Теории происхождения права


Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует. Однако каждая точка зрения выявляет какой-либо из факторов возникновения права.

Одной из первых является теологическая теория происхождения права. Она рассматривает право как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории средневекового философа-богослова А. Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, – восклицал Августин, – он подобен дьяволу». В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его».

Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета. В этом случае нарушение божественных заповедей является одновременно смертным грехом. Пожалуй, следует отметить, что теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т. д. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.

В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества или санкционирования обычаев и традиций. В XVII – XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии, как таковое, было привилегией высших сословий – дворянства и духовенства – и не распространялось на остальное население. Однако в современных развитых странах эти виды права (естественное и позитивное) не противостоят друг другу, поскольку естественные права также закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.

Автор нормативистской теории права австрийский юрист Х. Кельзен считает, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок». Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции, а нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в нее могут быть не записаны.

Основная норма призвана вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Основную норму можно представить, по мнению X. Кельзена, «самой первой из конституций». Она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Сторонники нормативистской теории вообще отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение – это единый процесс.

Нормативистскую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя X. Кельзена отделить право от морали, религии, психологии, от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно X. Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».

Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого – основателя этой теории, имеет два уровня: 1) интуитивное право, которое включает в себя эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести; и 2) позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.

Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т. д. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии в формировании правового порядка, то есть психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.

Исходя из принципа историзма, трактует право историческая школа права, возникшая в Германии в первой половине XIX в. Среди основателей этой школы был министр юстиции Ф.К.Савиньи (1779 – 1861), видный немецкий юрист. По его мнению, право не создается законодателем, оно является проявлением народного духа, выражает «общее сознание» народа, складывается постепенно, подобно языку и нравам. Право, как и государство, по утверждению Ф.К.Савиньи, «это естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития».

Среди источников права представители исторической, школы основным считали не закон, а обычай в силу его практической распространенности и обязательности.

Заметим, что рассмотренные теории происхождения права акцентируют внимание на каком-либо одном факторе, оказавшем существенное влияние на возникновение права в конкретной стране в определенный исторический период. На дальнейшую эволюцию права оказывали воздействие и другие факторы. Поэтому все отмеченные теории позволяют в целом реконструировать процесс возникновения права достаточно полно.

Контрольные вопросы к главе 4

1.Что такое потестарная власть?

2. Как назывались правила, регулирующие поведение первобытных людей?

3. В какой форме существовали правила поведения первобытного общества?

4. Какие факторы, повлияли на процесс возникновения государства?

5. В чем заключается отличие Западного пути возникновения государства от Восточного?

6. Какие существуют теории происхождения государства?

7. Какая из теорий происхождения государства является самой ранней?

8. В чем заключается суть договорной теории происхождения государства?

9. Кто является основоположником марксистской теории происхождения государства?

10. Какие существуют теории происхождения права?



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 289;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.