История вопроса. Стиль в архитектуре, искусстве
ОРДЕР. ЭЛЛИНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
Первобытные люди, еще в каменную эпоху строили полуземлянки, деревянные дома на сваях и жилища из глины, защищаясь от атмосферных воздействий и нападения диких животных.
Позже, на высшей ступени варварства, когда вместе с необходимостью возникает потребность и в красоте, строительство уже неотделимо от архитектуры. В эпоху бронзы, а затем железа, появились культовые сооружения из огромных каменных глыб. Эти первобытные постройки явились основой архитектуры раннеклассовых государств в Азии, Древнем Египте.
Наиболее известные памятники архитектуры древнего царства - монументальные пирамиды, храмы, гробницы знати.
Особое место в истории строительства и архитектуры занимает культура древней Греции и Рима, так называемая, античная культура. Она характеризуется массовым строительством монументальных зданий - дворцов, храмов. Это время характеризуется формированием греческого рабовладельческого общества и возникновением городов-государств.
Наиболее замечательным образцом древнегреческой архитектуры является архитектурный ансамбль в Афинах - Акрополь с главным храмом Парфеноном (рисунок 2.1). Вся архитектура этого периода подчинена одной идее и выражается своеобразными решениями, которые называют стилем древней архаики.
Эллинические мастера архитектуры (древние греки называли себя эллинами) разработали строго продуманную систему соотношения размеров конструктивных и декоративных частей здания. Эта система получила название ордер (лат. порядок).
Ордер состоит из цокольной части здания, колонны и перекрывающей (венчающей) части (рисунок 2.2).
Рисунок 2. 2
В процессе формирования греческой архитектуры возникает дорический, ионический и коринфский ордеры, позже к ним добавился тосканский ордер из древнеримской культуры. Они различались в декоративных деталях и пропорциях. Дорический и тосканский ордера отличались простотой и мужественностью форм. Дорический ордер в отличие от тосканского не имел базы под колонной, а на колонне предусматривались вертикальные желобки (каннелюры). Ионический ордер характеризовался легкостью, стройностью, изяществом, а коринфский - большой декоративностью.
Теория ордеров получила дальнейшее развитие и применение в архитектуре XV-XIX веков. Она и сейчас является предметом изучения и поклонения.
Классический период древнегреческой архитектуры (V-IV в. до н.э.) начался с греко-персидских войн. В это время как раз и создается Афинский акрополь.
Эллинический период (конец IV в. до н.э. - начало I в. до н.э.) начинается после распада державы Александра Македонского. Это эпоха расцвета смешанной греко-восточной культуры. Для архитектуры этого периода характерны регулярная планировка городов и создание монументальных алтарей.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
На смену рабовладельческому строю пришла эпоха феодализма, охватывающая огромный период - с IV - по XIX вв. В XI-ХII вв. на территории, населенной народами романской языковой группы, возник романский стиль. Этот стиль возник на основе древнеримской и византийских культур.
Архитектура этого стиля характеризуется сочетанием разновысоких объемов, наличием полуциркульных арок, башенок, увенчанных высокими пирамидальной или конусообразной формой крышами. Обычно соборы этого стиля в плане имели форму вытянутого латинского креста. Характерными для этого стиля является Городской собор в Вормсе (Германия) и Нотр-Дам в Париже рисунок 2.3
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
На смену романскому пришел готический стиль. Это архитектурный стиль позднего средневековья, отличающийся легкостью высоких остроконечных сооружений, стрельчатыми сводами к аркам, окнами витражами с живописными картинами из кусков цветного стекла. Этот стиль появился во Франции в ХП веке и затем распространился по Европе. Наиболее типичными для этого стиля являются собор Нотр-Дам в Реймсе (рисунок 2.4) и Сиенский собор (рисунок 2.5).
Сразу после средневековья в культурном и идеологическом развитии ряда стран Европы возник период расцвета, обусловленный зарождением капиталистических отношений и расцветам науки и искусства. Этот период, характеризующийся движением за возрождение античной цивилизации, получил название Ренессанса (фр. - возрождение).
а. В античных ордерах радиус колонны служил модулем— М и использовался для установления соразмерности всех частей. Высота тосканской колонны равнялась 14 М, дорической—16 М, ионической—18 М, коринфской — 20 М. б. Соотношения основных частей антаблемента и капители римского дорического ордера в. Соотношения основных частей антаблемента и капители римского ионического ордера |
Рисунок 2.3 – Ордер
РЕНЕССАНС. БАРОККО. РОКОКО
Как архитектурный стиль Ренессанс возник в XV-ХVI вв. и позже распространился по Европе. Наиболее значительными постройками в стиле Ренессанс являются Санта Мария Новелла во Флоренции, Собор Святого Петра в Риме (рисунки 2.6, 2.7).
Архитектурные композиции этого стиля решались на основе ордерной системы, разработанной еще древними греками.
На архитектуру и искусство эпохи возрождения огромное влияние оказало творчество художника, скульптора, поэта и архитектора Микеланджело Буанороти. Он создал в Риме много построек, в том числе возвел основную часть собора. Святого Петра и положил основание нового стиля в архитектуре - барокко.
Архитектура барокко (ит. - причудливый, странный) характеризуется усложненными богатыми, подчеркнуто экспрессивными формами, пышными фасадами и интерьерами. В плане это криволинейно очерченные, сложные пространственные построения (рисунки 2.8; 2.9; 2.10).
Рисунок 2.7 – “Ренессанс”. Собор Святого Петра в Риме
В дальнейшем архитектура барокко своеобразно проявилась в каждой из стран Европы. В России примером архитектуры барокко является Смольный собор, здание Зимнего дворца (ныне здание Эрмитажа).
Классицизм возник во Франции в середине XVII века, как противопоставление архитектуре барокко. Архитектуре классицизма свойственны симметрия, соподчинение частей, связанных с системой строгих эстетических законов, суровое величие на основе подражания античной архитектуре. В России примером классицизма в архитектуре являются: Казанский собор (А. Воронихин), здание главного адмиралтейства (А. Захаров) в Ленинграде, бывший дом Пашкова (В. Баженов), ныне старое здание библиотеки им. В.И. Ленина в Москве, Смольный институт. В Украине это дворец Воронцова и больница в Одессе, в Полтаве Административное здание, Церковь Сен-Мадлен в Париже (рисунки 2.11 – 2.13).
Рисунок 2.8 – Стиль “Барокко”. Портал. Испания
Колокольня Софийского собора в Киеве XVIII-XIX в.в
Собор Рождества Богородицы в Козельце. 1752-1763г.г. Архит. А. Квасов, при участии И. Григоровича-Барского
Рисунок 2.9 – Стиль “Барокко” в Украине
КЛАССИЦИЗМ. АМПИР
Классицизм господствовал в архитектуре в течение XVII, XVIII и начале XIX веков. В это же время наряду с классическим стилем возник, по словам Луначарского, легкомысленный стиль Рококо (от фр. рокайль - раковина), отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Особенно ярко он проявился в интерьере, здесь пышная резнаорнаментика, раковины, гирлянды, бронза, позолота, зеркала. Этот стиль, как эпизод появился и исчез на фоне классицизма. Примером стиля Рококо является Китайский дворец и Павильон Катальная горка в Ораниенбауме (Россия) рисунок 2.14.
Завершался классицизм стилем ампир (стиль империи Наполеона). Он отличается монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей на фоне нейтральной поверхности стены, использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектур. Характерным решением этого стиля является здание главного штаба в Санкт-Петербурге и театральная площадь Большого театра (рисунок 2.15)
Больница в Одессе. 1805г. Архит. Ж. Тома де Томон
Дворец Воронцова в Одессе. 1826-1830г.г. Архит. К. Боффо
Рисунок 2.11 – “Классицизм”. Дворец Воронцова и больница в Одессе
Административное здание на Круговой площади
в Полтаве. 1805-1810г.г. Архит. А. Захаров
Рисунок 2.12 – “Классицизм”, г. Полтава
МОДЕРН
Развитие капитализма связано с глубокими изменениями не только в строительстве, но и во всех областях промышленного производства. Появились новые материалы (чугун, сталь, алюминий, железобетон) и новые методы, облегчающие строительство. Все это привело к созданию новых стилей, смешению форм различных стилей, эклектике. Среди новых можно выделить конструктивизм - формалистическое направление в искусстве, кубизм - комбинация геометрических фигур, формализм - соблюдение внешней формы в ущерб внутреннему содержанию, функционализм, напротив, требовал строгого соответствия зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам. Рисунки (2.16– 2.19Оперный театр, Дом культуры им. Русакова, Вилла Савой, Эмпайр Стэйт Билдинг.
Новое веяние в архитектуре современного мира - постмодернизм - направление, выбирающее сенсационные эффекты благодаря неожиданным формам.
Русская архитектура начала свое развитие в конце Х века, возведением каменно-кирпичных зданий в Киеве под влиянием византийской культуры. Но уже с первых шагов древнерусская архитектура пошла своим путем. В XI веке был построен Киевский Софийский собор, затем Полоцкая и Новгородская Софии прекрасные образцы новой самобытной архитектуры. В ХП веке развилась Владимиро-Суздальская, Псковская, Новгородская архитектуры.
В XV, XVI вв. ведется большое строительство в Москве. Это Успенский собор, Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, комплекс Кремля на Красной площади, Храм Василия Блаженного (рисунки 2.20 2.21.
С XVIII века начинается строительство деревянных церквей. В это же время утверждаются идеи национального могущества России. Русские зодчие теперь обращаются к наследию Ренессанса, барокко, классицизму, и теперь архитектура в России тесно связана с архитектурой Европы. Русский классицизм стал ведущим в мировой архитектуре.
Рисунок 2.20– Храм Василия Блаженного
В развитии мирового зодчества советская архитектура представляет собой новый прогрессивный этап, рожденный новым социальным строем. Цель советской архитектуры - служить интересам народа. Для нее характерна связь с природой, соразмерность, по отношению к человеку, цельность композиции, учет национального своеобразия. Удачными примерами таких решений являются Кремлевский дворец съездов. Дворец Пионеров на Ленинских горах, административное здание на главной площади Ярославля, театр в Волгограде и Владимире, библиотека в Ашхабаде. Создается определенная стилистическая общность всей советской архитектуры при проявлении местных особенностей и национальной культуры.
Дата добавления: 2016-06-09; просмотров: 4405;