О САНОГЕННОМ МЫШЛЕНИИ
О том, что такое мышление есть, знают все люди, даже не знакомые с понятием "саногенное", ведь известно, что "дурные мысли могут до болезни довести", что "злые языки страшнее пистолета", а "на чужой роток не накинешь платок" и т. д. В основном это то содержание знания о свойствах психической реальности, которое позволяет обсуждать существование в ней специальных структур, помогающих дифференцировать различные проявления психический жизни как "полезные" или "вредные" для самой жизни. Это бытовое проявление тех качеств психической реальности, которые я обозначила как обратимость и структурированность, основанные на принципе обратной связи.
Думаю, что это также возможность проявить те индивидуально-психологические образования, которые я попыталась описать как концепцию жизни, т. е. целостное, ценностное представление о жизни как особом явлении. Оно служит основанием для понимания многих функций психического - внутренней картины здоровья, внутренней картины болезни (именно они позволяют дифференцировать "полезные" и "вредные" проявления психической жизни). Конечно, недаром столько внимания уделяется состоянию человеческого тела как организма, способного к изменению под воздействием идеи о жизни, известных и не очень известных руководствах и наставлениях о добродетели. Здоровое тело дает человеку начало переживаний, которые структурируют его внутреннюю картину здоровья как потенциально осуществимых возможностей, т. е. потенциально возможного будущего. Мне кажется, что именно в этом состоит один из важнейших моментов функционирования внутренней картины здоровья в психической реальности человека. Это напряжение, которое может реализоваться через Я-усилия, это то чувство собственной силы, которое не равно силе мышц, но, структурированное с помощью соответствущих знаков, оно выступает основанием для дифференциации "полезного" и "вредного" для психической жизни. Подобно любым проявлениям психической жизни оно может существовать на разной глубине (сознательное - бессознательное) и выполнять свою роль в разных формах реагирования человека на появление жизненных задач необходимой дифференциации.
Одной из таких форм, наиболее проявленной в ситуации психологического консультирования, является мышление человека. Именно о нем чаще всего говорят, формулируя свои психологические задачи, именно его, прямо или косвенно называет источником своей боли: "Не понимаю, что происходит...", "Не знаю", "Нет слов, чтобы выразить..." и т. д.
К уму человека, к возможностям интеллектуально опосредовать большую часть своей психической жизни обращены практически все психотехнические приемы, кроме откровенного манипулирования. Мышление человека обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы осуществлялись важнейшие функции психического, проявлялись его важнейшие свойства - обратимость и структурированность.
Какие это свойства мышления? Мышление человек "обнаруживает" в себе, если говорить об онтогенезе, сравнительно поздно - в 5-6 лет, когда встречается с возможностью неоднозначного понимания ситуации или сам начинает создавать эту неоднозначность, используя разные позиции по отношению к предмету. Тогда говорят, что ребенок овладел условно-динамической позицией, преодолел эгоцентризм (преодолевает его).
Это путь к владению целостностью предмета, каким бы простым или сложным он не был сам по себе. Одновременно это возможность неоднозначного отношения к разным свойствам предметов, которая во взрослой жизни трансформируется в развитое (или не очень) чувство юмора, это продолжение развития той возможности соотносить разные свойства предметов во внутреннем мире, которая наглядно дала о себе знать в детском юморе еще на втором году жизни.
Свойство мышления, позволяющее человеку воспринимать предмет целостно, - основа саногенного мышления, так как в этом процессе обозначены воспринимающий и воспринимаемое, как то, что порождает активность, и то, что возникает в результате этой активности (целостный предмет). Его появление в психической жизни человека сопровождается специфическими переживаниями, которые всегда назывались интеллектуальными эмоциями, назовем это и радостью познания. Она упорядочивает картину мира человека, определяет место его усилий в этой картине, показывает потенциальную незавершенность этих усилий, т. е. бесконечность познания, так как создание целостного предмета было связано с использованием не всех его свойств, а только ставших доступными человеку в этот момент времени.
Радость познания - основное переживание, которое позволяет говорить о том, что оно связано с жизнью души и тела как целостности. Именно она способствует дифференциации "полезных" и "вредных" мыслей. "Полезные" - те, которые создают целостность картины мира, "вредные" - те, которые нарушают целостность. Вот примеры: "Ты сам не болеешь, болит только твое горло" (полезная мысль), "Бедненький мой, ты весь горишь, ты совсем больной" (вредная мысль). "Ты просто тупица, ты ничего не умеешь делать" (вредная мысль), а полезная выглядит так: "У тебя не получилась эта задача, попробуй другим способом, у тебя же хорошая голова". "Никто меня не любит" (вредная мысль), "Люди могут относиться ко мне по-разному, но я отношусь к себе хорошо" (полезная мысль) и т. п. Таких примеров можно привести множество, но есть мысли, которые следует отнести к разряду особенно вредных: "У меня ничего не получится", "Не стоит стараться, все равно я невезучий", "Везет же людям, только не мне", "Я конченый человек", - это мысли из разряда фатальных, которые закрывают перспективы человека, нивелируют возможность Я-усилий и их проявление в жизни. Иначе говоря, они разрушают целостность жизни, окрашивая ее одним цветом, обобщая ее по одному признаку.
У мышления есть еще одно важное свойство - оно по своей природе рефлексивно, т. е. дает человеку возможность ставить себе вопросы и отвечать на них: что я делаю? как я делаю? почему я делаю? Рефлексивная природа мышления обеспечивает вариативность ответа на эти вопросы, а значит, обеспечивает и возможность их дифференциации по разным критериям.
Это происходит в форме внутреннего диалога, который человек может и должен вести при решении жизненных задач, связанных с ориентацией на целостность предмета, например, это задачи обоснования своей активности, выбора цели. Они требуют от человека того видения предмета, который Г. Альтшуллер и И. Верткий1 связывали с необходимостью борьбы за признание появившейся идеи, считая эту борьбу неизбежной и закономерной. Они уверены, что человек, умеющий мыслить (создавать новые целостные предметы), должен уметь доказать нужность своей идеи.
Мне представляется важным остановиться на этом моменте проявления рефлексивной природы мышления, так как именно она связана с тем, что еще называют смелостью мысли. Это те переживания человека, которые возникают в процессе мышления и позволяют ему выделять процесс создания нового целостного предмета (за счет выделения его закономерностей) благодаря Я-усилиям. Это то единство аффекта и интеллекта, которое создает переживания особой силы в их отнесенности к своему Я. Это то, что можно было бы назвать чудом, но в психологии нет такого понятия, хотя в жизни известно множество примеров того, как оно происходит.
К понятию "чудо" можно было отнестись аналитически и выделить его содержание среди других переживаний человека, но сейчас это не входит в мои задачи. Скажу только, что возможность пережить чудо как появление в себе и в мире (одновременно) новых качеств - это одно из свойств рефлексирующего мышления, когда можно одновременно видеть и мир, и свое психическое в их единстве. Из такого целостного видения рождаются цели творчества жизни, которые можно назвать глобальными или общечеловеческими, тогда появляется та необходимость действия, о которой одна из моих клиенток сказала: "Если этого не делать, то перед жизнью стыдно" (речь шла о ее благотворительной деятельности).
Рефлексивность мышления - основа его саногенности, его здоровья, так как внутренний диалог дает человеку основания для всех видов дифференцированного и целостного видения мира. Во внутреннем диалоге происходит то, что можно было бы назвать изменением отношения - главного продукта воздействия человека на параметры своего психического. Изменение отношения - это смена критериев дифференциации свойств реальности, появление новых параметров в целостном предмете, а также проявление своего Я как основы диффенциации. Это тот опыт радости, который помогает человеку жить. У психолога есть возможность умножить этот опыт, определяя необходимые для интеллектуальной оценки критерии дифференциации различных проявлений мышления о жизни, т. е. давая знания. Эти знания могут выглядеть как набор правил (культурного поведения, например) или как набор - алгоритм принятия решения в разных ситуациях, тот алгоритм, который позволит человеку ориентироваться в своей психической реальности как целостном предмете.
Мне в этом смысле понравилась четкость жизненной позиции, которую проявил Рикк Брэй1, его способ интеллектуально оценить (как полезные и как вредные для жизни) многие жизненные обстоятельства, которые приводят к страданиям и боли. Эта книга - школа мышления о жизни современного человека, я приведу только одну, но длинную цитату (с. 24-25), чтобы показать возможность интеллектуального разрешения с пользой для жизни сложных жизненных ситуаций.
Итак:
СТРЕСС (правильная реакция) | ДИСТРЕСС (неправильная реакция) |
1. Страдания от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел. | 1. Оценивать ситуацию как трагически безысходную. |
Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить. | Страдать от оскорблений недостойных людей. |
2. Не будем переживать об умерших днях, сжигать созидательную энергию, ожидая беду. | 2. Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду. |
3. Знать свой темперамент. | 3. Не придавать ему значения. |
4. Помнить, что, какими бы тяжелыми муки не были, они окончатся. | 4. Не помнить этого. |
5. Слабые книжные герои - не образец для поведения! Только вам по силам разобраться в собственной беде. | 5. Взять за образец человека слабого или с больной психикой. |
6. Помочь горю может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы для молодых. | 6. Отказаться от этого. |
7. Если обстоятельства сильнее - смириться и искать выход. | 7. Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию. |
8. Общаться с близкими друзьями. Помогать им посильно. | 8. Уединяться. |
9. Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь. | а 9. Играть роль страдальца. Держать причину боли в себе. |
10. Поделиться с близким человеком. Излить все на бумаге и уничтожить ее. | 10. Повторить в воспоминаниях стрессовую ситуацию. |
11. Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны. | 11. Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны. |
Конечно, каждое из заключений автора может быть воспринято с вопросом "как?", но для того, чтобы задать этот вопрос и суметь получить на него ответ, человеку надо проделать ту интеллектуальную работу, которая выявляет наличие у него рефлексивности как свойства мышления. На рефлексивности построено свойство обратимости психического, которое может проявляться в расширении или сужении психологического пространства.
Расширение психологического пространства возможно за счет использования знаков, которые содержат обобщения, отражающие закономерности предметов.
Такие знаки - понятия - используются в мышлении, такие знаки - образы - тоже могут использоваться в мышлении, и тогда человек преобразует свое психическое пространство. В быту это связано с переживаниями, возникающими у человека при получении нового знания, которое, как говорят люди, "переворачивает всю жизнь", "превращает в человека", "заставляет думать не только о погоде", "наполняет мир новыми чувствами", "заставляет видеть жизнь по-новому" и т. д.
Сужение психологического пространства возможно в том случае, если человек использует частичное или неверное знание, неполное понятие или псевдопонятие. Особенно опасно это для взрослых людей, принимающих на основе таких понятий решения, которые касаются не только их, но и других людей. Вариантом такого применения понятий является домашний психоанализ, когда люди, используя терминологию (но не понятия) психоанализа, пытаются понять то, что происходит с ними или с их близкими -выносят диагностические суждения или интерпретируют друг друга. Неполное понятие или псевдопонятие не отражает всей сложности реальности, оно строится на частичном обобщении, а сама процедура этого обобщения не рефлексируется человеком, не осознается, что затрудняет движение этого понятия в семантическом пространстве и создает препятствия для установления связей с другим содержанием обобщений (эти процессы горизонтального и вертикального декаляжа понятий были подробно проанализированы Ж. Пиаже).
Хочется, чтобы читатель понял мою точку зрения - знание, то знание, которое может (и должно) опосредовать мышление человека о жизни и способствовать дифференциации свойств самого мышления как полезного или вредного, это знание существует в отношениях между людьми, в культуре как обобщенное, закономерное знание - это мышление о мышлении. Другими словами, это та философия, прежде всего жизненная, которая становится доступной человеку, если он овладевает основами мышления о собственном мышлении. Возможно, в этих моих словах слышится излишне категорично выраженный призыв к познанию, но без него - мрак; невежество современного человека по отношению к себе не менее велико, чем по отношению ко многим другим проявлениям живого - природе, например. Поэтому вопрос о том, как и чему научить человека, если он готов учиться мышлению о собственной жизни, по-моему, далеко не праздный. Особенно если учесть разнообразие психологических школ и учений, которые владеют обобщенным знанием о психическом.
Понятие саногенного - здорового мышления - используют практически все психотерапевтические школы, а учения, на которых они основаны, уделяют большое внимание Я человека как рациональному и рационализирующему образованию.
Моя практика работы показывает, что для большинства взрослых людей мышление о собственном мышлении оказывается очень сложным делом, требующим, как им кажется, чрезмерных усилий над собой ("Может быть, лучше гипноз?" - этот вопрос я часто слышала в ответ на предложение посмотреть на ситуацию иначе, подумать о ней по-другому).
Хотя общая психологическая информированность людей значительно возрастает год от года, но из-за отсутствия у многих людей позитивных переживаний своих Я-усилий это не способствует созданию и использованию новых способов мышления о жизни. Очень велико ожидание чуда воздействия другого человека, надежда на "рецепт" для изменения ситуации, неверие в силы своего мышления о жизни.
Все это усиливает ответственность психолога за то знание, которым он пользуется, когда выстраивает вместе с другим человеком мышление о его мышлении, воздействует на систему критериев эффективности мышления.
Можно попробовать выделить наиболее отчетливые черты вредного, или патогенного (не патологического!), мышления и пользоваться ими для сообщения человеку информации о его возможностях мышления. Можно то же самое сделать и в отношении саногенного мышления. В литературе есть достаточно материала об этом, я попробую обобщить ту информацию, которую использовала и использую сама и знаю ее ценность для других людей.
Основные черты патогенного мышления и возможность обнаружить себя:
1) затрудненная рефлексия, иначе - бесконтрольность мышления, отказ от управления своей психической реальностью. "Я не понимаю и никогда не пойму", "Не знаю, как я думаю", "Само получается или не получается", "Не знаю, что и как думать". Человеку трудно самостоятельно поставить перед собой рефлексивные вопросы, его мышление строится по типу реагирования на стимул, без опосредования Я-усилиями;
2) мышление осуществляется на основе образов (в том числе образов воображения), которые имеют большую эмоциональную нагрузку. Возможность быть захваченным образом очень велика, если человек не контролирует течение своего мыслительного процесса.
Без контроля отношения переживание может быть очень сильным и его эмоциональная сторона, эмоциональная составляющая уничтожит необходимость в дистанции к предмету переживания. Крайний вариант проявления этого качества мышления можно наблюдать в аффекте, когда когнитивная составляющая переживания исчезает и вытесняется эмоциональной. Это то "затмение разума", которое человек потом не может восстановить как элемент своего поведения.
Мышление на основе эмоциональных образов без диалога Я и не-Я по поводу предмета переживания - это патогенное мышление.
Человек может узнать его в своей психический реальности по признаку невозможности или сложности определения предмета своего мышления. Это трудность ответа на вопрос: "О чем я думаю?";
3) патогенное мышление стереотипно, оно воспроизводится в любых новых ситуациях, для него характерна потеря чувства новизны; необходимость появления нового воспринимается как неизбежная трудность, как чрезмерность усилий. Человек может его обнаружить в себе, если склонен к оценке своих процессов и продуктов мышления: "Я всегда так думаю", "По-другому здесь ничего и быть не может", "Все люди так поступают" и т. д. Стереотипность мышления обнаруживается как невосприимчивость человека к существованию других позиций, иных точек зрения;
4) патогенное мышление нечувствительно к задаче мышления о мышлении - оно не принимает ее как необходимую для жизни Я, как задачу самоизменения и самотрансформации. Говоря бытовым языком, человек с патогенным мышлением не любит философствовать, считает это занятие пустым и нецелесообразным для жизни;
5) человек, с патогенным мышлением не интересуется возможностями Я-усилий и их организацией, возможностями структурирования психической реальности с помощью Я-усилий. Он ориентируется на концепцию жизни, в которой все свойства психического заданы, таким образом он уходит от всех видов ответственности за проявления своей психической жизни, в первую очередь за мышление;
6) патогенное мышление порождает отношения, которые строятся по принципу механического детерминизма, в нем нет ориентации на свойства живого как уникального образования, обладающего иной логикой. Для человека с патогенным мышлением объяснение и обоснование активности в логике смысла или диалектической логике, логики обратимости или многозначной причинности кажется маловероятным и неубедительным. Вот несколько примеров: "Что вы говорите о бессознательном, о каких-то неосознаваемых тенденциях - он просто лодырь и все тут, наказывать таких надо больше", "Я понимаю, что виноват, понимаю, ну виноват и все тут, все, понимаете, не извиняться же перед ней", "Он не может как все, потому что у него нестандартное мышление - это я уже слышала от нашего психолога в школе, но мне от этого не легче, у меня их двадцать восемь, почему он должен быть особенным" и т. д.
Саногенное мышление, здоровое мышление или сильное мышление. Какое оно?
Это мышление, в котором предмет мышления и Я-усилия могут и должны быть соединены, потому что человек через Я-усилия способен соединиться с предметом во всей его целостности или же отдалиться от предмета в своем психологическом пространстве. Это очень четко проявляется в ситуациях постановки целей, когда человек соотносит свои усилия с системой целей (ближних и дальних), реализуя возможность быть в будущем, в своей цели через Я-усилия уже в актуальном настоящем. Силу этой возможности испытали на себе многие люди, которые с помощью своего мышления определяли собственные цели, концентрируя таким образом свои силы и возможности, структурируя психическую реальность в пространстве и во времени.
Одновременно это и возможность пережить свое Я как актуально существующее в собственном пространстве.
При саногенном мышлении возможно состояние расслабления, которое позволяет человеку анализировать и оценивать содержание своего внутреннего мира с помощью интеллектуальных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация).
Мышление помогает телу расслабиться, а тело - мышлению совершать движение в разных модальностях психической реальности: переходить от одной к другой, осуществлять то опосредование, которое в психологии называют личностным. Контроль Я за проявлениями всех качеств психической реальности возможен, так как все психические процессы человека интеллектуально опосредованы, в зависимости от уровня его интеллектуального развития это проявляется в большей или меньшей степени произвольности психических процессов, в разной степени интеллектуализации модальностей ("хочу", "могу", "чувствую", "думаю").
Саногенное мышление проявляется в форме расслабления как в высшей форме готовности человеческого тела и психической реальности к восприятию воздействия Я.
Обучение расслаблению - один из путей психогигиены в области саногенного мышления. (Надо сказать, что в практике очень многие люди отказываются от возможности научиться расслаблению без "специальных средств" (к примеру, алкоголя), считая, что это форма гипноза, а расслабление - признак слабости. Сила человека проявляется в его способности к напряжению, а не расслаблению).
Подобных бытовых мифов о строении психической жизни существует немало, можно привести еще несколько примеров, которые с очевидностью показывают (в который раз) необходимость широкого распространения психологических знаний: "Взрослый человек уже не может измениться, у него уже все сложилось - характер, привычки", "Человек должен быть как все", "Инициатива наказуема", "Человек не может противостоять обстоятельствам", "У кого что на роду написано, от этого никуда не денешься", "Родители должны всегда помогать детям, обеспечивать их счастье", "Родители всю жизнь должны детям" и т. д.
Саногенное мышление позволяет критически отнестись к этим мифам, которые своим присутствием создают огромное напряжение в психической жизни человека и часто мешают ему расслабиться, так как взрослый человек через призму этих мифов не воспринимает ценности своего Я и тела.
Отношение к мифу - пути к саногенному мышлению, а следование - к патогенному мышлению.
Саногенное мышление основано на знании (осознании) предмета мышления в его целостности, т. е. человек с большей или меньшей степенью точности может осознать содержание предмета своего мышления и выделить необходимую, возможно, недостающую для мьшления информацию об этом предмете. Мышление, если оно сильное и здоровое, предметно, человек может отделить само мышление от предмета мышления. Саногенное мышление ориентировано на критерий истины в постижении свойств предмета мышления.
При этом человек понимает относительность истины и путь движения к ней, т. е. способен стать исследователем. В своем мышлении он может использовать правила для руководства ума, которые были сформулированы еще Р.Декартом. Вот одно из них: "Правило 6. Для того чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково". А теперь другое, как мне кажется не менее важное для психологической работы правило: "Правило 7. Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической нумерацией".
Саногенное мышление - это мышление, использующее психологическую и философскую информацию о нем самом, т. е. это мышление, которое может мыслит о самом себе, потому что умеет это делать.
Сообщение психологической информации о мышлении человека в психологическом консультировании всегда опирается на те проявления мышления о мышлении, которые человек обнаружил в ситуации. Выявить признаки саногенности в мышлении человека всегда можно, если стремиться выделить вместе с ним уровень его рефлексии на предмет взаимодействия с психологом, в интервью психолога это могут быть вопросы о происхождении боли, о которой сообщает человек. Ответы на эти вопросы показывают, на какие параметры психической реальности человек пытается ориентироваться, насколько он может и умеет видеть (мыслить) собственное мышление как процесс.
Саногенное мышление как особый вид активности человека связано с пространственной и временной организацией, требующей от человека Я-усилий; оно не протекает само собой, это произвольный вид активности, который регулируется законами произвольного внимания как особой формы контроля за проявлениями психической реальности. Это значит, что оно требует соответствующих ему средств и способов, которыми человек овладевает, учась самонаблюдению и интроспекции. Это обучение может осуществлять психолог в ситуации консультирования как один из видов воздействия на человека. При этом необходимым условием осуществления обучения является возможность фиксировать в процессе обучения предмет самонаблюдения - психическую реальность и ее свойства в системе знаков, доступных для человека.
Саногенное мышление обладает еще одним важным свойством -его результаты переживаются человеком как необходимые ему для жизни, они не отчуждаются, не опредмечиваются вне активности самого человека. Можно сказать, что они остаются с ним на всю жизнь, так как несут в себе ту радость познания, которая, если использовать высокий стиль, делает человека человеком - самим собой, носителем знания о жизни - уникального и всеобщего как сама жизнь. Недаром обладающие саногенным мышлением всегда симпатичны другим людям. Они вызывают чувство восхищения уже потому, что умеют жить, обладают той силой ума, которая отличает силу жизни от силы ветра, тем качеством настоящего знания, которое Г. Селье определил так: "Вопреки расхожему мнению мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни" (курсив мой. - Г. А.).
Таким образом, мы можем сказать, что саногенное и патогенное мышления существуют, но они отличаются критериями и способами, результатами переживания самого процесса, могут принадлежать одному человеку и тогда он сам выбирает, как ему мыслить о том или ином явлении и предмете, он может и не может это сделать, так как психическая реальность обладает инерцией и сопротивлением. Она способна поглотить его Я, если оно недостаточно выражено и защищено или опустошить сама себя через обесценивание познания. Тогда и должен появиться другой человек, который своим саногенным мышлением защитит мышление от разрушения. Становится очевидным, что психолог должен сам обладать саногенным мышлением, чтобы показывать его возможность другим людям как действительный источник радости жизни, которую, к большому сожалению, сегодня называют только существованием, но надежда, как известно, умирает последней.
В заключение приведу отрывок из дневника пятилетнего ребенка. "Я знаю, как я думаю, когда я думаю - у меня глаза убольшаются! Может быть, что-то подобное происходит и со взрослыми, но они не всегда это знают, тогда психологи им об этом рассказывают".
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 244;