Пневматическая школа и хирургия
Школа, сумевшая завоевать себе такой крупный успех, не могла не встретить оппозиции. Эта оппозиция явилась со стороны поборников строго-научных принципов в медицине, т.-е. принципов, которые с усилением влияния Рима потеряли свое влияние.
Врачи, стоявшие во главе этой оппозиции, умели пользоваться опытом своих противников. Так, один из замечательных представителей этого направления, враждебного методикам, Атенай из Атталеи, живший в эпоху Клавдия, т.-е. около середины первого века после нашей эры, сознательно шел навстречу требованиям римского народа, мало поступаясь при этом научными принципами.
Исходя из соображения, что знать медицину должен в сущности каждый человек, Атенай составлял свои труды популярно, так что каждый образованный человек мог усвоить те знания, которые считал необходимыми. Он задался далее целью противопоставить теоретическому учению методикой систему, которая была бы равна ему, и теорию догматизма, которая никогда не могла пустить глубокие корни на римской почве, он попытался заменить теорией пневматизма, т.-е. учением о том, что все процессы в организме зависят от свойств и распределения „жизненного воздуха“ (пневмы).
Рис. Помпейские хирургические инструменты. 1 — пинцет, В — ножницы, 3. 4 и 0 — щипцы, 5 — пинцет с задвижкой, 7 — инструмент дли скарификации
Эта теория являлась в сущности лишь вывеской для глубоко продуманного эклектизма, создавшего новую систему из различных учений. Таким образом, пневматиков правильнее было бы называть эклектиками, так как пневматический принцип — лишь один из принципов, составляющих сущность этого учения.
Антагонизм между пневматиками и методиками выразился уже в делении медицинской науки на различные отделы; на первое место Атенай выдвигает физиологию; за ней идут патология, диэтетика, фармация и терапия; такое деление ясно свидетельствует о стремлении подчинить медицину чисто-научным принципам.
Рис. Римские хирургические инструменты. Слепа направо: зонд со шпаделем, раневой крючок, щипцы, зубные щипцы
Физиология излагается под сильным влиянием динамически - материалистических представлений стоической философии. Основными частями человеческого тела служат „тепло, холод, сухость и влажность“ ; все они представляют вещество, и из этих элементов построены отдельные части тела. Жизненным принципом в собственном смысле слова служит пневма; она имеется в организме с момента рождения, постоянно возобновляется посредством дыхания, разносится по всему телу сосудами и в различных частях тела выполняет различные функции.
Мы имеем дело таким образом с чисто-теоретическим, спекулятивным учением, которое практически ничего не дает, но которое было очень ясным для последователей стоической философии. В учении о происхождении болезней пневме отводится такое же место, при чем пневма также играет важную роль.
На практической стороне дела, на лечении больных теории пневматиков не отражались; наоборот, у пневматиков мы видим в сущности отчетливую тенденцию пользоваться в практическом отношении достижениями методической школы. Это проскальзывает уже у А те на я, но в гораздо большей степени у его преемников, и в виду этого некоторые из них уже не хотят называть себя „пневматиками“ и откровенно именуют себя эклектиками.
Первое место среди них занимал непосредственный ученик основателя школы Агати и из Лакедемона; в терапии он был открытым сторонником методической школы. Еще дальше пошли в этом направлении ученик Агатина Геродот, живший около конца 1-го века нашей эры и Архи ген, живший в эпоху Траяна; первый разрабатывал в духе методической школы „естественные методы лечения; второй развил дальше учение о пульсе.
Хирургия пользовалась в это время большим вниманием со стороны врачей. Ею особенно занимались только что упомянутый Архиген, а также целый ряд выдающихся врачей в течение 1-го и начале 2-го века. Архиген первый надлежащим образом производил ампутации конечностей и первый стал прибегать к перевязке сосудов и обкалыванию их. В этом помог ему опыт, приобретенный им в бытность военным врачом.
Его метод подвергся дальнейшему усовершенствованию в работах Леонида из Александрии (конец 1-го века), который ввел лоскутный разрез; кроме того, ему хирургия обязана и некоторыми другими нововведениями. Далее, современник Архигена, Гелиодор усовершенствовал технику операций на черепе и учение о повязках.
Рис. Римские хирургические инструменты. Слева направо: щипцы для зубных корешков, малые зубные щипцы, 3 различных хирургических ножа, раневой крючек
Наиболее выдающимся хирургом этой эпохи и древности вообще был, без всякого сомнения, Антилл, о жизни которого мы знаем только то, что он жил в первую половину 2-го века. Антилл работал преимущественно в области хирургии; что касается других отраслей медицины, то теоретически он был сторонником пневматической школы; практически же—эклектиком чистейшей воды.
В хирургии он расширил область показаний к отдельным оперативным пособиям, ввел новые методы и усовершенствовал целый ряд методов, которые были уже известны до него. Большим прогрессом по сравнению с его предшественниками были так называемые „пластические операции“, которые широко применял; он оставил превосходные описания пластических операций, восстановления разрушенных век, носа, ушей и т. п.
Рис. Древнее зеркало (1/2 нат. вел.)
Но его главной заслугой были операция аневризмы, впервые произведенная им, а также операция удаления катаракты. Что касается первой, то он оставил очень подробное описание этого страдания, установил показания к хирургическому вмешательству и дал краткое, но вместе с тем очень ясное описание операции, наиболее существенным моментом которой служит двойная перевязка мешка с кровью.
При операции удаления катаракты он, в отличие от своих предшественников, не ограничивался отдавливанием хрусталика в стекловидное тело, но стал извлекать его через разрез глаза.
Такие успехи в хирургии трудно себе представить без наличности двух условий: асептики и наркоза. Мы нигде не находим особенных указаний относительно асептического ведения операций, но, судя по тому, что до нас дошло из хирургии Гиппократовской, мы должны допустить что Антилл строго выполнял все те требования, которые были обязательны для каждого хирурга; такими требованиями были соблюдение строжайшей чистоты со стороны хирурга, его помощников, тщательная очистка операционного поля и инструментов.
Выполнение этих требований было необходимо, так как в противном случае результат безупречной в техническом отношении операции сводился бы на пет, благодаря последующему нагноению. О соблюдении асептики говорит до известной степени и характер хирургического инструментария. Сравнительно с древне-греческой эпохой инструментарий стал значительно богаче, и старый принцип—производить возможно больше операций с возможно меньшим числом инструментов—заменился как раз противоположным. Инструменты делались в большинстве случаев из цельного куска металла и должны были удовлетворять самым строгим требованиям чистоты.
Второе условие, без которого невозможно развитие хирургии, также было выполнено, так как хирурги эпохи, непосредственно следовавшей нашей эры знали наркоз; и именно для общей анестезии они пользовались напитком из корня мандрагоры действующим началом которого является вещество, близкое по своему составу к скополамину, и теперь применяемом у для целей наркоза.
Дата добавления: 2023-09-20; просмотров: 513;