хочется, но, к сожалению, это состояние необратимое.
Конопля снижает выработку гормонов роста у молодых людей, поэтому у них замедляется как физическое, так и психическое развитие; чем моложе любитель конопли, тем сильнее он отстает от сверстников.
Опиатные наркотики (морфин, героин, кодеин, метадон и др.) в настоящее время являются главной причиной смертности и инвалидности среди наркоманов. Вводятся они обычно внутривенно, так что использующие их подвергаются высокому риску заражения тремя опаснейшими заболеваниями: СПИДом, сифилисом и гепатитом. В силу поражений печени и сокращения производства белков природный иммунитет и сопротивляемость заболеваниям снижаются. Степень поражения иммунитета почти такая же, как и при СПИДе. Опиатные наркотики необратимо повреждают структуры головного мозга, и даже самая небольшая передозировка опиатов приводит к недостаточному снабжению кислородом и разрушению клеток головного мозга. Опиаты непосредственно нарушают обмен кальция в организме, из-за чего нарушается состояние костей (они становятся мягкими), а зубы разрушаются.
Условия, в которых производятся инъекции опиатных наркотиков, никогда не бывают стерильными, поэтому заражение крови (сепсис) у наркоманов – довольно частое и грозное осложнение. Другим их грозным следствием является «тряска», или гипертермическая реакция, связанная с тем, что в кровь вместе с наркотиком попадают живые и погибшие микроорганизмы. «Тряска» сопровождается резким повышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, слабостью и другими проявлениями, которые могут закончиться даже летальным исходом.
Обычно средняя продолжительность жизни регулярно употребляющих опиаты в среднем составляет 7—10 лет с момента начала употребления.
Все психостимуляторы – это разрушающий душу и тело допинг. Они имеют две общие черты: 1) резко увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление; 2) чрезмерно усиливают обмен веществ, в том числе в головном мозге.
Для всех психостимуляторов характерен режим наркотизации, напоминающий алкогольные запои. Больной начинает принимать зелье в возрастающих количествах через постоянно уменьшающиеся промежутки времени. В конце «запоя» интервалы между инъекциями могут составлять всего 20 минут (а на коже больного появляется столько следов от уколов, что их легко спутать с коревой сыпью). Такой «запой» продолжается несколько суток; все это время больной не спит, ресурсы организма неизбежно истощаются, и в один момент очередная доза уже не способна оказать стимулирующее действие. Наркоман засыпает на сутки-двое. Просыпается разбитым, вялым, подавленным и раздражительным. Несколько суток он приходит в себя, а после этого цикл повторяется сначала.
В результате злоупотребления любыми психостимуляторами быстро наступает дефицит жизненных ресурсов организма, внешне отмечаются дряблость и старение кожи, общее истощение. Серьезно страдает сердечно-сосудистая система, и весьма часто наступает смерть от остановки сердца. Психика употребляющих стимуляторы истощена, развиваются тяжелейшие депрессии вплоть до психоза, и больные совершают нелепые, необъяснимые и часто трагические поступки (например, самоубийства). Другие случаи психозов характеризуются частой сменой настроений, параноидальными настороженностью и болезненной подозрительностью, галлюцинациями и бредом. Иногда на пике интоксикации им кажется, что они могут летать, и они действительно пытаются полететь с верхних этажей домов.
Одним из самых распространенных наркотиков этого типа является эфедрон, изготавливаемый кустарно из эфедрина или содержащих его лекарств. Воздействие эфедрона на нервную систему в течение нескольких лет приводит к параличу нижних конечностей, развивается слабоумие, часто возникает паркинсонизм с нарушением координации движений, мимики, речи, тремор (дрожание) головы и конечностей.
Препарат экстази в противовес широко известному заблуждению вовсе не является «легким» наркотиком. Экстази вызывает потребность постоянно двигаться, и интенсивная физическая нагрузка приводит к подъему температуры тела, но из-за нарушенной терморегуляции, сопровождаемой уменьшением теплоотдачи, происходит перегревание организма и тепловой удар – большая часть вызванных экстази смертей связана именно с перегревом. Прием экстази часто вызывает повышение артериального давления вплоть до гипертонического криза.
Будучи наполовину галлюциногеном, экстази при регулярном употреблении или передозировке вызывает похожие на шизофрению рецидивирующие психозы с галлюцинациями, страхом и агрессией.
Употребление кокаина (его производное – «крэк») врачи называют «fast killers» – «быстрые убийцы». Отказаться от кокаина очень трудно – его способность вызывать зависимость не уступает героину. «Кокаиновый психоз», который развивается вследствие длительного употребления кокаина, помимо тревоги и страха осложняется зрительными, а еще чаще – слуховыми галлюцинациями. Появляется мучительный кожный зуд.
Препараты галлюциногенного ряда исключительно агрессивны в отношении головного мозга, и фактически интоксикация любым из них является искусственно вызванным психозом[68]. Так, однократная интоксикация ЛСД способна необратимо повредить головной мозг и навсегда оставить в психике следы, неотличимые от изменений при шизофрении. Небольшая его доза у абсолютно здорового человека вызывает небольшие последствия, но повреждения с каждым разом прогрессируют. Со временем наркоман теряет энергичность, жизнерадостность и способность совершать целенаправленные действия. Подобно шизофренику, у него периодически появляется состояние паники, устрашающие галлюцинации и неконтролируемая агрессивность. Другие осложнения просто не успевают развиться – человек превращается в «овощ».
Употребление снотворных барбитурового ряда часто совмещают с приемом опийных наркотиков. Барбитураты по опьяняющему действию и по осложнениям, которые наступают в результате злоупотребления ими, похожи на алкоголь, но сами вызванные ими осложнения возникают быстрее и бывают более тяжелыми. Уже через 1–3 месяца регулярного приема барбитуратов формируется психическая и физическая зависимость, стойкая и длительная бессонница. Еще через короткое время развиваются специфические повреждения головного мозга (энцефалопатии), которые клинически сходны с эпилепсией. Артериальное давление от барбитуратов резко повышается, особенно во время абстиненции, на которую у больных барбитуровой наркоманией приходится основное количество инфарктов.
При длительном (шесть месяцев и более) злоупотреблении у барбитуроманов развиваются психозы – либо галлюцинации, из-за которых они совершают нелепые, а часто и опасные поступки, либо сопровождающиеся бредом преследования и ревности. В силу обычной агрессивности больных последствия психозов часто бывают трагическими.
Барбитураты, как и другие наркотики, вызывают дистрофию печени, но обычно больные до цирроза не доживают – они погибают из-за энцефалопатии, других осложнений и самоубийств: среди барбитуровых наркоманов количество суицидов превышает среднее по стране в 60–80 раз!
Ингалянты – токсические вещества, которые человек вдыхает для достижения состояния эйфории. К этим веществам относят пары бензина, ацетона, бензол и др. Чаще всего их употребляют подростки.
Злоупотребление ингалянтами даже один раз в неделю приводит к развитию следующих осложнений:
1. Гибель клеток и токсическое поражение печени (дистрофия). Срок формирования – около 8—10 месяцев. Результат: хроническая недостаточность печени, нарушение свертываемости крови, снижение иммунитета, отеки, в конце – цирроз.
2. Гибель клеток головного мозга и энцефалопатия. Срок формирования – 12–16 месяцев. Результат: отставание в психическом развитии (возможно – слабоумие), а также резкие проявления раздражительности, вспыльчивости, несдержанности и агрессивности.
3. Нарушения дыхания и воспаление легких (пневмонии), которые могут наступить уже в первые месяцы злоупотребления. Часто исходом пневмонии является пневмосклероз (замещение легочной ткани рубцами).
По токсичности и вреду для организма с ингалянтами не может сравниться никакой наркотик. Наблюдения, проведенные на протяжении 5—15 лет над подростками, показали, что у 37 % подростков, злоупотребляющих ингалянтами, к 23–32 годам развился алкоголизм.
К счастью, от употребления ингалянтами обычно довольно легко отказаться, и подростки, как правило, длительно их не употребляют.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3421;