Основные черты социально-экономического развития Македонской провинции 6 глава
Таким образом, города в провинциях, в том числе и в Македонии, разделялись в основном на три типа: свободные города, колонии, муниципии.
О. В. Кудрявцев находит в императорское время в Македонии три civitates liberae: Фарсал, Фессалонику, Амфиполь.331) В действительности их было больше.
В области Пиерии с развитой городской жизнью civitas имели Филаке и Вала. О них упоминают Плиний и Птолемей.332) Известно, что это были самоуправляющиеся общины. Вала существовал до поздней античности. Он был известен Стефану Византийскому.333) Ряд civitates находился в центре Нижней Македонии, между Пиерией и Элемейей, в области Ботиэйя. Здесь располагались бывшие столицы Македонии Эдесса и Пелла, а также место заседаний македонского провинциального койнона – Беройя. В римское время восемь городов Ботиэйи имел статус civitas.
Цветущим городом Ботиэйи была Эдесса, отмеченная ещё македонской традицией как первая столица Македонии. Во время македонских завоеваний Эдесса – один из значительных городов страны,334) о чём свидетельствует тот факт, что в период ранней империи здесь чеканили свою собственную монету.335) Найденные в городе две надписи со списками эфебов могут считаться также свидетельством благосостояния и развития культурной жизни города.336) Страбон упоминает Эдессу как станцию на via Egnatia.337) В конце античности Эдесса оставалась civitas. О дальнейшей её судьбе ничего неизвестно. Есть предположение, что славянское название Водена идентично старой Эдессе.338)
Другим крупным свободным городом Ботиэйи была Беройя. Её наивысший расцвет падает как раз на римское время, когда она становится экономическим и культурным центром провинции. Ливий называет Беройю «nobilis urbs».339) Расцвету города способствовали новые политические условия. Беройя – первый город Македонии, который перешёл на сторону римлян после битвы при Пидне.340) Беройя находилась на via Egnatia. Через неё проходил важный путь, связывавший Фессалию с Фессалоникой. Этим можно объяснить экономическое процветание и культурное значение в провинции этого густо населённого города. В нём жило много иностранцев – римлян и евреев. Поселение здесь римских граждан особенно усилилось после гражданских войн, что подтверждается надписью из времён Августа, в которой упоминается в Беройе совет римских граждан.
О росте и процветании Беройи говорит и тот факт, что при образовании македонского койнона именно она была выбрана его местопребыванием. Из надписей и по монетам мы узнаём, что Беройя стала центром койнона во времена Флавиев и оставалась им до середины III в. н. э., когда встречается последнее упоминание об этом провинциальном совете.341) Во время правления Нервы Беройя имела неокорию. Она получила право на храм для совершения императорского культа и носила титул метрополии, о чём можно судить по надписи в честь Пифона.342) Вероятно, Беройя добилась титула метрополии и неокории у предшественников Нервы, наверное, при Флавиях. В первые века империи Беройя была «великим и многолюдным городом».343) Здесь происходили ежегодные празднества в связи с императорским культом и время от времени Олимпийские игры, в которых участвовали представители разных частей греческого мира.
В последний период античности Беройя пострадала от нашествия варваров. Об этом свидетельствует письмо императора Галиена, являющееся ответом на мольбы граждан Беройи защитить их от нападения варварских племён.344) Но город не погиб тогда, как погибали многие македонские города. Он сумел подняться и существовал в средние века и новое время под своим именем.
Одним из немногих городов, судьбу которого можно проследить с древнейших времён до поздней античности, является Кир. Он локализуется между Эдессой и Пеллой.345) По Иордану, он в 478 г. был захвачен готами. Вероятно, в это время Кир и исчез как самостоятельное civitas. При Юстиниане город стал крепостью.346)
Кроме указанных в этой области городов известны ещё пять, но сведений о них очень мало. Они чаще всего только упоминаются. В густо заселённой области Алмопии, расположенной в плодородной долине Лудия, Птолемей упоминает три города: Орму, Эуроп и Ансап. Они относились также к числу civitates. В римское время Алмопия была организована как муниципальная единица с центром, вероятно, в Эуропе.347)
В области Амфакситиде, где рано развивалась городская жизнь, были и civitates. Местонахождение и городское устройство некоторых из них учёными выяснены.348)
Много городов civitates имела густо населённая область Мигдония. Здесь находился главный город Македонии, её метрополия в римское время – Фессалоники. Благодаря своему прекрасному местоположению этот город быстро развивался и процветал. При римлянах, будучи местом пребывания провинциального наместника, Фессалоника стала центром всей экономической, культурной, а во времена поздней империи также политической и религиозной жизни не только Македонии, но и всех средних Балкан.
Пользуясь своими преимуществами приморского города, Фессалоника ещё в эллинистическое время соперничала с древними столицами Македонского царства Эдессой и Пеллой. Во время римского владычества она ещё более окрепла.
Писатели от римского до конца византийского времени прославляют величину, роскошь и многолюдие Фессалоники. Уже в I в. этот город, по свидетельству Страбона, был многолюднейшим городом всего Балканского полуострова. Некий Антипатр Фессалоникийский в своих эпиграммах называет свой родной город «матерью всей Македонии». Лукиан утверждает, что Фессалоника была большим городом Македонии.349) Церковный историк V в. Феодорит отмечает, что Фессалоника «очень большой и густонаселённый город».
Многочисленные сведения о Фессалониках по всем эпохам её существования дают возможность более детально реконструировать её историю. В известной мере это сделал Тафель в своей работе, посвящённой этому городу в античное и византийское время.350) Новые археологические изыскания и всё возрастающее число эпиграфических памятников дают более ясное представление о культурном и социально-экономическом развитии Фессалоники.
Как известно, в 167 году до н. э. Фессалоника стала главным городом второй македонской области. Ливий называет её «urbs celeberrima».351) За всё время римского владычества Фессалоника оставалась крупнейшим городом. Когда в 148 г. до н. э. Македония превратилась в провинцию, Фессалоника стала местом пребывания римского наместника. Об этом свидетельствуют Цицерон и Страбон.352) Страбон называет Фессалонику метрополией Македонии. После битвы при Филиппах (42 г. до н. э.) Фессалоника за верность Антонию и Октавиану получила от обоих триумвиров статус свободного города. Как civitates liberae conditionis отмечена она у Плиния.353)
Фессалоника не входила в македонский койнон. У нас нет ни одного памятника, который бы указывал на связь Фессалоники и койнона в первые два века империи. Только в начале III в. н. э. Фессалоника даёт несколько македониархов. Древнейшая датированная надпись, на которой упоминается македониарх из Фессалоники, относится к 219 году.354) Македониархи, будучи деятелями провинциального совета, участвовали в работе койнона. Нам кажется правильным предположение Ф. К. Папазоглу о том, что в III в. наступает перемена в отношениях свободного города Фессалоники и койнона.355)
При Гордиане III (238–244 гг.) Фессалоника получила неокорию, а немного позднее, при Деции (249–251 гг.), стала метрополией и колонией. В надписях того времени она называется „πρωτη Μακεδόνων και μετρόπολις” Македонии.356) Название „μετρόπολις” встречается не ранее III века.357) В III в. Фессалоника активно участвует в провинциальной жизни Македонии. Титул метрополии и большое число македониархов в середине III в. на надписях из Фессалоники, показывают, что в то время койнон собирался и в Фессалонике. Итак, с III в. Фессалоника, как и Беройя, носит титул метрополии Македонии. Между этими двумя крупными городами в то время происходило резко выраженное соперничество. Несомненным доказательством этого является нумизматический материал, интерпретированный Геблером.358)
Позднее, с падением значения койнона как центрального органа теряет своё значение и Беройя, а Фессалоника остаётся метрополией как главный город провинции. Около 250 г. Фессалоника добивается статуса колонии. Изменение её положения стоит в связи с набегами готов. Впервые в город, до сих пор свободный, пришёл римский гарнизон для того, чтобы защитить его. Правовое положение Фессалоники не намного изменилось в связи с тем, что она стала колонией, ибо в это время уже невелики были различия в статусе отдельных городов. На надписях 50–60 гг. III в. Фессалоника носит титул метрополии и колонии.359) Последняя такая надпись относится к 261 г. А уже надпись из Фессалоники 337 г. называет город просто «полисом».
В IV в. н. э. значение Фессалоники возрастает, и её место в Восточной Римской империи становится ещё значительнее. Она является одним из важнейших портов империи, культурным центром, местом епископата. Фессалоникский епископ в это время приобрёл положение экзарха Македонского диоцеза. В городе находился экзархат Восточного Иллирика. Ко времени I вселенского собора епископ Фессалоники занимал одно из самых видных мест, о чём может свидетельствовать тот факт, что на освещение построенного Константином храма Воскресения в Иерусалиме македонские епископы посылают в 335 г. своим представителем Александра Фессалоникского как епископа своей метрополии.360) Фессалоникский митрополит занимал в списках епископии пятое место, сразу же после римского, константинопольского, антиохийского и александрийского митрополитов. Он пользовался в то время на Востоке большим авторитетом.361)
В Фессалонике располагались императорские дворцы, они являлись местом пребывания префекта претории Иллирик. В ней находилась, как уже было сказано, метрополия Македонии. В пределах Македонского диоцеза не было ни одного города, который мог бы оспаривать у Фессалоники право стать местопребыванием диоцезного управления. О значении Фессалоники говорит тот факт, что император Константин прожил здесь два года, украсил город храмами, банями, водопроводом, устроил здесь порт и даже думал основать в ней столицу империи.362)
Император Феодосий избрал Фессалонику в качестве базы для военных операций против готов. Она находилась в выгодном стратегическом положении, так как лежала в узле двух военных дорог, из которых одна вела к Дунаю, другая к Константинополю. Кроме того, город имел лучшую гавань северного побережья Эгейского моря, он представлял собой хорошо укреплённую крепость, которая могла служить надёжным оплотом против нападения готов, не привыкших к правильному ведению осады.363) Эти преимущества дали возможность Фессалонике противостоять набегам варварских племён.364)
Фессалоника – один из тех городов Восточно-Римской империи, которые в трудный период кризиса рабовладельческого общества и варварских вторжений сумели сохранить ремесленное производство и торговлю и смягчить тем самым кризис рабовладельческого хозяйства.365)
Важнейшим городом Мигдонии после Фессалоники была Аполлония, главная станция на via Egnatia между Фессалоникой и Амфиполем. В римское время она – civitas.366) Позднее Аполлония, большой и значительный город, становится резиденцией епископата.
Статус самоуправляемого города в римское время имела Аретуса. О статусе остальных городов Мигдонии сведений очень мало. Четыре города, которые в римское время имели статус civitates, находились в Элимейе, весьма плодородной и густо населённой в античности области горной Македонии. К ним относятся: Аиана, Кайсарея, Элимейя, Малеп. Civitates имели города горномакедонской области Орестиды: Арг и Ватина.367)
Большое развитие получила линкестийская Гераклея, остатки которой сохранились около Битоля.368) В римскую эпоху она являлась одним из экономических и политических центров Македонии. Город в III в. пользовался особым расположением императора; об этом свидетельствует надпись: «Septimia Aurelia Heraclea». Гераклея – это единственный город, отмеченный таким титулом. Ф. К. Папазоглу полагает, что это связано с тем, что Септимий Север, возвращаясь с восточных походов в 202 г., останавливался в городе Гераклее, поэтому город и получил такое название.369) Возможно, город получал и некоторые привилегии от Рима.
Через Гераклею шёл старинный водный путь из Кандавии через Лихнид в Македонию; впоследствии, в римское время, его заменила Эгнациева дорога.370) На этой дороге Гераклея считалась одной из важных транзитных станций. Кроме того, от Гераклеи вела дорога на Стоби, связанная с основными ключевыми позициями страны.
В позднеантичное время Гераклея стала епископией. Позднее епископы устраивали там церковные соборы. В Синекдеме Гиерокла упоминается, что Гераклея вошла в провинцию Macedonia Prima.371) Гераклея упоминается в V в. в связи с нашествием восточных готов на Иллирик.372) Малх говорит, что готы не тронули тогда город, так как епископ дал Теодориху большой выкуп, но зато разгромили они по via Egnatia Лихнид и Диррахий.373) Последнее сведение о Гераклее – выписка из актов константинопольского собора 533 г., где Гераклея впервые появляется с эпитетом Pelagoniae, а не Lynci.374)
В области Пелагония римляне образовали из соседних селений civitates. Так они делали и в других местах горной Македонии. Центры таких самоуправляющихся единиц со временем развивались в настоящие города. Так случилось и с Пелагонией, которая в императорское время отмечается как город. Civitates Пелагония отмечен на нескольких солдатских надписях эпохи ранней империи. На этих надписях наряду с родиной ветеранов Пелагонией упоминается и триба Maecia. Эти надписи доказывают, что в первые века империи был civitas Пелагония, жители которого с получением римского гражданства входили в трибу Maecia. Зосим говорит, что во время набега готов в 268 г. они опустошили область Добера и Пелагонии. Самое позднее упоминание Пелагонии – в Синекдеме Гиерокла, как о городе в провинции Macedonia Secunda.375)
Были civitas и в области Пеонии, близ Эригона. Самым большим городом здесь безусловно является Стуберра. Впервые мы находим упоминание о нём у Ливия.376) Город служил главной базой для македонян в их наступлении на Иллирию. Через него шёл кратчайший путь в земли пенестов и через них – в Иллирию. Стуберра была на пути от Стоби – к Гераклее. С I в. н. э. граждане Стуберры, получившие римское право, входили в трибу Скаптию. Здесь было много римских граждан. О дальнейшей судьбе Стуберры нам ничего не известно. Раскопки, проведённые в 1953 г. на территории этого города, свидетельствуют о его высокой в то время культуре.377)
Несколько civitates в римское время существовало в Восточной Пеонии; о них имеется очень мало сведений, а некоторые, как Иорон, Брегил и другие, даже не могут быть точно локализированы.
В Парорбелии известны из Страбона четыре города: Филиппополь, Гареск, Калиполь и Ортополь.378) Ф. Папазоглу полагает, что они, вероятно, были civitates. Других сведений о них нет.379)
В Бисалтии известны civitates Адрианополь, Эупория Тинло, Калитере, Оса. К сожалению, наши сведения о них ограничиваются только этими названиями.
Синтика, на среднем течении Стримона, имела главным городом Гераклею. Гераклея Синтика отмечена у Страбона.380) С первых веков империи о городе сохранилось несколько надписей воинов-преторианцев. Из надписей мы узнаём, что римские граждане этого города входили в трибу Fabia. Кроме Гераклеи, в Синтике находился civitas Партинополь, основанный при Траяне в честь его победы над парфянами. Птолемей называет civitas Тристол, также существовавший в римское время.381)
В плодороднейшей долине к востоку от Стримона в Одомантике, где жило фракийское племя одомантов, Птолемей перечисляет пять городов: Скотуса, Берго, Газор, Амфиполь и Филиппы.382) Скотуса, по Плинию, свободный город.383) Во время ранней империи этот город считался civitas. Позднее он не упоминается. Мы знаем, что в римское время civitates имели Газор, Сер и Амфиполь.384)
Ряд civitates нам известен на Халкидике, как Аканф, Торона, Морил, Антигонея, Клите, Стратоникея, Уранополь, Комбрея, Асара.385)
Всего мы знаем в Македонии 72 города, имевших статус civitas. Что касается македонских городов со статусом колоний, то они в основном возникали на рубеже республики и империи.386) Наряду с местным населением, в них жили италийские переселенцы и римские ветераны. Известно, что до образования провинции Мёзии в конце правления Августа или в начале правления Тиберия Македония являлась пограничной провинцией, ареной многочисленных сражений; на её территории находились римские войска. Этим и объясняется, что ветераны большей частью получили на этих землях новое местожительство. Создание довольно многочисленных колоний римских граждан в Македонии диктовалось также соображениями социально-экономическими и стратегическими. Нельзя не согласиться с точкой зрения Т. Моммзена о том, что «все эти колонии возникли в первую очередь вследствие необходимости пристроить в цивилизованной и малонаселённой провинции выслужившихся италийских солдат», для которых в самой Италии более не было места.387) Наконец, надо учесть, что римские колонии находились на важных военных и торговых путях и поэтому имели стратегическое значение для Римского государства. Они обычно становились центрами ремесла и торговли и способствовали оживлению экономической жизни.
Статус колонии в Македонской провинции имели города Дион, Пелла, Филиппы, Кассандрея, Диррахий, Биллис (недалеко от Аполлония). Рассмотрим некоторые из этих колоний подробнее, насколько это позволяют нам дошедшие до нас источники.
В Пиерии статус колонии имел старый город Македонии Дион, один из центров религиозной и культурной жизни Македонии. В римское время Дион превосходил по значению остальные пиерийские города. Тогда он объединил вокруг себя территории многих соседних общин, бывших до этого времени автономными. Когда римляне, заняли Македонию, Дион был «urbs non magna».388) При Августе он стал колонией, и с этого времени получал преимущество перед другими городами Пиерии. Теперь он назывался по-новому: Colonia Julia Augusta Diensis. Как колония Дион пользовался италийским правом, то есть имел привилегии: квиритскую собственность на землю, иммунитет и относительную независимость от провинциального наместника. Официальным языком колонии считался латинский, но греческие надписи на его территории встречаются чаще, чем латинские, что говорит о преобладании эллинизации над романизацией.
Дион существовал до конца античности. Он упоминается в Синекдеме Гиерокла, причём как единственный город в этой области. Известно, что в это время он находился в упадке, но имел постоянное епископское место. Вероятно, он пострадал от готов, которые захватили его в 479 г. Дальнейшая его судьба неизвестна.389)
Статусом колонии в Ботиэйе обладала Пелла – бывшая македонская столица с IV в. до н. э. до 268 г. до н. э. При римлянах Пелла испытывала постоянный упадок. Первым задумал основать здесь колонию Юлий Цезарь. Август увеличил состав её населения, и в 30 г. до н. э. Пелла получила статус колонии и италийское право. Титулом её стал colonia Julia Augusta Pella.390)
Можно было ожидать, что колонизация даст новый импульс этому македонскому городу, как это случилось с другими римскими колониями. Однако Пелла и дальше оставалась в упадке. Дион Хризостом, посетивший её на рубеже I–II вв., писал: «Пелла, бывшая столица Македонии, представляет груду битого кирпича».391) Надо согласиться с мнением А. Рановича, который утверждает, что здесь Хризостомом сгущены краски.392) Лукиан изображает Пеллу жалким городишком, но всё же существующим. Следует указать и на то, что город чеканил монету в течение трёх веков империи до Гордиана III, а это было бы невозможно, если бы город находился в таком крайне бедственном положении.393) Нельзя также забывать, что Пелла стояла на via Egnatia, от неё раздваивался путь, который вёл дальше, в Беройю, и затем до Пиерии. Лишь при императоре Диоклетиане Пелла теряет своё название и продолжает существовать под именем Диоклетианополь.394)
Статус колонии имели Филиппы, город в области Датой, которая по плодородию и богатству рудами вошла в пословицу.
В 167 г. до н. э. Филиппы вошли в первую македонскую мериду. В 42 г. вблизи Филипп произошла битва, сыгравшая большую роль в судьбах всей империи и Филипп. Марк Антоний и Октавиан оценили стратегическое положение этого города. После победы над Брутом и Кассием Антоний поселил часть своих ветеранов в плодородной долине у Филипп и, таким образом, заложил основы новой римской колонии. Там были поселены многочисленные ветераны – участники боёв под этим городом. Город Филиппы пользовался особым покровительством императоров как место битвы, обеспечившей основание Римской империи.395) В 30 г. Октавиан послал в Филиппы новых колонистов из италийских селений и наделил колонию италийским правом. С 27 г., когда Октавиан получил прозвище Август, колония Филиппы стала называться «Colonia Augusta Julia Philippensis». Дальнейшая её судьба неизвестна.396)
На Халкидике существовала колония Кассандрея, получившая италийское право при Августе.
Создание колоний со значительным римским населением не могло не способствовать процессу романизации разных народностей, особенно в западных провинциях. В восточных же провинциях с сильной эллинизацией этот процесс не получил развития. Хотя македонские граждане усвоили латинский язык и на надгробных памятниках выступают не греческие имена, а римские фамилии в латинской транскрипции, романизация в Македонии не затронула корней. В этих колониях официальным языком считался латинский, но преобладал греческий. В Филиппах, например, где до середины III в. единственным языком был латинский, греческий язык всё же сохранился, а в поздней античности даже преобладал.
Статусом муниципии обладал в Македонии в области Пеония один город Стоби. Это самый большой город Северной Македонии, лежавший на границе с Мёзией, при впадении Эригона в Аксий,397) важный в торговом и военном отношении пункт.398) Гор. Стоби вошёл в орбиту македонских интересов с Филиппа II, когда он в походе против пеонийцев в 359 г. до н. э. достиг окрестностей города. На протяжении ряда лет Стоби находился в полунезависимом от Македонии положении, а после разрушительного нашествия кельтов вся Пеония на недлительное время становится независимой.
Учитывая стратегическое значение Стоби для защиты северных границ, Антигониды проявляли интерес к присоединению Пеонии к Македонии. Пеония играла важную роль в борьбе македонян против дарданцев. Этим, видимо, объясняется то, что Антигон Гоната основал к юго-западу от Стоби город Антигонию. Но удержать длительное время свои позиции в этом районе Антигониды не смогли. В 229 г. до н. э., когда Деметрий II в тяжёлой борьбе был побеждён дарданами, последние подчинили своей власти Пеонию и Стоби. Наследник Деметрия Антигон Досон смог освободить от дарданцев лишь часть Пеонии. Филиппу V в 217 г. удалось покорить все земли до г. Билазора – центра Северной Пеонии – и присоединить Стоби к Македонии. Чтобы закрепиться в тех местах, Филипп V в 183 г. основал в честь сына вблизи от Стоби399) город Персеиду, Персеида должна была служить для Македонии пограничной крепостью.
В римское время Стоби имел большое значение. Первые известия о нём мы находим у Ливия.400) Стоби упоминаются у него в связи с разделом Македонии в 167 г. до н. э. как центр торговли солью. Город снабжал солью не только все македонские области, но и соседних македонских союзников. В частности, Стоби получил право на вывоз соли из Македонии в Дарданию.
В связи с удобным стратегическим местоположением Стоби при римлянах сумел стать важным торговым центром, приобрёл право на самостоятельную чеканку монет. Монеты и надписи, высеченные на камнях, говорят о том, что город получил самоуправление, хотя установить точно, когда это было, мы не можем.401) Значение Стоби в римское время, в связи с постоянными войнами римлян с северными соседями Македонии, очень выросло. Уже в эпоху республики Стоби мог иметь такую общину, которая позднее, при Августе, стала oppidum civium Romanorum, а вскоре после того – муниципией. Впервые как oppidum civium Romanorum Стоби упоминаются у Плиния.402) Как муниципия Стоби отмечен на местных монетах, которые Стоби чеканил примерно от Веспасиана до Элагабала (с 69–79 гг. по 218–222 гг.). На них отмечается и триба Aemilia. При Элагабале Стоби получил италийское право. Процветанию города способствовало его выгодное стратегическое положение: Стоби находился на важной транспортной артерии Фессалоника – Наисус – Сирмиум, которая прямо у Стоби скрещивалась с путём, ведущим из Сердики к Гераклее на via Egnatia.
В позднеримское время, когда путь Сирмиум – Фессалоника стал одной из торговых артерий Римской империи, растет и значение Стоби. Стоби очень рано стал центром епископии. На Никийском соборе 325 г. назывался между другими стобийский епископ Будиос. С этого времени стобийская епископия отмечается до конца VII в. Так, на Халкедонском соборе 451 г. участвовал епископ Никола Стобский; около 500 г. епископ Филипп воздвигает большую стобскую базилику; на шестом вселенском соборе в Царьграде в 680 г. присутствовал Иван Стобский, а на Трулском соборе – епископ Маргарит (692 г.).
Стоби имел римское гражданское право. Несмотря на то, что в нём проживало много поселенцев из римлян и италиков, Стоби носил характер греческого города с очень устойчивыми греческими традициями, поэтому романизация в этих местах не имела большого успеха. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: хотя официальным языком был латинский, большинство дошедших до нас надписей сделано по-гречески.403) Характерно, что на сиденьях театра, открытого в Стоби, написаны римские имена греческими буквами. Следует привести и ещё один интересный факт. В лапидариуме археологического музея в Скопле имеются надписи официального порядка, адресованные императору Адриану. Они написаны на латинском языке. Надписи же частного характера были греческими, потому что разговорным языком в этих землях оставался греческий.
Судя по археологическим данным, Стоби в конце IV в. переживал какую-то катастрофу – землетрясение или нашествие вражеских племён. Позднее Стоби был снова восстановлен. В конце V в. город разграбили готы Теодориха. Но и после этого он смог быстро оправиться. Остатки городской стены, сооружённой для защиты от многочисленных нападений, сохранились в некоторых местах и до настоящего времени.
О том, что город сумел устоять в борьбе с варварами и укрепиться, говорит тот факт, что ещё в 600 г. епископ Филипп воздвигает величественную базилику. По Гиероклу, Стоби – главный город провинции Macedonia Secunda. Город существовал до славянского нашествия. В средневековых памятниках он уже не упоминается.404)
На основании вышеизложенного приходится отказаться от распространённого мнения многих учёных о том, что Македония даже в римскую эпоху оставалась мало урбанизованной страной.
Подробное и тщательно выполненное исследование Ф. К. Папазоглу доказало, что уже в эпоху римского завоевания общее число несомненных и полноправных македонских городов доходит до 90. Это число, по-видимому, подтверждается списком Стефана Византийского.405) Во время ранней империи мы знаем 44 города с известным нам статусом и 26 городов, чей статус неизвестен. Число полноправных городов достигало примерно 70.
Ф. К. Папазоглу объясняет причину уменьшения количества полноправных городов тем обстоятельством, что римские колонии поглотили и преобразовали многие соседние города. Однако не следует видеть в этом уменьшении показатель упадка городской жизни. Если эти города и потеряли своё административное значение, то они всё же продолжали существовать как городские агломераты.
В первые столетия империи Македония по развитию городской жизни мало отличается от Греции, страны классического полиса, и далеко опережает обоих северных соседей – иллирийские и фракийские земли. Поэтому мы совершенно согласны с Ф. К. Папазоглу, которая считает, что в эпоху империи нельзя говорить о контрасте между Македонией, страной крестьян и пастухов, и Грецией, страной преимущественно полисов. Большие македонские города, как Фессалоника, Филиппы, Беройя, Стоби и другие имели не менее интенсивную культурную жизнь, чем многие крупные греческие города.
В нашей литературе имеется тенденция противопоставлять по отношению к этой эпохе урбанизованную прибрежную часть Македонии её внутренней сельской части. О. В. Кудрявцев считает, что внутренние македонские города были слабо связаны с внешним миром и поэтому они именно, в первую очередь, приходили в упадок.406) С этим также нельзя согласиться. Известно, что как раз многочисленные прибрежные города были разрушены или потеряли всякое значение, тогда как во внутренней части страны вырастали новые цветущие города.
Эпиграфические памятники открывают нам неизвестные города во внутренней части Македонии, где, согласно традиционному мнению, меньше всего можно было их ожидать. Руины города Стуббера, открытые археологами, с очевидностью показали, что даже города Верхней Македонии, в которой исследователями вообще не признавалась городская жизнь, подверглись действию глубоких процессов эллинизации и цивилизации.
К концу античности количество македонских городов сокращается. Список Гиерокла упоминает для поздней античности лишь 36 полноправных городов Македонии. В это время, в результате экономического кризиса империи, всеобщего обеднения, разорения, войн, варварских завоеваний, многие города были уничтожены. Однако многие из македонских городов пережили конец античного мира и продолжали существовать в средние века и новое время.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1609;