Возникновение и развитие теории государства и права как науки


В течение долгих веков правоведение как система знаний о праве и государстве развивалось в общем русле научных представлений об окружающем мире.

Юриспруденция (от лат. выражения Juris prudents – «знатоки (мудрецы) права», затем преобразованного в Jurisprudentia – «правоведение», «правовая наука») как относительно самостоятельное знание возникает в Древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. При этом римскую юриспруденцию правильнее было бы рассматривать в широком смысле этого слова, а точнее с учетом ее соединенности с юридическим учением о государстве (юридическим государствоведением)[17].

Но римская юриспруденция не стала еще наукой в собственном смысле слова: она носила слишком практический, конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора варианта поведения в той или иной ситуации. Римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном понимании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой возникновения и развития европейского права, в ходе формирования которого пришлось воспользоваться римскими разработками. Однако этого не случилось бы без развития философии права.

Как известно, новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья, когда в конце ХI века в Болонье, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты. Возникновение и распространение самой системы университетского образования непосредственно связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование и обсуждение (диспуты). Именно в это время были заложены основы современной западной юриспруденции как самостоятельного научного направления, сформированного на основе философских обобщений и схоластических рассуждений и разработавшего общие для всего юридического сословия Европы понятия, принципы, категории права, а также их определения[18].

В Новое время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли – теория гражданского и уголовного права, несколько позднее – теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления.

Общеправовые вопросы до начала ХIХ века были предметом философии права. Однако параллельно с философией права юридическое обучение периода Нового времени неизменно включало вступительный курс, объяснявший будущим правоведам как римскую, так и более позднюю правовую терминологию, юридические понятия и правовые институты в целом.

В историю юриспруденции этот курс вошел как «энциклопедия права», представлявший собой введение в профессию, вводное изложение догмы права и определенные философские основы его природы и свойств. Наиболее известным учебником была «Универсальная энциклопедия права» Г. Гунниуса, изданная в Кельне в 1638 г. («Encyklopaedia Jurus Universi»). В ней немецкий юрист в догматическо-описательном стиле изложил основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности, гражданского, канонического и гражданско-процессуального. Как энциклопедия права, так и философия права, считавшиеся обобщенными знаниями о праве, являлись обязательными предметами для юридических факультетов[19].

В ХIХ веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в науке в целом) становиться позитивизм. Позитивная юридическая наука должна изучать факты, а всякие метафизические рассуждения должны быть отброшены. Поэтому пробил час, когда философия права, изучавшая основные начала юриспруденции, должна была быть заменена теорией права. Последняя представлялась наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Однако фактическое становление теории права происходило несколько сложнее, чем просто замена одной дисциплины на другую. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права. Особенно ярко это проявилось в России.

В России энциклопедия права преподается практически во всех юридических вузах, начиная с конца ХVIII века (Десницкий С.Е., Золотницкий В.Т.). Можно назвать книгу К.А. Неволина «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839).

Но в конце ХIХ века энциклопедия права утрачивает свои позиции и превращается в своеобразное «введение в специальность юриста». Это связано с отсутствием у данной дисциплины как предмета, так и метода исследования.

Энциклопедия права по определению – это наука наук, содержащая в себе все то, что более подробно раскрывается в отраслевых юридических науках. Это делает излишним существование либо самой энциклопедии права, либо отраслевых юридических наук.

Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом: «Из знания отдельных частей, - подчеркивал в связи с этим Н.В. Михайловский, считавший, что перед энциклопедией права должны быть закрыты университетские двери, - вовсе не вытекает знание целого как единого организма». А краткое, конспективное обозрение всех частей правоведения как учебного предмета «может принести скорее вред, чем пользу», поскольку юридическая наука, требующая для своего изучения большой работы, будет представляться чрезвычайно легкой, поверхностной.[20]

В то же время философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась универсальной наукой о юридическом мышлении и абсолютных началах права. Очевидная недостаточность философии права, основанной на умозрении и пренебрегающей конкретным юридическим материалом, и энциклопедии права, «не имеющей границ», породили необходимость в новой дисциплине – теории права, обобщающей эмпирический материал отраслевых юридических дисциплин. Как пишет профессор Брюссельского университета Марк ван Хук, именно в России и зародилась дисциплина, ныне обозначаемая как теория права, где была представлена именами Коркунова, Петражицкого, Шершеневича[21].

Возникновение отечественной теории права как самостоятельной науки относится лишь ко второй половине ХIХ в., когда ее основы излагаются в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868) с позиции юридического позитивизма, а затем и Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права» (1886) – в рамках социологического направления. Н.М. Коркунов к числу условий развития права отнес и государство. Поэтому его «Лекции» как первый учебник по теории государства и права переиздавался у нас до 1924 г.

С конца ХIХ века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. При этом она основывается и на других философских подходах – психологическом - Л.И. Петражицкий (1867-1931), неокантианском, гегельянском, естественно-правовом, либеральном, индивидуалистическом - Б.А. Кистяковский (1868-1920), Б.Н. Чичерин (1828-1904), П.И. Новгородцев (1866-1920) и др. Несколько позднее, на рубеже столетий, в общую теорию права органически вплелось и юридическое государствоведение, придав данной науке и учебному предмету соответствующее звучание в качестве «теории права и государства». Именно в такой последовательности (сначала – право, а затем государство) данный курс первоначально и был определен как в специальной литературе, так и в официальных программах университетского образования в России[22].

Таким образом, юридическая наука в целом в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции, где становление теории права также было связано с появлением «позитивной науки права», противопоставлявшейся спекулятивной философии права. Однако на Западе первым вариантом «позитивной науки» стала сначала не общая теория права, а так называемая «общая юриспруденция». Ее создатели – это Дж. Остин, основавший еще в 1832 г. «аналитическую юриспруденцию», А. Меркель, К. Бергбом и др. Но только в начале ХХ в. (т.е. после появления общей теории права в России) предмет «общей юриспруденции» в континентальной Европе постепенно изменился: от сравнительного анализа содержания норм и правовых понятий – к исследованию структур и функций правовых норм и правовых систем. Практически сложилась новая самостоятельная дисциплина – теория права. Ее первые представители на Западе – Г. Кельзен и Л. Дюги, основавшие «Международный журнал теории права». Программа публикаций журнала была ориентирована на разработку общих для различных правовых систем проблем, таких, как природа права, соотношение государства и права, соотношение права и общества, фундаментальные понятия и методы правовой доктрины, взаимосвязь внутренних правовых систем с международным правопорядком.

Неслучайно поэтому утверждал один из основателей теоретической науки о праве Н.М. Коркунов, что в «какие-то полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишним столетий», хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы. Русские юристы могли пожаловаться «разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество».[23] Правда, труды этих российских ученых не получили в свое время признания на Западе, равно как и в послереволюционной России.

После революции 1917 г. в нашей стране была осуществлена попытка создать марксистскую теорию права. Вместо идеологического плюрализма, характерного для предреволюционной эпохи, на десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Немарксистская и антимарксистская мысль либо игнорировалась, либо выступала мишенью для критики. В ней не находили ничего положительно.

Юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам, которые на практике, однако, интерпретировались исключительно с позиции административно-командной верхушки. Наука была провозглашена партийной. В результате «партийного» подхода юридическая наука лишилась объективности при анализе государственно-правовых явлений, что и привело к пренебрежению (как в теории, так и на практике) интересами индивида, его правами.

Такой подход на основе ленинских принципов о классовой природе и назначении социалистического права обосновывался такими известными учеными-юристами, как Д.И. Курский (1874-1932), П.И. Стучка (1865-1932), Н.В. Крыленко (1885-1938), Е.Б. Пашуканис (1891-1937).

С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует понимать только как результат правотворческой деятельности государства (точнее – коммунистической партии), что привело к тому, что право изучается вместе с государством (право ничто без государства).

В результате теория права и государства становится теорией государства и права, о чем свидетельствовало название первого советского официального учебника.[24] Развитию марксистско-ленинской общей теории государства и права способствовали труды видных советских ученых-юристов – Н.Г. Александрова (1909-1974), А.М. Васильева (1923-1988), А.И. Денисова (1907-1984) и др., под редакцией которых издавались основные учебники по теории государства и права.

Своеобразным итогом формирования материалистического толкования государства и права советской эпохи становится четырехтомный курс «Марксистско-ленинская общая теория государства и права», выпущенный в 1970-1973 гг. (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) и обобщивший все, что сделано советской наукой в области теоретического осмысления государственно-правовой действительности: установление и признание классовой природы государства и права, разработка учения об исторических типах государства и права, обоснование марксистской идеи об отмирании государства и права при коммунизме, критика буржуазного государства и права, выделение этапов развития социалистической государственности и т.д.

Оценивая развитие теоретической науки о государстве и праве в нашей стране в 70-80-е годы ХХ века, нельзя не заметить, что если в области государствоведения успехи отечественных правоведов были весьма незначительными (с учетом господства марксистско-ленинских догм), то общеправовая теория обогатилась многими научными исследованиями в области теории правовых норм, правовых отношений, правосознания, правового статуса личности, чему способствовали проводимые в масштабе всей страны научные дискуссии по проблемам правопонимания, системы права, правоприменения. Несмотря на все деформации и господство официальной марксистско-ленинской идеологии, биение живой правовой мысли не прекращалось в нашей стране никогда.

Однако только с началом перестройки, благодаря которой стал возможен переход к новому мышлению и реальные преобразования во всех сферах общественной жизни в нашей стране, была демонтирована господствовавшая партийно-советская система и обслуживавшая ее идеологически марксистско-ленинская юридическая наука. Наметился интерес к проблемам демократии, бюрократизации, правам и свободам человека, теории разделения властей, разрабатывается концепция правового государства.

В настоящее время в России теория государства и права по-прежнему входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение. Объектом изучения правоведения выступают два общественных феномена – государство и право. Важно отметить, что государство отнюдь не сводится ни к своим материальным атрибутам (зданиям парламента, госучреждений, тюрем), ни к политической символике (гербам, государственным флагам), ни даже к механизму властвования (госаппарат, чиновничество, армия, полиция). Оно представляет собой, прежде всего, форму политической организации общества, способ антагонистической или гармонической интеграции индивидов и социальных групп, политико-властное средство объединения населения. Здесь речь идет о системе специфических, в данном случае политических, общественных отношений.

Равным образом и право — это не только совокупность норм, представленных в юридических кодексах. Известно, что действующий закон, если он в самом деле действует, живет в сознании миллионов людей в виде правовых знаний, убеждений, иллюзий, ценностных ориентаций, установок. В зависимости от социального положения и условий жизнедеятельности люди либо принимают, либо отвергают юридические запреты и дозволения, если они вообще осведомлены о требованиях правовых норм. Однако и тогда, когда носители прав и обязанностей сообразуют свои действия с юридическими предписаниями, и тогда, когда люди нарушают установленные законом запреты, они выступают в роли участников общественных отношений. Следовательно, и право, если оно реализуется в социально значимом поведении людей, есть одна из разновидностей общественных отношений. Именно в этом смысле государство и право являются объектом правоведения и рассматриваются в данном учебном пособии.

Однако для изучения государства и права существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

Весь комплекс юридических наук по определенным отраслям знаний о государстве и праве традиционно делится на три основные группы:

· фундаментальные,

· отраслевые,

· специально-прикладные.

К фундаментальным юридическим наукам относятся теория государства и права, история политических и правовых учений; история государства и права.

К отраслевым юридическим наукам относятся науки государствоведческого (конституционного, административного и др. права), цивилистического (гражданского, предпринимательского, семейного и др. права), криминологического (уголовного, уголовно-исполнительного и т.д. права), процессуального и других циклов.

К специально-прикладным юридическим наукам относятся криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная фотография, юридическая психология, правовая информатика, судебная бухгалтерия и др.

Отдельно выделяют науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (например, наука о прокурорском надзоре, о судебных и правоохранительных органах) и науки международного права (космическое право, международное частное право, морское право и т. д.).

Рассматривая взаимодействие юридических наук в рамках фундаментального правоведения, прежде всего, можно сопоставить теорию государства и права и исторические государственно-правовые науки. Их общность состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом; изучают все ранее существовавшие типы государства и права; исследуют причины возникновения государства и права и закономерности их развития. Различия теории и истории государства и права выражается в том, что теория изучает процесс исторического развития государства и права в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов (закономерностей происхождения государства и права, сущности государства и права, механизма правового регулирования и т.д.). История же изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке.

Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны, в том, что глубокое изучение и обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем и определения закономерностей и современных тенденций исторического развития государства и права.

С другой стороны, история государства и права опирается на выводы и обобщения, которые дает теория государства и права, использует выработанный ею научно-категориальный аппарат для описания исторических событий и процессов (пути и формы возникновения государства и права, сущность и функции государства, правовая система, источники права и другие).

Далее следует особо выделить предметную, понятийную, содержательную связь теории государства и права с отраслевыми юридическими науками. К какой бы из них мы не обратились: наука конституционного или административного права, гражданско-правовая или уголовно-правовая и т. д., будет очевидно, что предмет теории государства и права находит свою локализацию и конкретизацию в данных отраслевых научных дисциплинах. Они всегда исследуют строго определенные стороны государства и права.

Точно также прослеживается и понятийная связь между общетеоретическими и конкретно-отраслевыми научными положениями о государственно-правовой действительности. Разработанные в рамках теории общие понятия, например, субъекта права, правоотношения, юридической ответственности, понятия права и его принципов, находят свое конкретное научное толкование и объяснение в отраслевых юридических науках (понятие гражданских правоотношений, административной ответственности и т.д.).

В то же время теория государства и права не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юридических наук. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного объекта. По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука. Она является методологической, базовой наукой, поскольку ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права.

Теория права и государства одновременно служит для отраслевых наук своеобразной методической основой, которая позволяет им успешно решать свои отраслевые, познавательные и иные задачи. В этом смысле она носит характер «обслуживающей» науки.

В свою очередь и теория права и государства, используя научные результаты отраслевых наук, получает серьезный стимул для дальнейшего углубления и уточнения общенаучных представлений о закономерностях и функционировании государства и права. Однако она выступает не как механический итог знаний накопленных частными науками.

Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современной государственно-правовой практике, на действующем праве, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени своих исследований.

Поэтому интеграция всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина государственно-правовой действительности становится более верной и целостной.

Огромное значение для теории права и государства имеет ее связь с иными науками (философией, социологией, экономической теорией, историей, психологией, культурологией, лингвистикой и др.). Разрабатываемые в рамках данных наук понятия и категории, отражающие наиболее общие законы развития мышления, общества, природы, социальной, экономической и духовной структур общества, образуют тот научный фундамент, опираясь на который теория права и государства может раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные и гуманистически звучащие познавательные ориентиры.

Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. В этом качестве она имеет пропедевтическое значение. Не случайно в дореволюционный период, как уже отмечалось, теория государства и права рассматривалась как энциклопедия права. На завершающем этапе юридического образования она выступает как общая теория, раскрывающая глубинные философские и социологические основы государственно-правовых институтов.

Итак, теория государства и права - это наука:

· общественная;

· фундаментальная юридическая;

· вводная;

· методологическая;

· интегративная и обобщающая.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, по отношению к другим юридическим наукам «теория государства и права выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему всех накопившихся в течение веков знаний о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений»[25].


Литература по теме:

Нерсесянц В.С. Современное право: теория и методология: монография / под ред. В. В. Лапаевой. М.: Норма, 2012.

Общая теория права. Академический курс в трех томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. З-е издание, переработанное и дополненное. М.: Норма, 2010.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. http://www.knigafund.ru

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. Гриф МО РФ. М.: Юстицинформ, 2012. http://www.knigafund.ru

Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1908.

Вопросы для самопроверки

1. Основные этапы возникновения и становления юридической науки.

2. Особенности отечественной теории права.

3. Что является объектом и предметом науки теория государства и права?

4. Каковы особенности предмета теории государства и права?

5. Система юридических наук и место в ней теории государства и права.




Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 332;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.