ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ МНОГО ТЕОРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ? 4 глава


бы, существенные для носителя мудрости качества, как возраст и социальное положение, могут не иметь в глазах других людей никакого значения. Ссылки на историческую ценность информации тоже не очень привлекают (кто и как пишет историю?). Нигилизм во всех видах пронизывает отношение современного человека к житейской мудрости, той, которая обеспечивает сохранность индивидуальной жизни человека в ее целостных характеристиках. Это можно наблюдать во многих проявлениях - в незнании родного языка и его возможностей, в неумении общаться, слушать текст и подтекст как свой, так и собеседника и т. п.

Житейская мудрость как правила организации жизни передается в метафорическом виде, который, как известно, связан с необходимостью для человека ориентироваться на качества своего Я, своего отношения к обобщаемой действительности. Для того чтобы пользоваться метафорой, надо проделать путь к себе, к качествам своей психической реальности, которые могут составить пространство метафоры. Так, чтобы понять житейскую мудрость поговорки "В темноте все кошки серы", надо обладать достаточным уровнем знания людей (опытом переживания отношений с ними, анализа этих отношений), чтобы не воспроизвести в своем сознании эту метафору дословно как результат прямого, неметафорического заключения.

Любое использование житейского опыта, обобщенного в метафорах житейской мудрости, способствует выделению человеком качеств своего Я и Я-усилий по пониманию, создает то пространство контекста, которое необходимо для существования индивидуальной психической реальности. Наверное, поэтому в народной педагогике такое большое место всегда занимало общение ребенка со сказкой, притчей, поговоркой, пословицами - со всеми метафорическими, обобщенно индивидуализированными формами, позволящими организовывать свое отношение к людям, к себе, к жизни в целом.

Потенциально психолог располагает огромным богатством народной, житейской мудрости, которая позволяет организовывать знаковое пространство для проявления качеств Я, осуществления Я-усилий при использовании этих знаковых образований. Следует иметь в виду, что обращение к любым формам житейской мудрости связано с тем, что они отражают опыт обобщения, основанный на эмпирическом анализе жизни, где понятие истины может быть заменено (естественно, неспециально) понятием общности или похожести, или повторяемости. Если воспользоваться понятием среднего значения, то можно сказать, что житейская мудрость в большей степени ориентирована на него, а не на индивидуальные варианты. Психолог, используя житейскую мудрость, может оказаться в ситуации воспроизведения банальных истин - далеких от реальности индивидуальной жизни человека, с которым он работает.

Мудрость психологического знания, которую может нести психолог в своей работе, состоит в том, что он строит текст в общении с другим человеком как текст, предназначенный именно этому конкретному адресату, а не вообще человеку, не вообще женщине средних лет, не вообще подростку, а человеку с именем, отчеством и фамилией, и этот текст, как любой живой текст, несет в себе мудрость как потенциальную возможность создания у адресата текста понимания - нового качества его психической реальности или Я, которое позволит ему восстановить логику жизни.

Как психолог это будет делать? Какими средствами он может осуществить свое мудрое воздействие? Ответ на эти вопросы есть во многих работах, раскрывающих "секреты общения". Главная мудрость психологического воздействия состоит в том, что психолог может выделить и обозначить качества Я другого человека и его Я-усилия по преобразованию своей жизни или качеств психической реальности.

Мудрец учится всегда и у всех, его истина не является догматической, его присутствие не приводит к ранению, но способствует созданию условий для поиска решения; мудрец не берет на себя ответственность за решение другого человека, но показывает, что ответственность является проявлением высшей свободы человека. Тексты мудреца всегда неповторимы.

Конечно, читатель может отнестись ко всем этим утверждениям с большей долей скептицизма и возразить, что современный темп жизни не предполагает индивидуализации речи и ее "украшения" неповторимостью лексики или синтаксиса. На это замечу, что автоответчик можно выслушать несколько раз, при этом желание слушать будет убывать с каждым прослушиванием. При произнесении текстов психолог обращен не только к другому человеку, он находится также в процессе автокоммуникации - слушает сам себя. Если это монологи, которые воспроизводятся многократно, то..., возможно, в какое-то мгновение вы почувствуете потерю интереса к себе или...?

Житейская мудрость воспроизводима как обобщение, как бывший опыт, воспроизводима в виде средств, которые могут организовывать текст психолога. Мудрость (истина) в психологической работе всегда индивидуализирована, она является истиной для одного человека, того, с которым психолог работает в данный момент времени, он высшая ценность, его логика жизни - истина.

Все другие истины - математические, философские, физические и множество других истин научного знания, мудрости, проявленной человеком в познавательной деятельности, будут относительны в сравнении с этой истиной, которая заявляет о себе существованием боли и взывает к мудрости смысла самой себя.

Глава 4

ПОНЯТИЕ О ПЕРЕЖИВАНИИ И БОЛИ

Мы живем на круглой или плоской

Маленькой планете. Пьем. Едим.

И, затягиваясь папироской,

Иногда на небо поглядим.

 

Поглядим, и вдруг похолодеет

Сердце неизвестно отчего.

Из пространства синего повеет

Холодом и счастием в него.

 

 

Хочешь что-то вспомнить - нету мочи,

Тянешься - не достает рука...

Лишь ныряют в синих волнах ночи,

Как большие чайки, облака.

Г. Иванов

§ 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЕДИНИЦ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Казалось бы, заявленная тема параграфа не имеет прямого отношения к проблемам психологического консультирования и представляет собой интерес только как предмет теоретического исследования. Попытаюсь показать необходимость ее решения каждым психологом, стремящимся к профессиональному воздействию на другого человека. В общем виде цель воздействия - преобразование, изменение качеств психической реальности. Для этого и ради этого психолог организует Я-усилия в профессиональном мышлении. Как определить вектор этих усилий? Как узнать, достигают ли усилия психолога цели? Как определить меру этих усилий?

Данные вопросы становятся весьма конкретными при реализации основного этического принципа профессии: "Не навреди".

Понимать этот принцип можно по-разному. Представлю некоторые варианты тех, что были созданы участниками семинара по проблемам психологического консультирования:

· не наломай дров;

· не переусердствуй;

· не зарывайся;

· не бери на себя много;

· не оставляй человека в беде;

· не туши пожар бензином;

· не сыпь соль на раны;

· не петь петуху соловьем и т. д.

Все это метафоры, отражающие необходимость и неизбежность границ воздействия одного человека на другого, необходимость и неизбежность сопротивления (в разной форме) одного человека другому.

В литературе описано много разных видов сопротивления. Обобщая их, можно выделить основные типы сопротивления, ориентируясь на структуру деятельности человека как форму организации его активности. В той структуре, как известно, существуют следующие элементы:

· потребности,

· мотивы,

· цель (-и),

· средства,

· способы,

· действия,

· операции,

· результат.

Потребности для человека выражаются в состоянии "хотения" - более или менее отчетливо выраженного желания что-то делать или не делать. Оно может быть предельно неопределенным или предметно-конкретным ("хочу, не знаю, чего" - "хочу того-то"). Надеюсь, что примеры читатель легко найдет в своем жизненном опыте и попытается провести мысленный эксперимент с целью исследовать возможности воздействия (самовоздействия) на потребностное состояние здорового человека. Сопротивление сразу обнаруживает себя, проявляясь с разной степенью в изменяющихся формах потребности. Оно меньше в состоянии неопределенной потребности и больше в предметно-определенной. В свое время К. Левин говорил о валентности потребности, которую можно измерить силой притяжения к предмету. Его знаменитый пример с белой ниткой на темном фоне, которая сама притягивает человека (у него нет сопротивления этому действию, этому состоянию "хотения" дотронуться до нитки), позволяет обсуждать проблему воплощения состояния потребности в свойствах предмета.

В ситуации "хочу не знаю, чего", когда предмет потребности не определен, для воздействующего на это качество активности человека всегда есть возможность обращения к главному обоснованию этого состояния - к Я человека. Это может выразиться в уточнении его свойств и возможности их опредмечивания в тексте через выражение своего потребностного состояния конкретно: "Я хочу того-то". В меньшей степени поддается воздействию, т. е.

оказывает большее сопротивление, состояние потребности, имеющее предметное выражение, в котором воплощаются и Я человека, и предмет его потребности (предельные состояния и возможности воздействия на них можно наблюдать как клиническую картину депрессии или маниакального поведения).

Мотивы - это обоснование человеком его активности, одна из форм проявления Я как устойчивого образования. Воздействовать на содержание мотивов - значит воздействовать на параметры целостности Я человека. Со сложностью этой ситуации и остротой ее эмоционального содержания встречался каждый человек, когда его поведение интерпретировали в мотивах, которые ему совсем не свойственны, например, его желание помочь другому человеку объясняли корыстью, осуществляя таким образом воздействие на целостность его Я.

С необходимостью использования информации о целостных свойствах Я человека психолог встречается во всех ситуациях консультирования. Как обозначить их, не вызывая избыточного сопротивления? Этот вопрос становится особенно существенным при анализе мотивов человека - как сознательных, так и бессознательных (на разных уровнях бессознательного).

Можно сказать, что сопротивление и степень его выраженности связаны с фактами существования Я в разных его проявлениях. Человек хочет и может обосновывать собственную активность целостностью своего Я в его динамических проявлениях. Он сопротивляется воздействию на эти свойства, если воздействие нарушает параметры целостности.

Цель психической реальности человека выполняет важнейшую функцию организации активности во времени и в пространстве. Своим существованием цель как идеальное образование объединяет все параметры времени через данность своего содержания как предмета. Настоящее время представлено в цели как актуальное напряжение, связанное с существованием психической реальности, будущее время - как вектор, направление интенциональности, прошедшее время существует как относительно устойчивые качества Я, являющиеся обоснованием для реализации вектора интенциональности. Другими словами, все то, что человек хочет сделать и делает обосновывается фактом существования его Я в пространстве и во времени.

Воздействие на параметры цели - это воздействие на свойства объекта, идеального объекта, которой существует благодаря процедуре обоснования, о чем уже упоминалось в первых главах. Цель обосновывается на разных уровнях организации психической реальности (сознательном и бессознательном), при этом процедура обоснования присутствует обязательно. Она является одним из важных факторов регулирования вектора активности человека и уровня напряжения. В психологии известен закон Йеркса-Додсона

об оптимальном уровне напряжения, его (этот уровень) нельзя бесконечно повышать, это не приводит к качественному улучшению параметров активности человека. Думаю, что это связано и с проблемой цели. Когда цель обоснована и уже существует как идеальный объект, дальнейшее ее обоснование не является необходимым, оно исчерпывает себя как данность, как смысл.

С подобными фактами существования цели в практике психологического консультирования специалист встречается часто. Наиболее распространенным примером существования цели может быть пример из жизни молодой семьи, когда у родителей существует в отношении детей цель их раннего обучения и развития. Самое простое обоснование этой цели - жизненная необходимость учебной информации. Цель воздействия взрослых на ребенка и цели самого ребенка строятся чаще всего на разных основаниях. Ребенку бывает просто не по силам обоснование, предлагаемое родителями. Довольно часто возникает драматическая ситуация, если активность ребенка не соответствует целям родителей. Обычно в таком случае говорят, что ребенок не понимает своей пользы.

Естественно, что он сопротивляется воздействию, обоснованному неизвестным или недоступным ему содержанием. Такое обоснование искажает главные параметры его активности - дезорганизацию во времени и в пространстве. Этот вид сопротивления - сопротивление неадекватному обоснованию цели - психолог обнаруживает при консультировании как содержание внутреннего диалога человека, как саму возможность этого внутреннего диалога. Обоснование цели - это и процедура ее удержания, сохранения. Она невозможна без напряжения, ее обоснование реализуется во внутреннем диалоге.

Когда психолог вводит новые параметры обоснования активности, он воздействует и на параметры цели. Такое воздействие возможно, как показывает практика, если человек способен выделить, обозначить и дифференцировать свои свойства Я и не-Я для обоснования цели. Психолог может часто и должен работать с этими свойствами Я в их временном проявлении, восстанавливая таким образом логику обоснования индивидуальных целей человека. Понятия комплексов, ценностей, черт и качеств личности, соматотипа - это примеры тех научных понятий, которые позволяют психологу объяснять свое воздействие на содержание внутреннего диалога человека как на обоснование им своих целей, на решение им вопроса о своих возможностях.

Заявление о том, что человеку надо задать новую цель, - это отражение манипулятивного подхода к его сознанию. Заданная цель подобна валентности предмета - свойству, на котором мы уже останавливались, ссылаясь на работы К. Левина. Цель делает поведение человека организованным в настоящем времени, в актуальном пространстве поля предмета, но ее нет в прошлом чело-

века и маловероятно, что она будет в будущем времени его жизни. Она не отражает усилий человека по соотнесению цели с качествами своего Я.

Если вернуться к примеру К. Левина с белой ниткой на темном фоне, то можно констатировать ее: когда человек тянется к белой нитке на темном фоне, чтобы взять ее, он не обосновывает это действие свойствами своего Я. С ниткой, попавшей в его руки, в первое мгновение он знает, что делать. Только тогда, когда к ней проявлено Я-отношение, он может что-то сделать, т. е. дать и реализовать цель. Цель действия появляется тогда, когда есть возможность ее обоснования через Я-качества.

Аналогичным образом построено поведение человека, когда воздействие на него цели осуществляется через изменение валентности предмета, т. е. через манипулирование сознанием, которое изменяется, но лишь по типу реагирования, при минимальном сопротивлении со стороны человека. Это будет изменение только активности, так как Я-качества человека как основания для построения текста психической реальности и основании цели останутся не включенными в эту ситуацию.

Появление новых качеств цели при воздействии другого человека возможно, если оно ориентировано на свойства Я или не-Я человека и актуализирует его внутренний диалог как обоснование цели, т. е. создает пространство для проявления отношения к свойствам психической реальности. Психолог в ситуации консультирования может выполнить эту роль, выявляя своими действиями новые качества Я или не-Я человека, делая их предметом обоснования собственного взаимодействия с ними, создавая условия для проявления отношения к ним как к идеальному объекту.

Воздействуя на качества Я и не-Я человека, психолог непосредственно соприкасается с механизмом обоснования теортического, идеального мира, в котором цели человека существуют как одно из важнейших проявлений этого мира.

Средства деятельности представляют собой материальные и идеальные образования, имеющие специфическое назначение - опосредовать отношение человека к предмету деятельности. В известном смысле средства деятельности являются искусственным образованием по отношению к телу человека, которое благодаря своим свойствам способно жить в искусственной среде знаков. Средства деятельности - это и есть знаки, которые выполняют в психической реальности человека функцию фиксации ее качеств в виде материальных или идеальных объектов. Средствами деятельности являются все орудия человека - язык, приборы и инструменты, машины, утварь. Все это способствует опредмечиванию психической реальности в свойствах этих средств и одновременно создает основания для их превращения в качества психической реальности.

Так, научившись читать, человек воспринимает буквы и письменный текст иначе, чем до момента обучения. Научившись читать, понимать письменный текст, он приобретает собеседника другого типа, т. е. вступает в новый тип общения, что существенно перестраивает его психическую реальность и способствует выявлению качеств его Я.

Овладеть средством (средствами) деятельности или изменить его - значит существенно перестроить психическую реальность, ввести в нее новые качественные характеристики, а тем самым воздействовать на качества человека.

Воздействуя на человека через изменение средств его деятельности, психолог может трансформировать ее качества. Сопротивление в этом случае выражается в возможной неадекватности средств целям деятельности, в сложности опредмечивания с их помощью качеств идеальных объектов человека. Подобная ситуация наблюдается в подростковом возрасте, когда меняется система знаков, структурирующих психическую реальность подростков. Они перестают рисовать и в большинстве своем начинают увлекаться музыкой, как бы переходят от одной системы знаков к другой.

Психолог в ситуации консультирования обладает большими возможностями структурирования деятельности человека с помощью разных средств. (Естественно, что речь идет о деятельности по восстановлению логики его индивидуальной жизни.)

Такими средствами могут быть и язык, и графика, и движения, и музыка, и скульптура. Значимость разных средств при трансформации психической реальности в условиях решения задач консультирования показывают, в частности, такие факты: многие люди отказываются рисовать человека, заменяя его изображение схемой, ссылаясь на свое неумение рисовать. Ситуация переживается как эмоциональная, требующая от человека особого напряжения, связанного с проявлением качеств Я и качеств психической реальности.

При сообщении человеку информации о качествах его Я в виде графики (думаю, что можно говорить о мало представленной в литературе области психографики) чувства человека приобретают новый предмет, который конкретизирован в виде графических символов. Это дает возможность человеку выстроить новое отношение к своим чувствам как к новому предмету.

Введение в ситуацию консультирования знаков в виде научных понятий, их использование психологом и его клиентом позволяют каждому из них уточнить содержание предмета взаимодействия -качеств психической реальности, которые составляют предмет их отношения.

За счет структурирования этого предмета в нем можно выделить, используя научные понятия как средства, индивидуализированные и обобщенные характеристики психической реальности

человека, качества его Я. Благодаря использованию научных понятий индивидуальное содержание приобретает общее значение, что перестраивает восприятие человеком качеств психической реальности и Я. (Примечательно, что иногда люди сами просят, чтобы в ситуации консультирования психолог назвал научным термином то, что с ними происходит.)

Существенно важным является сам факт возможной трансформации качеств психической реальности и свойств Я человека за счет использования различных знаков как средств. Сопротивление, которое возникает в связи с переходом от одного средства к другому при структурировании психической реальности, показывает роль и место этих средств в реализации логики индивидуальной жизни человека.

Это дает психологу основания для принятия решения о восстановлении логики индивидуальной жизни человека в той или иной системе знаков. Показательными в этом отношении можно считать происходящие факты, когда во время консультирования при графическом изображении страхов человек переживает новые чувства, позволяющие изменить место страха в структуре психической реальности этого человека за счет выявления новых свойств Я и фиксации их в рисунках.

Выбор адекватной системы средств - знаков для решения конкретных задач консультирования - может быть обоснован, например, научными представлениями о ведущей сенсорной системе человека (аудиальная, визуальная, кинестетическая) или об индивидуальном нейропсихологическом профиле, или через ориентацию на ведущую ценность человека, которая существенно влияет на качества продуктов его деятельности. Естественно, что выбор психологом средств является его профессиональной задачей, решение которой основывается на данных психодиагностики, осуществляемой им или его коллегами.

Способы деятельности составляют ее биодинамическую ткань, это движения, которые человек осуществляет в материальном и идеальном планах, пространственно организуя свойства своей психической реальности. Способы выражают как человек делает нечто. Описать это делание можно с помощью разных параметров, но чаще всего способ воплощается в результате как в изменении предмета, на который направлено движение или который способствовал осуществлению движения.

Способ может реализоваться на разных уровнях организации движения как во внешнем, так и во внутреннем плане. Это определяет степень его сопротивления воздействию - чем более автоматизирован способ, тем бессознательнее он осуществляется, а значит, труднее поддается воздействию. Автоматизированный способ как бы уже предопределяет результат, он составляет основу организации движения.

Психолог чаще всего имеет дело с такими способами в виде типичных речевых реакций на конфликтную ситуацию. Освоение многих из них служит своеобразной гарантией психологической защиты в ситуации конфликта. Знаменитый диалог:

"Дурак!

- Сам дурак.

-От такого слышу" - конфликтен по своей природе. Он не имеет продолжения, так как смыслы заданы и равны. В данной ситуации развитие конфликта невозможно по определению - равные смыслы исчерпывают возможности поиска новых. Такой конфликт непродуктивен, условно говоря, он равен нулю.

Как известно, искусство ссоры как продуктивного способа разрешения конфликта состоит в том, чтобы получить новое качество отношений, выделить в предмете, к которому проявлено отношение, новые свойства и за счет этого преобразовать его. Иначе, нужно выделять в психической реальности новые свойства, обозначать их и проявлять к ним отношение (в только что прочитанном вами предложении глаголами названы основные способы, какими осуществляется воздействие человека в ситуации ссоры).

Способы всегда реализуются с помощью средств - знаков. Движение - это всегда движение чего-то. В психологии часто говорят о функциональных органах психики, существование которых задано способом - функцией.

Психологу, консультирующему человека с неэффективно работающей психикой, приходится наделять способы другого человека как движения, усилия, не приносящие результата в силу их несоответствия основным условиям функционирования психической реальности. Чаще всего нарушается условие наличия достаточных избыточных степеней свободы для осуществления выбора и становления эффективного способа.

Способы, которые сложились без достаточной степени свободы выбора, всегда малоэффективны.

Так, существующий во многих семьях запрет на разговоры об интимных отношениях или их неумелое обсуждение создают множество проблем, связанных с проявлением сексуальной жизни человека как одной из важнейших составляющих его психической реальности.

Сопротивление, которое всегда встречает психолог, вводя новые условия для создания способов понимания человеком логики своей жизни, для восстановления этой логики, чаще всего вызывается тем, что способ как функциональный орган психики должен подвергнуться изменению, а это всегда связано с преобразованием структуры органа, а значит, с напряжением, с болью. Естественно, что это рождает сопротивление, особенно в тех случаях, когда средства остаются прежними, а способ надо изменить. Наиболее типичными ситуациями, которые чаще всего

наблюдаются в консультировании, являются те, когда человек осознает, что ему надо делать по-другому: по-другому говорить, думать, воспринимать, жить. Как это "по-другому"?

Вопрос об изменении способа открыт, и психолог может увеличить число степеней свободы человека в выборе им способа. Профессиональная компетентность психолога будет проявляться в том, что он сможет предложить большее разнообразие способов, чем это известно другому человеку.

Способ - это показатель функционирования психики как целостной системы, имеющей структуру в виде функциональных органов. Они являются относительно устойчивыми образованиями, которые можно дифференцировать на основании их функционального назначения. Так, можно выделить способы:

· планирования;

· исполнения;

· контроля;

· оценки.

Они относительно независимы друг от друга, их основанием является Я человека как система координат, они направлены на предмет (материальный или идеальный) и отличаются функцией, назначением в психической реальности человека, проявляющемся во всех ситуациях его жизни.

Это позволяет выделять их в виде особых качественных образований - операций.

Операция - это обобщенный способ, она появляется тогда, когда функциональный орган психики достигает определенного уровня сформированное™, становится относительно независимым от других органов. Операцию человек обычно осознает, она выражается в виде словесного общения (правила), отражающего организацию активности: "Я всегда встаю рано", "Я никогда не опаздываю", "Я всегда заранее обдумываю свой день", "Я знаю, что и как у меня получится" и т. д. Это примеры словесных, рефлексивных формул, отражающих существование устойчивых, обобщенных способов организации деятельности человека независимо от ее конкретного предмета. Это операции, они могут составлять привычки человека, т. е. типичные для него формы организации активности.

Воздействие на операцию вызывает едва ли не самое большое сопротивление, так как это образование, сложившееся в итоге большого труда человека по организации им своей активности. Они составляют картину мира человека, позволяют ему осуществлять самые общие формы ориентации в нем, т. е. в конечном счете выстраивать логику своей собственной жизни, опираясь на качества Я как на систему координат.

Психолог может осуществить воздействие на операции человека, показывая возможности новых типов обобщений способов

действий и их не меньшую ценность для осуществления им логики жизни. Примером этого могут быть такие варианты обобщения, которые соответствуют логике индивидуальной жизни человека или полностью ей противоречат. Они необходимы для того, чтобы человек в большей степени осознал основания обобщения своих способов и увидел (пережил) их происхождение как проявление своих Я-усилий. Естественно, что Я-усилия могут быть переориентированы, но это уже новый вид работы, который человек в состоянии проделать с помощью психолога.

Организация деятельности во времени и в пространстве связана с воздействием человека на предмет деятельности (напомню читателям, что предметность - основная характеристика деятельности человека). Результатом воздействия является изменение свойств предмета или самого воздействующего, или то и другое вместе. Как только изменение можно зафиксировать, есть основания считать, что в деятельности реализовалось (осуществилось) действие.

Действие - это единица деятельности, которая содержит в себе все структурные элементы, но само представляет собой неделимую целостность.

Главное свойство действия как единицы деятельности человека состоит в том, что оно связано с получением результатов. Результат определяется свойствами как предмета, на который оказывается воздействие, так и воздействующего. Действие может быть описано структурно как деятельность, но по отношению к тому результату, который был получен в ходе его реализации.

Психолог обсуждает действия и осуществляет воздействие на них, выделяя результат. Его профессиональная работа будет состоять в том, что он вместе с другим человеком установит связь и зависимость результата и действия, покажет степень этой зависимости и возможности ее изменения. Большое значение в этом воздействии имеют варианты прогноза получения других результатов при осуществлении действия (действий). Психолог может встретить и чаще всего встречает сопротивление другого человека в понимании им результата как следствия собственных усилий. Проблема ответственности, обратной связи, Я-усилий и Я-концепции в полной мере обусловливает понимание человеком этой зависимости, выделение ее как факта своей жизни.



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 161;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.026 сек.