Понятие права, его определения
Право – уникальный социальный феномен, имеющий множество определений, в которых проявляется его сущность. На современном этапе развития юридической науки право – социально-правовые притязания (право человека на жизнь, свободу, частную собственность, право народов на самоопределение и т. д.), обусловленные природой человека и общества. Притязания, по мнению сторонников школы естественного права, считаются естественными, неотчуждаемыми. Поборники подобного подхода к правопониманию на первый план в определении права выдвигают признак общая воля. Поскольку естественные интересы индивидов, их общественных организаций, общества в целом не совпадают, бывают противоречивы, то общая воля достигается путем компромисса и взаимных уступок между всеми субъектами общественных отношений и выступает как «политическая воля», как «общесоциальная политическая справедливость»[14].Государство посредством юридических норм придает общей воле силу закона.
Сторонники нормативистского (позитивистского) подхода к правопониманию основное внимание уделяют такому признаку права, как нормативность. Право представляется как совокупность юридических норм (стройной пирамиды логически взаимосвязанных иерархических юридических норм во главе с главной конституционной нормой), установленных государством. Такой подход к определению права, по мнению современных правоведов, имеет положительную сторону[15]. В нормах права четко определены субъективные права и юридические обязанности всех субъектов общественных отношений, предусмотрены меры, средства государственного принуждения в отношении лиц, не соблюдающих предписаний юридических норм. Наличие норм позволяет их анализировать, совершенствовать и классифицировать в целях удобства их применения. Нормативность – главный признак права.
Наиболее распространенным является определение, данное белорусскими авторами: Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных, либо санкционированных компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством[16]. В определении отмечены следующие сущностные признаки права: нормативность; системность норм; обязательность; волевой (государственный) характер норм. Право, определяемое подобным образом, называют позитивным (объективным). Объективным потому, что, во-первых, нормы права создаются государством независимо от воли отдельных лиц; во-вторых, в праве отражаются объективные экономические закономерности развития общества.
Право – официально признанные возможности, которыми располагают физические и юридические лица (право на отдых, образование, труд, на охрану жизни и здоровья, материальное обеспечение в старости). Данное право рассматривают в субъективном смысле, его реализация зависит от воли и сознания конкретного, по имени названного субъекта. Такое право называют субъективным.
Сторонники психологической школы права не отрицают значения в жизни общества позитивного права, но для них подлинное право – это правовые эмоции, а для сторонников социологической (реалистической, прагматической) школы право – это реальные правовые отношения (Г. В. Мальцев, Р. З. Лившиц).
В настоящее время наметился новый подход к правопониманию. Праворассматривается как сложное структурное явление, включающее триаду: естественное право, позитивное право, субъективное право. Отсутствие одного из этих элементов, замечают В. И. Леушин и В. Д. Перевалов, «деформирует право, оно утрачивает свойства эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей»[17]. В указанной триаде позитивное право занимает центральное связующее звено. Люди сами производят духовные и материальные блага. Смысл естественно-правовых притязаний субъектов общественных отношений заключается в том, чтобы в источниках права этим притязаниям придавался официальный характер, а государство обеспечивало их реализацию и защиту.
Ценность норм права (позитивного права) заключается не в самих нормах, а в содержании права, в юридическом признании и закреплении требований и интересов всех слоев населения, воспользоваться которыми каждый может по усмотрению и желанию соответственно своему интеллекту в рамках правового поля.
Учитывая общесоциальную ценность права, российские правоведы В. И. Леушин и В. Д. Перевалов считают, что право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения[18].
Примерно также выделяют право другие современные правоведы. В. Н. Протасов: право – оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества[19]. А. Ф. Черданцев: право – система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы
и волю общества, содержание которых вытекает из политических
и иных отношений[20].
В приведенных определениях прослеживается тенденция использования положительных сторон в концепциях естественно-правовой, нормативистской, психологической, реалистической и других школ и направлений в правопонимании. В юридической науке такой подход к выявлению сущности права называется интегральным[21].
Признаки права
Ценность вышеприведенных определений права состоит в том, что в них отмечены наиболее важные сущностные признаки права, свойственные праву вообще, праву любой страны, любой исторической эпохи. Признаки права:
· нормативность. В теории права считается главным принципом. В нормах права устанавливается общая единая для всех мера (масштаб) должного, дозволенного, желательного, допустимого поведения, а также нежелательного, запрещенного, вредного для других индивидов и для общества в целом. В нормах права указаны юридические последствия: благоприятные, если нормы права соблюдаются (премия, благодарность, повышение зарплаты и т. д.), и неблагоприятные, если нарушаются предписания юридических норм (выговор за прогул, увольнение с работы, штраф, лишение свободы и т. д.). Общая мера поведения в нормах права выражает общий интерес всех слоев населения, их общие представления о добре, зле, долге, чести, справедливости;
· обязательность. Нормы права распространяют действие на всех членов общества, на всех, без исключения, граждан и неграждан (апатридов, бипатридов, мигрантов, беженцев и т. д.), проживающих на территории государства, издавшего нормы права;
· формальная определенность. Нормы права закреплены в официальных формах, в юридических источниках права: в нормативно-правовых актах, юридических прецедентах (судебных, административных), правовых договорах и обычаях;
· интеллектуально-волевой характер. Нормы права имеют не только специальный юридический механизм, отражающий государственную волю, но и психологический. Они могут регулировать поведение субъектов общественных отношений только через их сознание и волю, проявляющихся в конкретных, реальных правоотношениях;
· системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых юридических норм, не противоречащих друг другу, отражающих системные связи, существующие в сфере регулируемых правом общественных отношений. В свете новых подходов к правопониманию в юридической литературе отмечается, что право – сложное системное образование; состоит из трех элементов: естественное право; позитивное право; субъективное право[22]. Естественное право – социально-правовые притязания (право на жизнь, свободу и т. д.), содержание которых определяется природой человека и общества, находит юридическое закрепление в нормах позитивного права в виде меры возможного поведения субъекта, реализацию и защиту которой берут на себя общество и государство. Позитивное право – система общеобязательных норм права, которая включает нормы права и отрасли права. Субъективное право – дозволенное нормами права возможное поведение;
· нормы права исходят от государства, или от народа путем референдума, или от отдельных общественных организаций индивидов путем их санкционирования государством;
· нормы права формулируются в письменной форме;
· обеспеченность исполнения норм права возможностью применения государственного принуждения;
· неперсонифицированность и неоднократность действия норм. Нормы права адресованы ко всему обществу и рассчитаны на неопределенное число случаев их применения;
· процедурность. В нормах права предусмотрен особый порядок издания нормативно-правовых актов, механизм их реализации и средства контроля над их исполнением;
· динамизм. Нормы права постоянно находятся в движении и развитии, по мере развития общества меняется их содержание.
Любые изменения в содержании права не меняют его сущность. Право остается мощным социально-нормативным регулятором,
который определяет возможное, должное и обязательное поведение
индивидов и их общественных организаций и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения (А. Б. Венгеров)[23].
По мнению Г. Б. Власовой, сущность права получает выражение в признаках социальности (право регламентирует организацию производства; распределение производимого продукта, социальных ролей в обществе и должностей в государстве; товарно-денежные отношения, отношения собственности и т. д.) и институциональности (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, либо этот процесс происходит под их контролем,
то есть через референдум)[24].
Сущность права
Термин «сущность» («субстанция») представляет собой философскую категорию, выражающую смысловое свойство предмета как целостности, основания и центра всех его изменений, активную их причину и источник формирования[25]. Сущностный (субстанциональный) подход к праву заключается в стремлении свести все изменчивое и многообразное в праве к общему основанию. Первопричиной изменений в праве служит экономика. Государство и право как социальные институты были вызваны к жизни потребностями развития и регулирования экономики. В юридической литературе (В. И. Леушин, В. Д. Перевалов) отмечается, что право представляет собой естественную форму экономических отношений[26], ее необходимый элемент.
Экономика как система отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ может стабильно и эффективно функционировать в правовой форме. Право в сфере экономики выступает в качестве своего рода весов, с помощью которых регулируются и измеряются все экономические, а также иные отношения (духовные, семейные и т. д.) в обществе. Создание такого мерила, как право, явилось результатом свободной общей воли индивидов, их коллективов, социальных групп,достигнутой путем компромисса и взаимных уступок. Эта воля составляет сущность права. Она определяется самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и иных отношений[27].
У всех народов право всегда служит в качестве необходимого регулятора общественных отношений так же, как метрами измеряются разнообразные по форме и качеству ткани, емкостями – жидкости (вода, молоко, нефть и др.), весами – сыпучие вещества (соль, сахар, рис, орехи и т. д.).
Право как регулятор остается неизменным на всех этапах
истории, но его содержание в ходе развития и изменения регулируемых общественных отношений меняется и обогащается.
Содержание права определяется, с одной стороны, характером конкретно-исторических, объективно обусловленных потребностей членов общества, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.
Понятие «право как регулятор общественных отношений» включает компоненты: равенство; свобода; справедливость. Право является единым масштабом, выступает мерой этой триады. При отсутствии одного из компонентов право как регулятор деформируется, утратит социальное предназначение, в обществе наступит хаос, регресс.
Равенство. Единой юридической основой всей системы экономических отношений является право собственности. В сфере экономических отношений главным объектом права собственности выступает труд человека. Обмен результатами труда (вещами, деньгами, ценными бумагами и т. д.) осуществляется на основе частного права между равноправными, свободными и независимыми друг от друга собственниками. Такое равенство является формальным правовым равенством. Это означает признание за всеми членами общества, всеми собственниками, независимо от их социального и имущественного положения, происхождения, пола, расы, национальности, равной возможности приобретать вещи, блага и т. д.
Но эта возможность, так называемое закрепленное в законе правопритязание, реализуется в реальной жизни через волю и сознание конкретных участников общественных отношений, обладающих разным интеллектом, разными умственными и физическими способностями при разных условиях и обстоятельствах жизни. В этой связи в реальной жизни неизбежно неравенство в приобретенных благах. Малоимущим семьям, инвалидам, сиротам, которые не могут приобрести достаточное для жизни количество благ, общество оказывает помощь путем разработки государственно-правовых социальных программ соответственно достигнутому общему благу общества.
Свобода. Компонент формального правового равенства неразрывно связан с формальной правовой свободой, со свободой воли членов общества, их независимостью друг от друга и их общей подчиненностью всеобщей правовой норме. Равенство немыслимо без их свободы, без свободы воли, так же, как невозможна свобода без равенства, без общего правила единого масштаба и равной меры свободы, то есть без права, без правовой формы свободы. Как не существует в обществе равенства между людьми в приобретенных благах, так не существует абсолютная свобода.
Своим всеобщим масштабом и равной мерой право измеряет, «отмеряет» и оформляет, протоколирует именно свободу в человеческих взаимоотношениях – в действиях и поступках[28]. Предусмотренные в праве дозволения и запреты, поощрения, награды и юридическая ответственность и т. д. представляют собой нормативную структуру
и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, границы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития. Только в рамках правового поля человек свободен, вне – он не свободен. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы.
В обществе одновременно идут два прогрессирующих процесса: с одной стороны, процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления, а с другой – правовой прогресс, прогресс в правовых (в государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающей свободы[29].
На протяжении истории человечества через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.
Справедливость. Справедливо то, что право выражает, то, что соответствует праву. Действовать справедливо – значит действовать правомерно, соответственно всеобщим требованиям права, требованиям принципа формального правового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных членов общества.
Правовая справедливость выступает в качестве критерия правомерности и неправомерности всех поступков людей в обществе, является всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 553;