Художественная культура
4.1. Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литератураи искусствобыли подчиненызадачам социалистического строительства в СССР.В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и др.) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934).
4.2. Метод социалистического реализма. В литературе окончательно утвердился новый художественный метод, призванный отражать действительность в ее революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма (определение Сталина: писатели - инженеры человеческих душ). Его главными идеологическими принципами были провозглашены народность, партийность и социалистический гуманизм, предполагавший лишь выборочный гуманизм - любовь к людям труда и ненависть к врагам трудового народа. Фактически речь шла не о социалистическом реализме, а о социалистическом оптимизме. Приветствовались лишь произведения, восхвалявшие строительство нового общества и борьбу с его врагами. Авторы, пытавшиеся описывать негативные стороны советского бытия, обвинялись в очернительстве и уходе от действительности.
4.3. Литература.Созданный в 1934 г. Союз советских писателей стал органом проведения политики партии в литературе. Формально он возглавлялся М. Горьким, но практическую работу вело правление во главе с первым секретарем А.С. Щербаковым, кадровым партийным работником.
4.3.1. Тематика советской литературы приобрела некоторое однообразие. Большинство произведений писателей различного ранга были посвящены революции, Гражданской войне или социалистическому строительству. Обращение к этим темам привело к созданию ряда значительных произведений, в частности, вернувшегося в 1928 г. из эмиграции М. Горького, М. Шолохова (Тихий Дон), Н. Островского (Как закалялась сталь) и др. Проблемы производства с различной степенью таланта раскрывали М. Шагинян, В. Катаев, Ф. Гладков.
Развитие международной ситуации, приближение новой войны, стремление Сталина поставить советскую государственность на исторический фундамент, тезис о необходимости формирования социалистического патриотизма привели во второй половине 30-х гг. к повышению значения исторического романа, в котором работали - А.Н. Толстой (Петр Первый), М.А. Булгаков (Кабала святош), Ю. Тынянов (Смерть Вазир-Мухтара), В. Шишков (Емельян Пугачев), В. Ян (Чингиз-хан).
Выдающиеся литераторы того времени М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров работали вжанресатиры; С. Маршак, А. Гайдар, К. Чуковский, С. Михалков создавали произведения для детей.
При этом даже в условиях всеобщей идеологизации ряд писателей и особенно поэтов находились вне революционного пафоса и производственного энтузиазма. Это были прежде всего М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.
4.4. Живопись и скульптура.В изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем.В 1934 г. был создан Союз советских художников. В живописи в годы первых пятилетокглавной оставалась революционная тематика: К.С. Петров-Водкин Смерть комиссара, А. Дейнека Оборона Петрограда, Б. Иогансон Допрос коммуниста и др. В этих работах, так же как в произведениях И. Грабаря, И. Грекова, П. Корина пафос эпохи, историко-патриотические мотивы реализовались в высокохудожественной форме.
Метод социалистического реализма уже не был совместим с авангардистскими исканиями. В 1932 г. прошла последняя выставка художников-авангардистов во главе с Малевичем и Филоновым, в дальнейшем их работы надолго исчезли из экспозиций музеев.
В скульптуре оставался актульным монументализм. В этой области выдающимся произведением стала работа В.Мухиной Рабочий и колхозница, созданная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и ставшая своеобразной эмблемой СССР.
4.5. Архитектура и градостроительство. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов. Разработанный в 20-е гг. в советской архитектуре новый тип общественного здания - рабочие клубы, стали композиционными и общественными центрами застройки городов. Братья Веснины (Дворец культуры ЗИЛа, Днепрогэс), К.С. Мельников и др. продолжали развивать идеи конструктивизма и функционализма. В практику внедрялись скоростные методы возведения зданий с элементами их стандартизации.
В 1935 г. был разработан Генеральный план реконструкции Москвы (под руководством архитекторов В.Н. Семенова и С.Е. Чернышова). В 1929-1930 гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (архитектор А.Щусев), возведение железобетонного купола Московского планетария (1928 г., высота пролета 28 м). Были построены Дом Совета Министров СССР, гостиница Москва, канал Москва-Волга, сооружалось московское метро (первая очередь пущена в 1935 г.).
Стандартизация, стремление к революционному переустройству приводили не только к созданию новых городов и зданий, но и к разрушительным последствиям. Так, в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. Были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Симонов монастырь, Красные ворота и др., разрушены уникальные памятники архитектурного ансамбля Московского Кремля (соборы Вознесения Господня и Чуда Архангела Михаила, церковь Спаса на Бору, Золотая Красная лестница, знаменитое Красное крыльцо) и др. памятники.
4.6. Музыка.В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В эти годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров - опера Тихий Дон И. Дзержинского, балеты Пламя Парижа и Бахчисарайский фонтан Б. Астафьева, балет Ромео и Джульетта и кантата Александр Невский С. Прокофьева. В эти годы работали композиторы А. Хачатурян, Д. Шостакович. Среди авторов массовой песни, оперетты и киномузыки - В.Лебедев-Кумач, Т. Хренников, И. Дунаевский и др.
4.7. Театри театральное искусствов 30-е гг.быстро развивались. К началу 1941 г. в СССР насчитывалось 926 профессиональных театров.
В театре также происходило утверждение принципов социалистического реализма. В соответствии с ними советская драматургия представляла спектакли о революционных событиях, о жизни и буднях советского человека (пьесы Вс. Вишневского Оптимистическая трагедия; А. Корнейчука Платон Кречет; Н. Погодина Человек с ружьем и др.). Редкостью были такие постановки как Дни Турбиных по пьесе М.А. Булгакова. Однако сохранялся и развивался классический репертуар. Произведения А.Н. Островского, А.П. Чехова, В. Шекспира широко ставились в московском Малом театре, МХАТе и др.
В театре работали актеры старшего поколения (И. Москвин, А. Яблочкина, В. Качалов, О. Книппер-Чехова), а также нового, сформировавшегося в послеоктябрьский период (В. Щукин, А. Тарасова, Н. Мордвинов и др.).
4.8. Кинематограф.В 30-е гг. в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Несмотря на некоторую однобокость тематики, в советском кинематографе того времени было создано немало выдающихся картин, проникнутых историческим оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне, режиссеров С. Юткевича (Встречный), С. Герасимова (Семеро смелых, Комсомольск), братьев Васильевых (Чапаев), И. Хейфица и Л. Зархи Депутат Балтики). Советские люди по несколько раз смотрели музыкальные комедии Г.Александрова (Волга-Волга, Цирк, Веселые ребята); исторические фильмы С. Эйзенштейна (Александр Невский), В. Петрова (Петр Первый), В. Пудовкина и М. Доллера (Суворов), а также фильмы Г. Козинцева и др.
Народное творчество.Несмотря на официоз, существовавший в советской культуре параллельно продолжало развивалось песенное и устное народное творчество. Одна из популярных в народе форм песенного творчества частушка, которая в годы Гражданской войны, индустриализации, коллективизации отражала процесс изменения самого народа. Появились и новые внефольклорные формы частушки самодеятельная, литературная, которые призваны были служить целям массовой агитации. В частушках звучал живой голос участника событий. Будни жестокой класовой борьбы превращали частушки в своеобразное социальное оружие. Она переходила из уст в уста, из одного лагеря в другой, фиксировала оттенки социальных настроений. В песенных миниатюрах обыгрывались новомодные словечки, газето-канцелярские выражения. Главными персонажами были коммунисты, председатели колхозов, бригадир, интеллигент.
Не гони, мамаша, в церковь,
Я не богомолочка:
Запишусь я в Ре-Ка-Пе
буду комсомолочка!или
У околицы стою
С молодым студентом.
Страсть люблю поговорить
С таким интеллигентом!или
Выселяете миленка
Выселяйте и меня,
Будем оба выселенцы
Ягодиночка и яили
Самовары закипели,
Чайники забрякали.
Все колхозники запели,
Кулаки заплакали. или
Задушевная моя,
Германия неверная:
Заключила с нами договор
Напала первая.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1703;