Краткая история развития спортивных сооружений
Спорт сопутствует жизни человеческого общества с незапамятных времен. Физическая культура и спорт своими историческими корнями уходят в глубокую древность. Археологические раскопки приносят сведения о примитивных постройках для физических упражнений, относящихся еще к каменному веку. Такие постройки найдены на территории Индии, Египта, Средней Азии и Южной Америки. К ним относятся так называемые кромлехи, т.е. площадки, окруженные ка- менными столбами.
В глубокой древности физические упражнения в большинстве случаев носили культовый характер и были связаны с гигиеной; одна- ко и в военной подготовке, и в играх, и развлечениях физические уп- ражнения имели важное значение. Развитие физической культуры, появление в обиходе разнообразных игр и спортивной борьбы вызва- ли необходимость строительства специальных сооружений, а новые сооружения оказывали, в свою очередь, влияние на развитие спорта и физической культуры.
Во дворцах индийских и персидских властителей строились мо- нументальные конные дворы для состязаний на лошадях и соревнова- ний в стрельбе из лука, что свидетельствует о популярности конно- спортивных упражнений – самой древней спортивной дисциплины Азии, известной там уже за четыре тысячелетия до нашей эры.
Предметы, служившие в древности для игр и спортивных сорев- нований, имели культовое значение, именно они дают нам представ- ление о понимании древними людьми сил природы. Например, диск у индийцев символизировал солнце и был атрибутом бога Вишну; игра в мяч у ацтеков была аллегорией борьбы дня с ночью, света с тьмой, причем игровая площадка символизировала небо, а мяч – вселенную. Соревнование в силе и быстроте было известно уже у первобытных народов и во всем античном мире.
Резиновый мяч, известный индейцам Америки еще в третьем сто- летии до нашей эры, был в то время основой физических упражнений, явившихся первообразом игры с эластичным мячом, впоследствии распространившейся в Северо-Американских Соединенных Штатах.
На стенах древнейших мексиканских игровых арен найдены коль- ца, прикрепленные перпендикулярно к стене на оси арены, сквозь ко- торые бросали мяч во время игры; кольца эти справедливо могут счи- таться прообразом корзин американского баскетбола (рис. 1).
Рис. 1. Площадка для игры в мяч в форме двойного Т (первое тысячелетие нашей эры) в Хочикалько, Мексика: она может считаться прообразом современных стадионов для малых игр
История эгейской культуры свидетельствует о распространении ранних форм физической культуры в восточном Средиземноморье в XXX–XII в. до н. э. (рис. 2). Здесь были найдены обломки сосудов с изображениями лучников, акробатов, прыгающих через быков. При раскопках кносского дворца (Кносс – древний город на острове Крит) удалось обнаружить помещения, которые предназначались для заня- тий физическими упражнениями.
Значительным явлением, характеризующим развитие древнегре- ческой физической культуры, были Олимпийские игры. Они прово- дились регулярно через каждые четыре года в Олимпии. Докумен- тальные данные приурочивают начало этих празднеств к 776 г. до н. э. С этого года начинается счет календарным четырехлетиям – олим- пиадам.
Наряду с общегреческими Олимпийскими играми во многих горо- дах Греции проводились игры меньшего масштаба, но также имею- щие большое значение в общественно-политической жизни рабовла- дельческих государств (истмийские, панафинийские, пифийские, не- мейские игры и др.) иного полиса или района. Для проведения обще- греческих и региональных игр было сооружено много стадионов, ос- татки которых обнаружены в Олимпии, Дельфах, Пирее, Милете и ряде других районов Греции.
Рис. 2. Античные приемы расположения физкультурных сооружений и их взаи- моотношения с другими общественными объектами города: А – Олимпия (эл- линский период): 1 – Алтис, 2 – стадион, 3 – гимнасий, 4 – Пританейон, 5 – Ге- район, 6 – сокровищницы, 7 – храм Зевса (все сооружения расположены на тер- ритории храмов); В –Милет: 1 – стадион, 2 – гимнасий, 3 – термы, 4 – верхний гимнасий, 5 – рынок, 6 – театр; С – Приена (эллинистический период): 1 – ста- дион, 2 – нижний гимнасий, 3 – верхний гимнасий, 4 – рынок, 5 – театр; D – Помпеи (римская эпоха): 1 – амфитеатр, 2 – центральный форум, 3 – Стабиан- ские термы, 4 – термы на рынке, 5 – главные термы, 6 – казармы гладиаторов (все сооружения являются неотъемлемой частью застройки города)
Античные стадионы относят к трем периодам: эллинскому, элли- нистическому и древнеримскому (табл. 1).
Таблица 1
Основная характеристика некоторых стадионов Древней Греции и Древнего Рима
Место нахож- дения | Дата сооружения | Размеры арены, м | Длина беговой дорожки, м | Вместимость трибун, чел. |
Эллинский период | ||||
Олимпия | Около 450 г. до н. э. | 212 32 | 122,25 | 30 000 |
Дельфы | Конец V в до н.э. | 192 25,5 | 177,35 | 7 000 |
Афины | 330 г. до н. э. | 204 33,4 | 184,30 | 50 000 |
Эллинистический период | ||||
Милет | II в. до н. э. | 194,5 29,6 | 192,27 | 15 000 |
Приена | Вторая поло- вина II в. до н. э. | 191 18 | 191,39 | 5 000 |
Древнеримский период | ||||
Перга | II в. н. э. | 191,5 34 | 15 000 | |
Анцаин | II в. н. э. | 207,5 38 | 15 000 | |
Рим (Колизей) | 80 г. н. э. | 79,35 47,5 | 50 000 | |
Рим (Циркус Максимус) | I в. н. э. | 500 100 | 250 000 |
Древние греческие города, представляющие собой независимые государства, постоянно конкурировали в области науки, искусства и спорта. Дух добрососедства и мирного соревнования оказал большое влияние на развитие физической культуры и спорта в Древней Гре- ции, что, в свою очередь, отразилось на архитектурном оформлении стадионов эллинского периода. Греческие стадионы отличались со- вершенными архитектурными формами, грандиозным размахом и гармонически вписывались в окружающий ландшафт.
Стадионы эллинского периода играли роль центров общественной жизни государства. Археологические находки позволяют воспроизве- сти картину первых соревнований в беге, борьбе и др. В табл. 2 пред- ставлена ориентировочная последовательность постепенного включе- ния различных видов состязаний в программы Олимпийских игр древности.
Таблица 2
Программа Олимпийских игр древности
Олимпийские игры | Год проведения | Виды спортивных состязаний |
1–13 | (до н. э.) 776– 728 | Спринтерский бег на 1 стадию, прыжки, метания, борьба |
Бег на 2 стадии с поворотом (диалос) | ||
Выступление обнаженных атлетов | ||
Бег на 24 стадии (долихос) | ||
Пятиборье-пенталон (бег, метание диска, копья, прыжки, борьба) | ||
Кулачный бой | ||
Гонки на колесницах | ||
Скачки и вольная борьба | ||
Бег и борьба для юношей | ||
Бег с военным оружием |
На древнегреческих стадионах раннего периода не было специ- альных устройств для зрителей. Как правило, зрители располагались на склонах холмов перед ареной.
Ко дню игр вся Греция собиралась в назначенное место. Все меж- доусобицы прекращались, и внимание сосредоточивалось на состяза- ниях. Олимпийские, Немейские, Пифийские, Истмийские игры соби- рали воинов-атлетов, искусных в рукопашной борьбе.
Главные и самые знаменитые игры – Олимпийские. Олимпия – это не город и не урочище, а долина Элиды, расположенная у южного склона Олимпа возле холма Кронида (рис. 3).
Стадион в Олимпии – первый из стадионов древности, имевший трибуны и послуживший прообразом последующих построек анало- гичного назначения. Древние греки отлично знали основные принци- пы обеспечения хорошей видимости с трибун. Закругленная линия трибун (удобная для зрителей, сидящих в одном ряду) сохранялась без существенных изменений в римскую эпоху и даже дошла до на- ших дней.
На арене Олимпийского стадиона устраивались грунтовые дорож- ки, которые размечались для одновременного бега 20 человек. Линии старта и финиша обозначались плитами.
Желавший принять участие в Олимпийских играх заранее записы- вался у выборного элланодика в Элиде с точным указанием своего
общественного положения и того вида спорта, в котором он желал участвовать. Получив приглашение явиться лично, он в течение меся- ца подвергался разнообразным испытаниям.
Рис. 3. Место проведения Олимпийских игр. Реконструкция
После того как экзамен был выдержан, будущий состязатель при- носил клятву перед статуей Зевса в том, что он удовлетворяет всем требованиям: является чистокровным греком, родившимся от свобод- ных родителей, и никогда не был под судом. Кроме того, он присягал в том, что не будет во время состязания прибегать к каким-либо улов- кам для победы над товарищами.
Уже во время подготовительных испытаний, длившихся несколь- ко месяцев, Элладой овладевало всеобщее возбуждение. Города вы- бирали делегатов для официального представительства на играх, сна- ряжали парусные суда, готовили пышные палатки. Небогатые люди, чтобы попасть на празднество, закладывали ростовщикам свои земли и рабочий скот.
Даже рабы имели право присутствовать на играх, зато женщин допускали туда с большими ограничениями. Только Спарта позволя- ла, безусловно, их присутствие. Афины воспрещали женщинам смот- реть на игры, а некоторые города наказывали смертью всякую жен-
щину, перешедшую границу места игр. Только жрица Деметры зани- мала почетное место среди зрителей, подобно весталке в Риме.
Стадионы эллинистического периода перестают играть роль цен- тра общественной жизни, они становятся зрелищными сооружениями для граждан города. Трибуны стадионов уже не столь грандиозны, так как они предназначены только для жителей данного города. Напри- мер, стадион в стотысячном Милете был построен внутри самого го- рода.
Древнеримский период строительства стадионов относится ко вре- мени формирования древнеримской империи (начало н. э.). В это время происходит реконструкция многих стадионов эллинского пе- риода. Во II в. н.э. подверглись реконструкции стадионы в Афинах и Дельфах. В связи с возросшим количеством участников соревнований были расширены арены этих стадионов и устроены стационарные мраморные трибуны для зрителей. На стадионах древнеримского пе- риода профильная линия трибун для лучшей видимости делается во- гнутой. Стадионы этого периода становятся архитектурно закончен- ными объектами. В I в. до н. э. началось формирование такого вида древнеримского зрелищного сооружения, как амфитеатр. Впоследст- вии амфитеатры оказали определенное влияние на строительство со- временных спортивных арен.
Ярким примером древнеримского амфитеатра является Колизей (рис. 4). Первоначально Колизей имел три яруса. Четвертый ярус был надстроен во II в. н. э. Сначала в Колизее происходили бои зверей, несколько позже – гладиаторов. Здесь имелось большое количество подтрибунных помещений. Кроме того, непосредственно под ареной размещались клетки для зверей и другие подсобные помещения. На расстоянии 1 км от Колизея находилась деревня рабов, которая со- единялась с ареной стадиона подземными тоннелями. Предполагает- ся, что над Колизеем натягивалось тентовое покрытие, превращающее его в крытый стадион. Стадионы, подобные Колизею, имелись в каж- дом крупном римском городе.
Первоначально римские игры не отличались тем блеском, кото- рый был им придан впоследствии. Они состояли из воинских и гим- настических упражнений, бега, кулачного боя, игровых и комических сцен. Затем часть игр, позаимствованная из Этрурии, приняла мест- ный характер и превратилась из религиозных игр в народные. В пер-
вые времена Республики игры устраивал консул, а затем специально назначенные сановники – эдилы. Огромные средства, которые требо- вались на проведение игр, эдилы частично покрывали из собственно- го кармана. Поэтому на такую должность выбирали людей, обладав- ших громадным богатством. Но впоследствии даже богатейшие люди начали все чаще отказываться от эдильства: расширявшиеся про- граммы увеселений становились слишком уж дорогими. Когда власть перешла к императорам, игры стали проводить за их счет. Заведовал проведением игр curator ludorum.
Рис. 4. Римский Колизей в XIX в.
Одна из самых любимых форм увеселений чисто римского проис- хождения – гладиаторские зрелища. Они зародились в Этрурии, где в высших классах общества развлекались кулачными боями рабов. Впоследствии их стали даже вооружать, чтобы борьба шла не на жизнь, а на смерть. Затем рабов уже специально тренировали для этой жестокой забавы. Бои проводили в здании цирка, что давало возмож- ность всему Риму любоваться этим зрелищем (рис. 5).
Гладиаторы подразделялись на несколько категорий в зависимо- сти от характера оружия и боя. Любимейшими гладиаторами черни были так называемые ретиарии (retiarii), вооруженные сетью и тре- зубцем. Вначале ретиарий старался поймать противника в сеть, а за- тем проколоть его трезубцем. Судьба обезоруженного и поверженно- го гладиатора целиком зависела от настроения зрителей. Они могли даровать ему жизнь или предать смерти. Если он был искусным бой- цом, то зрители, махая кусками ткани и аплодируя, требовали пощады побежденному. Но если народ был возбужден, а боец зарекомендовал себя с дурной стороны, то зрители в молчании делали выразительный жест большим пальцем правой руки – знаменитый pollice verso. Тогда победитель вонзал свой трезубец в грудь несчастного.
Рис. 5. Цирк Калигулы и Нерона в Риме. Реконструкция
Обычно игры начинались процессией (pompa), которую возглав- лял консул или император. В колеснице, запряженной лошадьми, му- лами и слонами, везли изображения богов и богинь, высоко поднятые над толпой.
В цирке бывало до 50 тысяч зрителей. Состязания следовали одно за другим: конские скачки, пешие бои атлетов, игра в диск, простая скачка с препятствиями и, наконец, охота (venatio), где стравливали
диких зверей с людьми или животных между собой. О размахе «охо- ты» можно судить по следующим цифрам. В пятидневных играх при Помпее было убито 410 леопардов и пантер, до 500 львов. При Юлии Цезаре на арену выпускалось сразу до 50 львов. Император Август в своих записках упоминал, что им было истреблено в цирке 3500 слонов. Картину римских цирковых зрелищ лучше всего характеризуют гонки на колесницах – один из популярнейших видов увеселений. Скачки были настолько популярны в Риме, что еще в IX в. носили одежду, соответствовавшую цветам противоборствующих партий бо-
лельщиков в цирке.
Особого внимания заслуживает величественное сооружение, предназначенное для соревнований в гонках на колесницах, имевшее название гипподром, или Циркус Максимус (рис. 6). Это сооружение вмещало на своих трибунах до 250000 зрителей.
Рис. 6. Большой цирк (Circus Maximus) в Риме. Реконструкция
В Древнем Риме большое внимание уделялось сооружению терм – грандиозных бассейнов для купания, которые строились на протяже- нии от I до III в. н. э. Самыми большими и богатыми были термы Ди- оклетиана и Каракаллы. Термы Каракаллы, например, занимали пло-
щадь 120000 м2, размещались в здании, имевшем 337 м в длину и 338 м в ширину, со стенами толщиной 6 м. В этих термах одновре- менно могло разместиться около 3000 человек для принятия таких процедур, как мытье, потение, массаж, душ, ванны, плавание в бас- сейнах с горячей, теплой или холодной водой.
Римские термы отличались невероятной пышностью отделки и оборудования. Для облицовки стен зданий применялся дорогостоя- щий мрамор. Лучшие ваятели Рима украшали помещения терм мра- морными скульптурами, уникальной мозаикой. Термы оборудовались также водопроводом и теплопроводом.
В IV в. н. э. в Риме стала пользоваться государственной поддерж- кой христианская религия. Церковь повела активную борьбу против римских зрелищ, собиравших десятки тысяч зрителей. Начался мед- ленный упадок классической культуры, а вместе с ней и физической культуры. Распространение христианства, отрицающего культ чело- веческого тела и его гармоническое развитие, сопровождалось узако- ненным разрушением множества крупнейших спортивных сооруже- ний античного мира.
После того как на смену античной культуре пришло христианство, по своим догмам отрицавшее культ человеческого тела и его гармо- нического развития, спортивные игры и соревнования были прекра- щены. Спорт совершенно утратил свое первоначальное значение и в средние века существовал только как обучение военному ремеслу или охоте на крупного зверя. Строительство специальных спортивных со- оружений совершенно прекратилось.
Раннее средневековье характеризуется полнейшим упадком физи- ческой культуры.
В X–XI вв. очень медленно начали развиваться некоторые целена- правленные формы физических упражнений. Предпосылкой к этому послужили начавшиеся в XI в. торговая колонизация Востока, кресто- вые походы и появившееся рыцарство. Свободное от походов время рыцари заполняли главным образом воинскими упражнениями и уча- стием в турнирах (рис. 7). В придворных кругах устраивались различ- ные рыцарские игрища, проводившиеся по особым правилам. Основ- ная цель физических упражнений во времена средневековья своди- лась в основном к тому, чтобы подготовить рыцарей к войнам.
В развитом феодальном обществе (XI–XIV вв.) под влиянием классовой борьбы сформировались физическая культура народных масс (крестьян и горожан) и физическая культура господствующего класса (феодалов, рыцарей).
Рис. 7. Турнирная площадка на площади С. Крос во Флоренции. Фреска работы Джовани Страдано XVI в. (Флоренция, Палаццо Векио)
В XVI и XVII вв. во многих городах для общедоступных игр в мяч и для стрельбы по мишени отводились специальные участки. В каче- стве примера можно указать площадку Плас де Возжи (Place de Vos- ges) (прежде Плас Рояль (Place Royale), открытую в 1612 году), кото- рая первоначально была предусмотрена как место игр и гуляний го- родского плебса, а затем была перестроена в турнирную площадку с местами для зрителей (здесь впервые был применен травяной по- кров). В Польше во времена Ягеллонов для подобных целей были от- ведены так называемые Блони в Кракове, а в Варшаве – луга под сте- нами, окружавшими город. Наряду с площадками и местами игр и гу- ляний для городских жителей, аристократия создавала в парках зре- лищно-увеселительные объекты, как, например, плавательный бас-
сейн в Вилла Мантальто в Риме, построенный в XVI в. Доменико Фонтано, или амфитеатр в саду Боболи во Флоренции XVII в. С этого же времени начали строить первые спортивные залы: фехтовальные или для игры в мяч (рис. 8–10).
Рис. 8. Фехтовальный зал в Милане, XVIII в.
Рис. 9. Дом для игры в мяч – фасад. Рис. 10. Интерьер дома для игры в мяч Гравюра на меди 1632 г.
Период позднего средневековья – это период ломки феодального строя, зарождения буржуазной культуры, в том числе буржуазной фи- зической культуры.
Только лишь в новые времена, начиная с XIX в., стала постепенно возрождаться роль спортивных сооружений, предназначенных для упражнений и для устройства состязаний.
В 1806 году архитектор Луиджи Каноника построил в Милане овальную арену, используя классические римские образцы. Возведе- ние этой арены можно считать началом строительства современных зрелищно-спортивных сооружений. Арена в Милане была предназна- чена для разнообразных публичных соревнований; ее можно было даже наполнять водой для проведения водных игр. Позднее арену пе- реоборудовали под футбольное поле и устроили круговую беговую дорожку, протяженностью 500 метров.
Эпоха современного спорта началась в гуманистических целях защиты здоровья людей от пагубного влияния индустриализации. П.Г. Линг вводит в обиход «шведскую гимнастику», что повлекло за собой строительство соответствующих гимнастических залов. В 1828 году в Ливерпуле, в Англии, был построен первый крытый плава- тельный бассейн, а в Голландии, в городе Бреде, в 1830 году – первый открытый плавательный бассейн. Футбол в своей нынешней форме появился в 1855 году, а специальные футбольные площадки начали строить на 30 лет позднее.
В XX в. под влиянием технического прогресса и социально- политических реформ все виды спорта получили огромное развитие. Возникли и совершенно новые виды спорта, в частности скоростные состязания на разного рода машинах, начиная с велосипедов и закан- чивая самолетами. Это повлекло за собой строительство специально приспособленных спортивных сооружений самых разнообразных ви- дов и конструкций: различного рода гоночных дорожек, велодромов, автодромов, мотоциклетных треков, акваторий для гребных, парусных и водно-моторных соревнований, спортивных аэродромов, планерных площадок, аэроклубов, водных станций, сооружений для зимних видов спорта – лыжных трамплинов, бобслейных, саночных и буерных трасс. Прогресс строительной техники, появление новых материалов в строительстве привели, подобно тому, как это было в древние време- на, ко многим изменениям в архитектуре спортивных сооружений, что в основном сказалось на формах крытых сооружений (спортив- ных залов, плавательных бассейнов), стадионов с трибунами большой емкости, а также на конструкции специальных устройств, например вышек для прыжков в воду. В функциональном отношении современ- ные крытые спортивные объекты в основном сохранили общие с древними сооружениями черты. Например, система античных грече-
ских спортивных сооружений, в особенности эллинистического пе- риода, во многом схожа с современными центрами физической куль- туры. Современные купальни в значительной степени соответствуют древнеримским термам, а современные спортивные павильоны похо- жи на палестры. В качестве примера современного центра физической культуры со всеми видами спортивных сооружений, построенных специально для физического воспитания, можно указать на Академию физического воспитания им. генерала К. Сверчевского в районе Беля- ны в Варшаве. Здесь на площади в 73 га размещены четыре группы строений (главный корпус – центр олимпийской подготовки, женский интернат и жилые дома для преподавателей и администрации). Глав- ный корпус представляет собой комплекс строений, где находятся лекционные и гимнастические залы, лаборатории, научные кабинеты, крытый плавательный бассейн размером 25 12 м, административ- ные помещения и мужской интернат. С северной стороны к главному корпусу пристроен гимнастический зал (реконструированный в 1950– 1951 гг.) площадью 130 22 м с трибунами на 500 человек. С запад- ной стороны от гимнастического зала находится построенный в 1963 году комплекс тренировочных сооружений центра олимпийской подготовки, а севернее от него – женский интернат с гимнастическим залом и клубом. Сооружения всего объекта, включая различного рода спортивные площадки и полукруглую площадку для танцев (около женского интерната), свободно размещены среди пышной зелени. Территория объекта со зданиями, расположенными с северо-запада на юго-восток, создает весьма благоприятные условия освещения. Про- ект всего объекта был разработан архитектором Эдгаром Норбертом в 1929 – 1933 годах.
Основные сооружения и элементы Академии можно сравнить со спортивными сооружениями античной Греции: главный корпус в сво- их основных чертах похож на палестру, спортивные залы – на ксисту, прилегающие к ним спортивные площадки – на стадион. Все это на- поминает планировку гимнасии в Приене.
Развитие строительства спортивных павильонов в Новейшее вре- мя получило начало в Англии, а потом в Советском Союзе. Англича- не еще в начале XIX в. стали размещать в павильонах всякого рода вспомогательные помещения для посетителей спортивных объектов.
Для многих спортивных объектов, построенных в Советском Союзе в 40-х годах ХХ столетия, в основу положены приемы античных спор- тивных сооружений с программами, дополненными помещениями, отвечающими требованиям постановки дела физического воспитания в СССР. Одним из первых павильонов с такой расширенной програм- мой является спортивный стадион в Черкизове, в Москве, построен- ный в 1938 году. Авторы проекта спортивного павильона в Сокольни- ках (архитекторы А. Васильев и Г. Вегман), учитывая то, что трибуны стадиона размещены на земляных валах, разместили все вспомога- тельные помещения стадиона в отдельном павильоне, расположенном на поперечной оси стадиона. Павильон состоит из фронтальной части, обращенной в сторону стадиона с портиком и колоннадой, где разме- щены все необходимые помещения, и из перистиля, окруженного ко- лоннами, похожего на такие же перистили в палестрах. Здесь устрое- на площадка для зарядки перед соревнованиями и для отдыха после них. В странах с умеренным и суровым климатом перистили такого рода перекрываются и преображаются в гимнастические залы, кото- рые часто разрастаются до размеров крупных спортивных корпусов, используемых для гимнастики и спортивных игр. Примером такого крытого сооружения может служить теннисный павильон московско- го Динамо или крытый стадион в Сан Луи (США). Последний являет- ся примером логичного конструктивного решения, отвечающего ма- териалам и техническому уровню, достигнутому ко времени его строительства.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 1445;