ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ МНОГО ТЕОРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ? 14 глава


годами, упорно не принимающих никаких изменений, даже тех, которые естественно происходят с возрастом.

Задача проявления своего Я как данности - это задача на принятие динамичности как психической реальности, так и реальности жизни. Это задача на принятие меры изменчивости Я, когда сохраняется его качество как данности и изменения не приводят к разрушению структуры - к уничтожению Я. Она решается разными способами, один из наиболее распространенных из них -это принятие социальной роли, в результате чего, как отмечают многие психологи, человек начинает воспринимать жизнь как игру по правилам, которые заданы ролями. При таком восприятии жизни собственное Я рассматривается как существующее только в ситуациях следования правилам, иерархизующим отношения, -победители и побежденные, управляющие и управляемые, родители и дети, лидеры и ведомые. Иначе говоря, Я есть только там, где имеется кто-то, подтверждающий его существование, возможность быть в одной из общепринятых ролей. Это путь, на котором Я человека приобретает те знаково фиксированные формы, при которых форма и содержание знака становятся содержанием массового сознания (учительский тон, директорская поза, руководящий жест и т. д.). Динамика психической жизни человека приобретает направление, которое регулируется формой знака, а не содержанием психической жизни, происходит и обратный процесс -содержание психической жизни начинает определяться формой знака, тогда человеческая активность опосредуется этим знаком во всех ее проявлениях. Принимаемые человеком ограничение на свою активность, связанные с выполнением правил, преобразуют его психологическое пространство - сужают или расширяют. Известно, что можно быть "гражданином Вселенной", а можно и "маленьким человеком, от которого ничего не зависит" или вечным странником, избегающим обязанностей и привязанностей, или маминой дочкой, или большим начальником. Психологи часто описывают различные типы поведения как формы, регулирующие активность человека. У П. Вацлавика я прочитала о его "любимом нытике", Э. Шостром пишет о таких типах, как "диктатор", "тряпка", "калькулятор", "прилипала", "хулиган" и т.д. Широко используется подобная классификация в соционике.

За возможностью такого понимания и описания активности человека стоит то важнейшее свойство Я, которое связано с его функционированием в определенном пространстве. Любое пространство может быть относительно замкнуто теми предметами, которые его структурируют, так пространство Я может быть ограничено, замкнуто правилами роли. При этом человек переживает внутреннюю динамику как движение в этих правилах и сталкивается с ее ограничениями, когда не может решить задачи идентификации с собственным Я. Они актуализируются в условиях,

когда возрастает число степеней свободы в построении активности и человеку надо прилагать Я-усилия для организации жизни -"правила" оказываются несостоятельными.

Это те ситуации, когда "надо думать самому", "никто за тебя не решит", "когда понимаешь, что человек одинок во Вселенной" и т. д. Думаю, что эти ситуации жизненных задач можно рассматривать как необходимость того качества Я, которое в текстах проявляется как полифоничность. Если попытаться найти метафору, то она будет выглядеть так: данность Я - это возможность музыки, проявленность Я - это мелодия, она может быть однообразной и сложной, усложнение мелодии - это динамика Я, которая создает полифоничность сознания, определяет его интенцию.

Одно из важнейших состояний полифоничности - неопределенность, напряжение, которое возникает благодаря неопределенности и разрешается в построении текста через его организацию. Текст по своей природе уже содержит не-Я - того адресата, которому он предназначен, того другого, кто должен воспринять этот текст. Можно показать иначе необходимость не-Я как вытекающую знаковой природы психики. Знак обращен к кому-то или к чему-то, поэтому обязательно возникает момент установления соответствия, пауза соотнесения знака и обозначаемого, можно сказать, что в этот момент и появляется, проявляется не-Я как сопротивление содержания обозначаемого форме обозначения - знаку. В онтогенезе это происходит и осознается ребенком на уровне актуального переживания (взрослые тоже чувствительны к подобным ситуациям, но переживают их иначе), примерно так, как можно было наблюдать в жизни пятилетнего мальчика: во время всех его путешествий в поездах проводниками были мужчины, а тут произошла встреча с женщиной-проводницей. Реакция ребенка была такой: "Это что же такое, это тоже называется "проводник""?!" Можно узнать в этом эмоциональном тексте то, что происходит со взрослым, когда он взывает, часто сам не зная к кому: "Разве это люди?!" или "Это что же это такое, это как же это называется ?!" и т. п.

Вот в такие моменты и актуализируется, проявляется та реальность психического, которая может быть названа не-Я. Попробую описать подробнее: если Я существует как данность, как основание активности, как содержание актуальных переживаний, если задачи обоснования активности, решаемые с помощью Я, можно назвать задачами организации жизненного пространства, то не-Я появляется при встрече с сопротивлением, которое встречает активность человека. Онтогенетически не-Я выступает более поздним образованием, чем Я, так как появляется на границе уже оформленной семиотической системы (в любых знаках) как новое качество этой системы. (Известно, что все новые качества появляются на границах семиотических систем, одной из которых

является психическая реальность.) Строго говоря, чтобы появилось переживание, основанное на наличии в качестве предмета переживания не-Я, необходимо, чтобы Я было организовано и представлено в виде семиотической системы, текста.

Многие проблемы осуществления жизни для детей и подростков связаны с тем, что они не имеют структурированного пространства Я, которое обеспечивало бы переживания как Я, так и не-Я, помогало бы осуществлять те виды активности, которые связаны с Я-усилиями (ответственность, самоорганизация, самоактуализация и т. п.). Причины отсутствия или слабой выраженности такого пространства чаще всего кроются в авторитарном воспитании всех типов, которое разрушает (не проявляет как актуальную) границу пространства, необходимого для существования Я как качественного образования.

Авторитарная личность сама не имеет актуальных переживаний не-Я, так как границы ее Я не обозначены, думаю, что в самом общем виде можно сказать, что Я авторитарной личности переживается как "всё". Возможно, за счет этого она обладает большими возможностями воздействия на других людей, так как там, где нет границ (своих и чужих), там в общем-то и нет никого и ничего, что могло бы остановить активность этого человека. Для него естественной и единственно возможной формой сопротивления оказывается его собственная смерть. Если исходить из того факта, что многие люди сегодня растеряны и испуганы, не могут и не умеют проявить свое Я, то потенциальные возможности влияния авторитарной личности на них очень велики, так как она может силой своего воздействия инициировать процесс идентификации с собой, обесценив необходимость идентификации с собственным Я.

Мне приходилось слышать от людей слова о том, что они не хотят бороться за себя, за свое Я, что им не нужно их Я, что лучше быть как все и особенно не напрягаться, а получать от жизни побольше удовольствий, так как жизнь очень короткая. Можно было бы назвать несколько наиболее распространенных аргументов возможного отказа от необходимости проявления защиты и актуализации своего Я: страх быть непонятым, страх подавления другими, страх необходимости отказа от комфорта и удовольствия, страх перед возможной ответственностью за себя и других, страх перед одиночеством, перед напряжением, связанным с усилиями и другие.

Думается, что тема "Я - не-Я" является не только темой практической работы психолога с конкретным человеком, она становится темой моральной философии, этики, так как обязательно связана с конкретными обстоятельствами жизни человека, где понятия страха имеют конкретный социально обусловленный смысл. Данная тема включает и обсуждение вопросов права, в

частности права человека на его частную, интимную жизнь, на конфеденциальность. "Нас жизнь делает такими" - это тоже один из наиболее распространенных аргументов, связанный с тем, что нет необходимости что-то "с собой делать", я ни разу не слышала от людей, с которыми приходилось работать в ситуации психологического консультирования, что "жизнь такая, какой мы ее делаем" ("какой я ее делаю").

Тема "Я - не-Я" позволяет обсуждать с людьми данность их Я как природное качество, которое должно быть реализовано, так как это необходимо "для здоровья тела и души". Сегодня, когда известно, что "все болезни от нервов", введение в обсуждение темы здоровья оказывается для многих людей актуальным и позволяет говорить о природной устойчивости Я к разного рода воздействиям, о той устойчивости, которая позволяет создавать отношения и сохранять их, преобразовывать и совершенствовать на "пользу здоровья".

Качества не-Я, которые человек может пережить благодаря сопротивлению различных образований в собственной психической реальности, оформляются в следующих рефлексивных переживаниях: "Я не могу", "Я не хочу", "Я не знаю", "Я не чувствую", а также в виде оценочных суждений: "Не мое", "Чужое" или "Чуждое", "Далекое", "Недоступное" и т. д.

Возможность рефлексивных переживаний позволяет обсуждать варианты преобразования не-Я в Я как расширение пространства Я, как введение новых знаковых образований для его структурирования через Я-усилия человека. Особенно значимым этот разговор бывает для родителей, которые воспринимают Я своего ребенка и собственное Я только через не-Я ("Ничего не могу поделать", "Он ничего не может", "Он все хочет не то, что нужно" и т. п.). Иногда только подсчет таких суждений производит на родителей впечатление, которое способствует введению в обсуждение качеств Я как, актуально существующих. Для этого преобразуется ситуация - из "нет" она становится ситуацией "есть". "Он может", "Он хочет", "Он знает", "Он чувствует", "Я могу", "Я хочу", "Я знаю", "Я чувствую", "Мое", "Близкое мне", "Доступное для меня"... Действие в этой ситуации всегда требует от человека выраженных Я-усилий, которые организуются психологом.

Эта тема при обсуждении ее как проявление детско-родительских отношений обязательно соприкасается с темой "Наше" -это проблемы семейной общности, семейных традиций, в известной степени обеспечивающие границы Я, их устойчивость, которую можно гарантировать защищенностью со стороны не только Я, но и других людей - "Мы". Следование семейным традициям, создание таких традиций - это путь к переживанию актуальности Я и не-Я как составляющих реальных отношений, которые

интериоризируются в виде индивидуальных знаков принадлежности к определенной семантической системе.

Закончу эту главу одним суждением, которое когда-то показалось мне важным для понимания того, что происходит с человеком, когда он чувствует необходимость поговорить о себе. Это суждение принадлежит пожилой женщине, к сожалению, я не спросила ее имени, когда услышала и записала позже эти слова: "Я часто одна бываю, все разъехались, в доме, конечно, работы всегда много, но, что я заметила, когда я долго не обращаю на себя внимания, вся в работе, то вдруг такая тоска нахлынет, словно потеряла что-то, а что - не знаю, не могу вспомнить. Знаю, что что-то было, потом опомнюсь - надо передышку себе дать, поговорить с собой, ведь за душой тоже уход нужен, она ведь одна не может все осилить, ей тоже подмога нужна". На этом и закончу.

Глава 7

УМЕНИЕ ЖИТЬ -ТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

...Я научилась просто, мудро жить,-

Смотреть на небо и молиться Богу...

А. Ахматова

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

А. Блок

§ 1. "НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ УМЕЮТ ЖИТЬ"

Эти слова я написала в кавычках, чтобы не показывать свое авторство - именно так почти всегда говорят люди, когда пытаются анализировать свою жизнь, те события, которые привели их к психологу. Продолжение этой фразы тоже достаточно традиционно: "... а я (или он, или она), как ненормальная". Описание такой "ненормальности" может содержать разные характеристики: "честно работаем", "стараемся все для детей", "хотим как лучше", "все за правду принимаем", "верим людям", "слушаем учителей", "доверяли детям" и т. п. Чаще всего за оценкой собственной "ненормальности" люди пытаются показать свою приверженность моральным правилам, которой нет у "нормальных" людей, обладающих умением жить. Я сталкивалась с этим явлением постоянно при необходимости анализировать конкретные события, их последовательность и обоснованность. Люди склонны отождествлять психологические и моральные оценки человека, с этой точки зрения, "ненормальность" как следование моральным нормам является формой сообщения ценностной информации о себе, которая прямым текстом не может быть выражена (или человек не умеет этого делать). Зачастую это еще и желание показать свою индивидуальность и получить оценку ее как ценностного образования, как способ фиксации своего положения среди людей.

Оценка себя как "ненормального" не является клинической оценкой, скорее это презентация своей возможности воспринимать и анализировать законы жизни и отношения людей. Это метаформа, раскрывающая потенциальную возможность жить

иначе, жить "нормально", если... Условия своей нормальности как потенциально возможного качества, люди видят по-разному, в зависимости от того содержания, которое привносят в свою "ненормальность". Это могут быть и социально-экономические условия, и бытовые, и возрастные, и религиозные, и биологические (рост, вес, пол).

Тема "нормального человека" и его умения жить в психологическом консультировании возникает при обсуждении вопроса: "Что делать?" Этот вопрос - заключительная часть консультирования, когда в той или иной форме уже были обсуждены вопросы: "Что происходит?", "Почему это происходит?" и, естественно, возникает необходимость каких-то действий.

Есть несколько причин (путей) возникновения этой темы в консультировании.

Первый путь - это обращение к психологу за объяснением причин, где важным является момент возможного существования аналогичного факта у других людей. Другие люди присутствуют как своеобразная гарантия того, что происходящее в собственной жизни нормально, т. е. доступно пониманию и воздействию. В этом возрасте, наверное, это у многих бывает. Так спрашивает клиент, или аппелируя к опыту психолога: "В вашей практике такие случаи уже были?", или вопрос обращен в желаемое будущее: "Может быть, с возрастом это пройдет, как у всех людей?"

Второй путь появления этой темы в психологическом консультировании связан с прямым вопросом о клинической нормальности (психическом здоровье человека), который чаще всего аргументируется тем, что "страшно идти к психиатрам и портить жизнь человеку".

Третий путь, каким вводится эта тема, основывается на непосредственном анализе психологом текстов другого человека, где очень мало или нет Я-высказываний и преобладают разные формы "ухода" от обозначения своей психической реальности и Я. Человек чаще всего говорит, что он "не умеет" или "стесняется" говорить о себе, говорить от себя.

Четвертый путь - это путь проверки правильности своих действий ("Может быть, я неправильно делаю? Как лучше делать? Как надо правильно делать?").

Пятый путь - просьба об ученичестве ("Научите, как сделать, чтобы было все нормально").

Во всех этих вариантах введения темы нормальности присутствует выраженная ориентация на концепцию жизни, которая рассматривается в оценочно-нормативных характеристиках. От психолога ждут уточнения содержания нормативности ("Как должно быть") и указаний на пути следования нормам, варианты сообщения ценностной, а также индивидуально-психологической информации встречают выраженное сопротивление. Люди часто от-

называются от необходимости самостоятельного усилия по пониманию и ждут, как часто говорят психологи, рецептов, основанных на структурно-нормативном отношении к исследуемому явлению.

В общем виде можно утверждать, что у многих людей, обратившихся за психологической помощью, отсутствует ориентация на индвидуально-психологические особенности как собственные, так и другого человека. Вероятно, это одно из следствий того, что индивидуальность человека не представляет собой культурно-исторической ценности, в связи с чем теряются средства ее фиксации и сохранения, возможность видеть человека таким, какой он есть. (С этой точки зрения все руководства по практической психологии содержат в той или иной мере материал, направленный на проявление, фиксацию и трансляцию индивидуальных характеристик психической реальности человека.)

Различные факты психологического консультирования, которые я пыталась описать как пути введения темы нормальности, позволяют говорить и о том, что людям бывает очень трудно анализировать (понимать) психологические феномены: мотивы, цели, умения, возможности, чувства и т. д. Эти феномены или игнорируются (считаться с чувствами ребенка нет смысла), или обесцениваются ("бабьи слезы, что вода", "ему все безразлично", "на него ничего не действует" и т. д.), или интерпретируются только через механизм проекции (я уже упоминала о взрослом эгоизме в понимании детей). Усилия, необходимые для изменения позиции, чтобы "посмотреть на мир глазами другого человека", "влезть в его шкуру", "взглянуть с другой колокольни", или обесцениваются, или оказываются только пожеланиями, которые трудно выполнить.

Для изменения позиции необходимы некоторые условия (я могу их выделить, основываясь на наблюдениях за людьми во время общения происходили с ними при консультировании). К ним, как минимум, следует отнести осознание:

· качественных особенностей психической реальности;

· нетождественности свойств психической реальности разных людей, признание этого факта как ценности;

· феноменов жизни в их своеобразии;

· источников жизни и возможностей воздействия на них;

· ограничений на возможности воздействия и управления другим человеком.

Это самые важные условия, необходимые для того, чтобы взрослый человек получил возможность ориентации на феномены психического.

Осуществление этих условий связано непосредственно с усилиями психолога по анализу логики индивидуальной жизни человека, обратившегося за психологической помощью. Какие

трудности встречаются при реализации задач профессиональной работы? Прежде всего vэто высокая степень сопротивления взрослых людей к информации о ценностности человека, его индивидуальности. Это проявляется как в фактах прямого негативного отношения к содержанию такой информации, так и в скрытых формах ее обесценивания.

Кроме того, у большинства людей нет выраженной концепции жизни как ценностного образования сознания, структурирующего психическую реальность, т. е. нет обобщенно-ценностного отношения к жизни. Происходит подмена такого образования набором стереотипных правил, чаще всего, правил следования какому-то образцу поведения, заданного конкретным человеком или группой. Этот образец поведения не рефлексируется с точки зрения его соответствия или несоответствия собственной жизни, а принимается как правильный априори. Практическая философия жизни часто воплощается в обесценивание жизни как таковой независимо от ее конкретных проявлений ("это не жизнь", "одно название, что живем", "сил нет жить такой жизнью", "существуем потихоньку" и т. д.).

Одна из самых больших трудностей состоит и в том, что у взрослых людей слабо выражена Я-концепция как устойчивое, ценностное психологическое образование. Это проявляется во множестве фактов отказа от ответственности за свою жизнь, от усилий по преобразованию своей психической реальности и отношений с другими людьми. Скорее всего, это одно из следствий отсутствия концепции жизни. Невыраженная Я-концепция делает человека предельно уязвимым к воздействию других людей, что может привести к полному поглощению его психической реальности другим человеком и способствует неконтролируемому стремлению воздействовать самому на тех, кто не оказывает сопротивления или не в состоянии его оказать (дети, пожилые люди, больные и др.).

Эти факты не могут быть однозначно объяснены какой-то одной причиной, но то, что все причины лежат в сфере идей и их воплощении в реальные отношения людей, - это можно утверждать с большой долей вероятности.

Сегодня при суждении с людьми идей нормальности как темы профессиональной работы психолога нельзя не обращаться к материалам по правам человека. Это одно из международных, ставших интернациональным, обоснований ценности индивидуальности человека.

Этот материал дает психологу возможность аргументированно анализировать понятие нормальности жизни, нормальности человека, использовать понятие права как природного свойства человека. Процитирую только статью 1 из Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.): "Все люди рождаются свободными и

равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Понятие права и данности как свойства психического достаточно близки при анализе с их помощью темы нормальности, которая возникает в психологическом консультировании. Надо отметить, что принятие людьми самой идеи существования у человека прав как особой качественной характеристики его жизни среди других людей вызывает сопротивление, особенно когда речь идет о правах детей. Это еще одно следствие невыраженной концепции жизни. Это обстоятельство влияет и на возможность проявления в реальных отношениях с людьми тех качеств человека, которые составляют эмоциональную сторону правового сознания: воздействия, реализующие достоинство человека, его честь, ответственность, самоуважение и другие. Если нет выраженной ценностной концепции жизни, то эти отношения или вообще не воспринимаются адекватно, или не замечаются, так как нет обоснований для их существования - нет того идеального образования, которое бы структурировало их наличие. (Я уже пыталась сказать, что таким образованием могла бы быть концепция жизни и одна из ее составляющих - концепция другого человека.)

Тема нормальности в психологическом консультировании становится той ситуацией, где не только используется конкретное психологическое знание, но и анализируются основные составляющие бытового мышления о закономерностях человеческой жизни как таковой, другими словами, на какое-то время психолог становится практическим философом, размышляющим о явлении и осознающим процедуры своего мышления, и стремится показать их другому человеку. Психолог и его клиент вместе обдумывают ту реальность, которая может быть обозначена как "нормальная жизнь".

Вариантами предмета, их анализа могут быть "нормальные люди", "нормальный человек", "умение жить, как нормальные люди", "жизнь нормальных людей".

При работе с этой темой я использую несколько видов информации, которая кажется существенной для того, чтобы сориентировать человека на его индивидуальность. Представлю эту информацию следующим образом - это основные идеи, которым следую при интерпретации и сборе информации о конкретной ситуации жизни человека:

1. Показываю относительность понятия "нормальность" на примере классификации цветов. Спрашиваю, например, человека, что в той ситуации, где мы с ним вместе находимся, можно отнести к "черному" цвету, затем выбираю промежуточные примеры и показываю, что "черный" цвет - это только нами выбранный

критерий его черноты. Потом провожу аналогию с понятием "нормальность", показывая, что "нормы" - это только способы классификации явления, можно выбрать другие основания для классификации, и тогда все будет восприниматься иначе. Это позволяет сориентировать человека на понятие относительности в оценке "нормальности".

2. Формулируем вместе с человеком его представление о нормальности в соответствии с его вариантом темы. Анализируем это понятие, используя различные представления о жизни (содержания концепции жизни). Чаще всего используются такие варианты: жизнь - это борьба, жизнь - это жизнь, жизнь – это существование, родился - живи, жизнь - это необходимость решать и действовать, жизнь - это то, что природа дает человеку и т. п. (я использую в практике только те варианты концепций жизни, которые встречались при работе со взрослыми людьми в разных обстоятельствах, где использовалось понятие концепции жизни).

3. Использую понятие целостности как характеристики живого, как характеристики жизни, показываю пределы изменчивости. Так подходим к понятиям меры и смерти. Мера – универсальная этическая категория, она всегда в той или иной форме присутствует в мышлении о нормальной жизни и нормальном человеке. Она присутствует и при обсуждении проблемы воздействия на другого человека, на жизнь человека в целом. Встает вопрос о выборе содержания меры, об его обосновании, таким образом и вводится в обсуждение проблема концепции другого человека, Я-концепции и их влияния на восприятие жизненных задач и возможности их решения.

4. Умение жить как способность соответствовать индивидуальным качествам своего психического, данности своего Я обсуждается в нескольких аспектах:

как размышление о своей жизни и Я (как оно осуществляется, что приносит как результат);

констатация чувств, возникающих от переживаний (проблема естественной радости от жизни);

рассмотрение возможности обучения (чего хочется и как этого достичь - проблемы личного совершенствования и возможности воздействия на другого человека с целью изменения его поведения); возможности и необходимости тренировок и упражнений для приобретения новых качеств отношений; ценности знаний о возможных способах жизни. Я достаточно часто использую афоризмы типа высказываний персонажей П. Отрома: "Даже не будучи в состоянии произнести слово "дезинфицировать", вполне можно жить в добром здравии до самой старости".

Конечно, это изложено очень схематично и с единственной целью - показать читателям возможность движения в теме, которая

возникает как одна из важнейших при консультировании на его последних этапах.

Итоги движения в этой теме можно сформулировать следующим образом:

консультируемый человек получает представление о существовании рефлексируемых способов мышления о человеке, которыми он может пользоваться, обращаясь к различным способам обоснования предмета мышления - жизни человека;

это дает материал для переживания целостности проявлений данности психической реальности в таких ее качествах, как качество Я, качество сознания, ценность жизни, осуществимость жизни и другие.

В процессе консультирования актуализируются необходимость практической философии, формулировки (осознания) исходных позиций в понимании жизни и человека.

Психолог в процессе консультирования выступает человеком, который обладает способностями и средствами исследования жизни (это одна из его возможностей проявить свои качества как практического философа - человека, владеющего общими законами жизни и умеющего их конкретизировать применительно к анализу конкретной ситуации). Психолог проявляет собственную философию жизни, обозначает свою позицию как исследователя, если говорить высоким стилем, то он выступает в роли того, кто знает. Такого человека можно назвать по-разному, ролевое определение каждый может выбрать сам, но суть не в этом, а в возможности показать существование знания о жизни, которое можно проверить на истинность применительно к своей жизни.

Итак, обсуждение ситуации "нормальные люди умеют жить" -это новое содержание психологического консультирования, которое выводит психолога за рамки конкретной ситуации и делает необходимым использование философского материала, который позволяет анализировать реальные проявления жизни в их конкретной форме.

§ 2, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...

Такими правилами - общения, разрешения конфликтов, саморегуляции и т. п. - полны книги по практической психологии. Я приведу достаточное количество этих правил позже, чтобы показать их целесообразность для разных обстоятельств психологического консультирования.

Сами правила поведения можно разделить с точки зрения задач консультирования на необходимые, возможные, существующие.

Необходимые правила нужны в ситуации как недостающие способы восстановления логики жизни человека. Грубо говоря, это

то, чего человек не умеет делать, поэтому у него и возникла ситуация боли. Это могут быть правила проявления чувств, правила мышления, общения, организации отношений, разрешения конфликтов и другие.



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 262;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.034 сек.