Предмет, функции, методы
Методология (эпистемология) государства и права – теория познания сути и содержания государства и права как сложных
и важных общественных явлений. Это та часть науки общей теории государства и права, предметом которой является процесс познания государства и права, а не отдельные частные формы их проявления. Она выявляет сущность познавательного процесса, его механизм, возможности и границы познания. Важнейшая проблема методологии – соотношение знания о государстве, праве и государственно-правовой реальности и тесно связанных с ней вопросов об истине, путях, формах и способах ее достижения.
Структура методологии общей теории государства и права включает элементы:
· предмет;
· исходные основания, фундаментальные понятия, категории, принципы, законы, аксиомы и т. д.
· идеализированный объект данной теории;
· логика и методология, используемые для ее построения;
· философские основания и ценностные факторы;
· совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений этой теории.
Предмет методологии (эпистемологии) государства и права– процесс научного познания (исследования) и описания наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования
самого объекта, то есть государства и права.
Научное познание – особая сфера познавательной деятельности людей, базирующейся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания объективного мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и особый вид творческой духовной деятельности людей, наука (гр. еpisteme, лат. scientia) появилась в Новое время, в XVI–XVII вв.[3] Термин «наука» ввел в оборот в 1840 г. профессор Кембриджского университета У. Уэвилл[4].
Цель любой науки, в том числе методологии общей теории государства и права,– постижение истины и открытие объективных законов (закономерностей), подтверждаемых практикой. Закономерности –
связи (объективные, существенные, конкретно-всеобщие, внутренние, повторяющиеся длительное время, устойчивые) между государством и правом и другими общественными явлениями. Выделим следующие закономерности:
· государство и право – продукты общества;
· государство и право возникают неизбежно на определенной ступени развития общества;
· государство и право (право позитивное) возникают одновременно, они генетически связаны, причины их появления одинаковые;
· государство и право развиваются в тесной связи длительное время;
· государство и право тесно связаны с другими явлениями общества (экономика, политика, идеология, мораль, религия и т. д.);
· по мере развития государства и права их связи дополняются, расширяются, видоизменяются, возникают новые связи, некоторые старые связи исчезают и т. д.;
· государство и право выступают элементом культуры общества, они представляют собой величайшую социальную ценность, ибо, регулируя общественные отношения, право упорядочивает поведение людей в обществе, а государство защищает и охраняет их в интересах стабильного функционирования общества.
Функции методологии.Методология (эпистемология) общей теории государства и права как особая наука выполняет следующие функции:
· эмпирико-описательная – описание явлений государственно-правовой реальности: государственные органы; правовые акты (нормативно-правовые, правоприменительные, правоохранительные, юридические документы, юридические факты и т. д.);
· объяснительная – выявление сущностных закономерных связей и отношений государства и права, раскрытие сущности объясняемого объекта;
· прогностическая – удовлетворение актуальных потребностей людей. Благодаря этой функции теория государства и права как наука востребована в обществе.
В процессе познания государства и права содержание их закономерностей, становление, развитие и функционирование раскрываются через категории: «государственная власть», «форма государства», «механизм государства», «естественное право», «позитивное право», «субъективное право», «нормы права», «правоотношения», «применение права» и т. д.
В «Методологии общей теории государства и права», как в любой науке, объект исследования идеализирован. Знания о нем не являются точной копией государственно-правовой действительности. В них отражаются наиболее общие, сущностные свойства, отношения и связи. Адекватное отражение государственно-правовой реальности и есть истина.
Истина достигается с помощью познавательных методов. В настоящее время разработана система принципов, методов, логических приемов, средств и способов научного исследования процесса становления, развития и функционирования государства и права. В подходе к классификации методов отсутствует единая точка зрения.
Классификация основных методов.Выделяют три группы методов изучения государства и права (В. И. Власов, Д. А. Керимов, А. Ф. Черданцев): общенаучные, специальные и частнонаучные[5].
Общенаучные методы: диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование.
Диалектический метод (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – познание права в развитии и самодвижении. Это универсальный метод мышления и действия. Первоначально термин «диалектика» трактовался как искусство вести диалог; в настоящее время – как понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, самодвижении, а предмет мысли представляется в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Поскольку диалектика выступает системой принципов, законов и категорий, используемых во всех науках, в том числе в эпистемологии государства и права[6], то диалектический метод называется всеобщим.
Разновидности диалектического метода: идеализм – государство и право воспринимаются как продукты воли Бога, Мирового разума (объективный идеализм), человека (субъективный идеализм); материалистическая диалектика – государство и право возникли естественным путем, в процессе социально-экономического развития.
Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; детерминизм; системность; материальное единство мира. Содержание данных принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.
Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Основным средством выражения философского знания выступают категории: «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «противоречие», «свойство», «отношение», «количество», «мера», «отрицание», «связь», «действие», «единичное», «особенное», «общее», «часть», «целое», «система».
Методы формальной логики:
· анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
· синтез (гр. synthesis – соединение, сочетание) – логический прием, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. Например: нормы права объединяются в институты права; институты права – в отрасли
и подотрасли права; отрасли права – в систему права. Цель синтеза – представление права как единства и многообразия его сторон, свойств;
· индукция (лат. inductio – поведение) – логический прием, представляющий собой движение мысли от единичного к общему; умозаключение, полученное в наблюдениях и экспериментах; движение мысли от фактов к общему утверждению (гипотеза, выводы, заключение);
· дедукция (лат. deductio – выведение) – логический прием, который состоит в восхождении процесса познания от общего к частному, единичному;
· абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях.
Специальные методы (используются в некоторых науках):
· статистический – анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности правовой жизни общества. При анализе правонарушений в определенном регионе, области, районе государства выявляется рост преступности;
· математический – анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы;
· конкретно-социологический – наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества о поправках к УК, внесенных в Национальное собрание Республики Беларусь.
Частнонаучные методы используются только в теории права. В. И. Власов к этой группе относит методы:
· сравнительного правоведения – изучение правовых систем
различных государств путем сравнения (сопоставления) этих систем
в целом либо их отдельных компонентов, то есть нормативной системы права, отдельных институтов права, правовой культуры и т. д.;
· правового эксперимента – апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства (использование «одного окна» при подаче документов на право владения, пользования земельным участком и др.);
· правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области);
· формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права.
Существует иная классификация методов (А. В. Малько, В. М. Корельский, Н. А. Горбаток):
Всеобщие, мировоззренческие, философские – наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др.
Общенаучные методы познания – анализ, синтез, системный и функциональный подходы.
Частнонаучные– специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой)[7].
Авторы данной классификации акцентируют внимание на мировоззренческих, философских методах. Однако некоторые специальные методы, используемые в науках (конкретно-социологичекий, статистический и др.), необоснованно отнесены к частным.
Доктор юридических наук профессор С. Г. Дробязко все методы разделяет на две группы: общенаучные (диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, догматический, нормативный, дедукция, индукция, анализ, синтез); частнонаучные (исторический, историко-политический, генетический, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), структурный, структурно-функциональный, функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и др.)[8].
С. Г. Дробязко не рассматривает суть каждого метода, однако справедливо замечает, что предлагаемые в общей теории государства и права классификации методов относительны. В качестве критерия подобной классификации автор выдвигает наиболее общие принципы познания государства и права. Он представил общую характеристику современной методологии (что особенно ценно), которая
отрицает монополизм, является плюралистической, имеет гуманистическую направленность, отличается свободомыслием, открытой рациональностью[9].
Выделяют также три уровня научного познания:
· высший уровень – методы, применяемые ко всем изучаемым объектам;
· средний – междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам;
· низший – методы для изучения одного объекта.
Основные уровни постижения истины.По глубине постижения сути государства и права, выявления государственно-правовой реальности в юридических науках, как в любых других науках, можно выделить три уровня:
· эмпирический – сбор, накопление и первичная, рациональная обработка данных опыта. Ученый непосредственно исследует объект. Использует методы: наблюдение; описание; измерение; эксперимент. Главная задача состоит в фиксации фактов;
· теоретический – ученый объясняет зафиксированные
факты, оперируя исключительно идеализированными объектами. Использует методы: аксиоматический; дедуктивный; системно-структурный; функциональный; метод восхождения от абстрактного к конкретному; логический и т. п.;
· организация научного знания – принципиально отличается от эмпирического и теоретического уровней: выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. Объясняя третий уровень научного знания, американский философ и историк Т. Кун ввел в оборот новое фундаментальное методологическое понятие парадигма (букв. «образец»). С позиции Т. Куна, парадигму составляют «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения сообществам»[10]. В древности
и в средневековье преобладала «теологическая парадигма», в новое время – «естественно-правовая парадигма», появились «нормативистская парадигма», «социологическая (реалистическая) парадигма» и др.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни различаются способами идеального воспроизведения объективной реальности, подходами к построению системного знания. В криминалистике
при исследовании объектов преобладают эмпирические подходы,
в общей теории государства и права – методы объяснительного характера, логический метод и др.
Выводы
Общая теория государства и права – наука, которая носит фундаментальный, по отношению к другим юридическим наукам, характер. Она обобщает и систематизирует терминологический аппарат, выделяет общие характеристики, присущие праву, анализирует их.
Общая теория государства и права является общетеоретической наукой, тесно связанной с другими юридическими науками.
Важнейшие функции общей теории государства и права: онтологическая (определяет смысл существования государства и права в философском контексте); гносеологическая (направлена на поиск
нового знания); методологическая (конструирует методологию юридического научного познания); идеологическая (способствует формированию определенного мировоззрения); политико-управленческая (обеспечивает научный подход к государственному управлению).
Следует отличать общую теорию государства и права как науку от одноименной учебной дисциплины.
Общая теория государства и права использует общенаучные (диалектический, методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция и абстрагирование); специальные (статистический, математический и конкретно-социологический); частнонаучные методы (сравнительное правоведение, правовой эксперимент, правовое прогнозирование, формально-юридический).
Возникновение и развитие учений о сущности права
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 470;