Введение в психологию сознания
Говоря о сознании, прежде всего следует иметь в виду, что выделяется сознание общественное (“сознание вообще”) и индивидуалъное (“личное”) сознание. Есть основания и для такого утверждения: “сознание по своей природе не индивидуально, а обусловлено культурой” (Х. Дельгадо, 1971, с. З3). Индивидуальное сознание всегда включено в определенную систему социальных отношений. Все понятия, используемые для описания “личного” сознания, прямо или косвенно фиксируют его социальную природу, взаимопереходы сложны. Сознание обладает рядом аспектов и потому по-разному определяется представителями разных специальностей; одни определения взаимно дополняют другие. Для философа сознание — высшая форма психического отражения действительности, присущая лишь общественно развитому человеку, субъективный образ объективного мира. Другое философское понимание: сознание — это свойство высокоорганизованной материи, продукт социального развития. В социологии сознание тоже понимается как социальное явление, как многообразная духовная жизнь общества. В психологии понятие сознания формулируется как целостная совокупность тесно связанных с мышлением и речью высших форм психических процессов, открывающих для носителя сознания возможность ориентироваться в окружающем и в собственной личности, реализовывать активное адекватное взаимодействие с внешним и внутренним миром и в то же время выделять себя из окружающей среды, отдавать отчет и о происходящем вокруг, и о самом себе, осуществлять преемственность жизненного опыта, целенаправленность поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. Кибернетическое понятие сознания — “сознание есть информация” (Ф. Т. Михайлов, 1960, с. 184). Понятие информации “логически поливалентно”. В том числе оно характеризуется активным отражением, содержанием и интенциональностыо, т. е. признаками, присущими сознанию.
И для психологов, и для нейрофизиологов, и для врачей понятно и другое понимание сознания: сознание определенный, характерный для текущего отрезка времени, данной ситуации, уровень бодрствования. Хотя разумеется, едва ли можно согласиться с теми, кто односторонне декларирует: “сознание, таким образом, является синонимом бодрствования”. (К. Куленбек, 1961).
Следовательно, “конституирующие признаки сознания — отражение, отношение, целеполагание и управление” (А. Г. Спиркин, 1970, с. 43). Сознание — это опережающее, предвосхищающее отражение, высшая интегральная форма психической деятельности. Оно интенционально, т. е. направлено на определённый объект и представляет собой информацию о нём. Вершина сознания — самосознание (сознание “Я”, подотчетность личности). “Сознание “Я” имеет четыре формальных признака: 1) чувство деятельности — осознание (интериоризация) себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; 3) осознание собственной идентичности: “я остаюсь тем, кем был всегда”; 4) осознание того, что “Я” отлично от остального мира, от всего, что не является “Я”. В рамках этих четырех признаков сознание “Я” выказывает различные уровни развития: от простейшего убогого бытия до полнокровной жизни, богатой самыми разнообразными осознанными переживаниями” (К. Ясперс, 1997, с. 159). Процесс осознания индивидом внутренних психических состояний обозначается как рефлексия, самонаблюдение; это неотъемлемая характеристика самосознания.
В структуре индивидуального сознания выделяют следующие параметры (Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова, 2003):
1. центр сознания — объективная реальность во всей совокупности её составляющих, осознаваемая в данный момент наиболее четко;
2. периферия сознания — объективная реальность, осознаваемая в данный отрезок времени более смутно, нечетко;
3. объем сознания — совокупность процессов объективной реальности, регистрируемых как в центре, так и на периферии сознания;
4. порог сознания — функциональный предел, за которым явления объективной реальности не осознаются.
Подытоживая сказанное, необходимо подчеркнуть следующее: “Термин “сознание” обозначает, во-первых, действительный опыт внутренней психической жизни…; во-вторых, этот термин указывает на дихотомию субъекта и объекта…; в-третьих, он обозначает знание собственного сознательного “Я” (К. Ясперс, 1997, с. 178).
К. Ясперс, указывая на континуальность сознания, справедливо утверждает: наше мгновенное состояние сознания, сознание и в норме не является чем-то однородным, оно выступает в виде множества флюктуаций, разнообразных модусов (мозаики, по выражению других исследователей). Вокруг фокуса сознания определяется поле внимания, которое становится менее отчетливым по мере приближения к периферии. Абсолютная ясность сознания бывает только в одной точке, от неё расходятся многочисленные менее осознанные феномены: “Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до этой темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным” (там же, с. 179).
Сознательное существует вместе с целым миром бессознательного. Сознание человека, по мнению Г. Лейбница (1936), возникает тогда, когда “Я” воспринимает те положения, которые до того протекали на бессознательном уровне. Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности, “бессознательное” — “мозговые нервные процессы, которые, обуславливая сложные формы приспособительного поведения, не только не сопровождаются осознанием вызванных ими психических явлений, но и не находят отражения в системе “переживаний” субъекта” (Ф.В. Бассин, 1978, стр. 125). Для изучения бессознательного много сделал З. Фрейд и его последователи. Многообразные, неоднородные бессознательные феномены, всплывая, оживая, усиливаясь, непрерывно вторгаются в сферу сознательного, изменяя его направленность и содержание. Это — с одной стороны. С другой стороны, многие проявления сознательной деятельности могут, – особенно при повторении, – автоматизироваться, стать компонентом бессознательной сферы. Бессознательное понимается неоднозначно. По К. Ясперсу, бессознательное — это нечто, не принадлежащее действительному внутреннему опыту и внешне не проявляющееся как переживание (1); не мыслится как объект и не замечается, хотя оно может быть при этом предметом восприятия и всплывать затем в памяти (2); не знает ничего о самом себе (3). На бессознательном, по мнению К. Ясперса и других исследователей, основывается вся жизнь человека со всеми уровнями развития сознания: “совокупность жизненных впечатлений, материал жизни, её содержание — всё это беспрерывно поставляется мне сферой бессознательного. Я постоянно сталкиваюсь с элементами бессознательного во всём, что касается осуществления заложенных во мне способностей — начиная с моих повседневных автоматических действий и кончая моим творческим, оригинальным мышлением и решениями, составляющими самую суть моей свободы. Даже высшие озарения основываются на темном фундаменте бессознательного. Любое прояснение предполагает существование проясняемого. Наша жизнь не сводится к простой оппозиции осознанной интенции (разума, воли) и бессознательного. Следует говорить скорее о сложной иерархии изменчивых взаимосвязей между сознанием и бессознательным, пропитывающей всё наше душевное, духовное, интеллектуальное бытие” (К. Ясперс, 1997, с. 425).
Термин “измененное сознание” широко употребляется и в психологии, и в психиатрии. Но понимание этого термина неоднозначно. Психологами обычно (Р. А. Фишер, 1997) измененное сознание определяется как любое состояние сознания, которое отличается от активного экстравертированного сознания и которое характеризуется отсутствием контроля, утратой контакта с реальностью, изменением восприятия времени и пространствА.К. Ясперс (1997) полагает, что существует множество измененных состояний сознания, множество модусов измененного сознания. Все они отличаются неким отклонением от нормальной ясности и континуальности сознания и от связи с “Я”. Это могут быть состояния, не выходящие за пределы нормы (к примеру, гипнотический сон и сновидения). Как измененное сознание К. Ясперс расценивает и случаи, где сохраняется относительная упорядоченность связей, субъект может выглядеть нормальным, но сознание всё же ограничено, сужено, в том числе на короткое время (истерическое сумеречное состояние, эпилептическая аура). Но описывая клинические симптомокомплексы изменённого сознания, К. Ясперс подчеркивает необходимость подразделения их на три группы: состояние оглушенности, помраченного и изменённого сознания.
По нашему мнению, здесь необходимы более четкая дифференциация, подходы, которые уже получили отражение и признание в ряде отечественных руководств, изданий по психопатологии и по психологии. В патологии принято выделять синдромы общего помрачения сознания (расстройства преимущественно качественного порядка, извращение познавательной деятельности) и синдромы выключения сознания (расстройства преимущественно количественного характера, понижения ясности осознания). То есть те целостные клинические картины, где функция сознания расстроена диффузно, глобально. Это случаи, которые в основном соответствуют следующему описанию: “Для всех этих симптомокомплексов характерны выраженные в различной степени дезориентировка, бессвязность психической жизни и полная или частичная утрата воспоминаний после окончания психоза” (К. Ясперс, 1997, с. 716). Но психиатры употребляют и иную терминологию — патологически (болезненно) измененное сознание. Имеются в виду состояния, где нет общего помрачения, выключения сознания, но обнаруживается какой-то другой психопатологический симптомокомплекс. Например, развивается галлюцинаторно-параноидный синдром, когда, несомненно (особенно в остром периоде), деятельность сознания, — этой тонкой, сложной, целостной системы, — так или иначе нарушается: расстраивается целенаправленность мышления и поведения, деформируется “мое отношение к моей среде”. В таких и подобных случаях правомерно говорить о патологически измененном сознании.
Рассмотрим, далее, этапы формирования уровней сознания в онтогенезе, что, на наш взгляд, может дополнить изложенные выше точки зрения на сознание, позволит увидеть в них некоторые новые стороны. По Г. К. Ушакову (1973), развитие сознания, — от момента рождения до зрелого возраста человека, — проходит пять периодов. Первый период (до 1 года) — бодрствующее сознание. Второй период (от 10 - 12 месяцев до 3-х лет) — предметное сознание: ещё главную роль в сознательной деятельности играют непосредственные впечатления от действительности. Третий период (3 - 9 лет) — индивидуальное сознание, “Я”-сознание, самосознание: формируется соотнесение знаний о предметной действительности и о себе самом. Четвертый период развития сознания (от 7 - 9 до 14 - 16 лет) — коллективное сознание: прежний опыт обогащается выработкой форм взаимосвязей и отношений с коллективом. И пятый период (от 14 - 16 до 22 лет) — рефлексивное, высшее, общественное, социальное сознание, когда открываются широкие возможности для субъективного соотнесения приобретенных знаний, — и без переплетения таких пересочетаний с новыми непосредственными впечатлениями действительности. Понятно, что от периода к периоду сознание продолжает непрерывно обогащаться, продолжает развиваться не только в том направлении, которое соответствует названию периода, но и более всесторонне, многообразно и в то же время целостно. И здоровый индивид, в отличие от больного, “не разделяет свое психическое “Я” на какие-либо составные части” (Г. К. Ушаков, 1973, с. 161).
В заключение данного психологического ввдения к патологии хотелось бы ещё раз подчеркнуть: сознание как целостное состояние, как системная функция головного мозга и в норме чрезвычайно пластично, многолико в своих проявлениях. И это необходимо учитывать при дифференциации нормы и патологии.
Нарушение сознания
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 295;