Депрессии при психопатиях. Депрессии у шизоидов
Как известно, отличить хронический невроз (charakter neurosis) от психопатии довольно сложно. То же самое относится и к неврозам и депрессивным психопатиям. О психопатии мы обычно говорим тогда, когда начинают доминировать факторы конституционной природы.
Люди, у которых преобладает темный колорит жизни, для которых жизнь в тягость и является неприятной обязанностью, которые нередко мечтают о том, чтобы «заснуть и умереть», часто принадлежат к шизоидным, обсессивным (ананкастическим), психастеническим и реже — к циклотимическим типам личности.
Депрессии у шизоидов. У шизоидов в отношениях с окружением, как правило, доминирует установка типа «от» над установкой типа «к». Окружающий мир им не нравится, они хотели бы его изменить (что им никак не удается), им хочется навязать свое представление о том, каким он должен быть. Таким образом, установка типа «над» становится более значимой в отношениях с окружением в сравнении с установками типа «к» и «от».
Поэтому в их отношениях с окружением доминирует форма над цветом, рационализм берет верх над эмоциями. Когда к таким людям приходит любовь, то это обычно бурные, трудные, полные конфликтов отношения. Мир, благодаря любви, становится светлым и красочным, но в то же время полон напряжения, светлые краски смешиваются с темными, чувства любви и ненависти переплетаются. У таких людей наблюдается сильно выраженная амбивалентность чувств.
Негативные эмоции нередко оказываются сосредоточенными на собственной личности: может дойти до того, что недовольство самим собой принимает характер мазохизма. Такие люди получают удовольствие от созданного в их сознании «сада страданий». Порожденное отрицательными эмоциями, связанными с характером отношений к самому себе и окружению, пониженное настроение поддерживается и укрепляется компонентом мазохизма.
Эти люди как будто находят счастье в своем несчастье. Очевидно, что компонента мазохизма серьезно затрудняет возможность выхода из состояния депрессии.
Доминирование установки «над» также часто является причиной пониженного настроения. Желание преобразования мира «по своему образу и подобию», как правило, оставляет в реальной жизни после себя только фрустрацию. Ощущение собственного бессилия укрепляет агрессивность по отношению к окружению, что в свою очередь вызывает ухудшение настроения. Радость, свойственная эмоциональным установкам типа «над», имеет иной характер, чем радость при эмоциональных установках в отношениях с окружением типа «к» или «от».
При установках типа «над» радость приходит вместе с победой над окружением одновременно с реализацией собственной функциональной структуры или завершением дел. Печаль приходит тогда, когда человек лишен возможности реализовать свои функциональные структуры, когда дело не клеится, или когда окружение оказывает слишком сильное сопротивление деятельности.
В отличие от этого на более низком уровне отношений с окружением (установки «к» и «от») радость приносит соединение с окружением, максимальная полнота которого достигается в эротических связях или в материнстве. Печаль, таким образом, порождается негативными эмоциями (установка «от»), когда окружение отторгает человека и у него возникает желание или уничтожить свое окружение, или бежать от него.
Генезис изменчивости настроений в обеих плоскостях отношений с окружением является, таким образом, иным. На нижнем горизонте (в плоскости действия установок «к» и «от») колебания настроения связаны с изменениями условий взаимодействия человека и среды и степенью его удаленности от окружения. Человек в таких отношениях как будто подчинен ритмам природы и тесно с ними связан.
Таким образом, в осцилляциях этого типа в целом доминирует влияние конкретного типа установок (в отношении характера взаимодействия с окружением). Изменчивость настроения такого рода наблюдается обычно у людей, относящихся к группам экстравертов, циклотимиков и синтоников. В то же время под углом плоскости взаимодействия с окружением (установки типа «над») человек стремится к победе над окружением, находится «над» ритмом природы, становится «хозяином и властелином» природы.
Отсюда берут начало специфические для данной эмоциональной установки черты человеческого характера. Изменчивость настроения в данном случае связана с ритмом побед и поражений: то человек становится победителем, то побежденным. Преобладание состояния пониженного настроения возникает тогда, когда человек чаще оказывается побежденным, чем победителем. Очевидно, что подобная ситуация зависит не только от данного человека, но и от внешних условий: в какой степени они помогают ему добиваться побед. С другой стороны, жажда победы может оказаться ненасытной.
Обычно уровень потребностей одинаково возрастает как при победах, так и при поражениях. В первом случае всегда имеет место неудовлетворенность, и отсутствует возможность удовлетворения жажды власти. Во втором случае, чем сильнее поражение, тем нереальнее становятся амбиции, с помощью которых человек как будто стремится возместить моральный ущерб от испытанного поражения.
В накренившейся плоскости взаимодействия человека с окружением, для которой собственный абстрактный план (отсюда — абстрактная установка) доминирует над действительностью, человек остается наедине с собственными концепциями, тоскует о возможности воссоединения с окружением, но это недостижимо в полной мере.
Окружающий мир для него — его собственная умозрительная конструкция, поэтому форма преобладает над цветом, а абстракция — над реальностью. Поэтому вкус и цвет жизни неизвестны этому человеку. Жизнь в плоскости («над»), накренившейся по отношению к окружению, требует больших усилий, чем жизнь на более низких горизонтах отношений «к» и «от».
В такой деформированной плоскости необходимо постоянно бороться с окружением для того чтобы иметь возможности навязать ему собственные формы активности, а радость и жизненная энергия при этом берутся из одержанных побед. На нижних горизонтах отношений человек то приближается к своему окружению, то отдаляется от него, а радость и жизненную энергию получает из возможности взаимодействия с окружением.
При лечении хронических депрессий у шизоидов большое значение имеет возможность оказания помощи больному в достижении успехов. Облегчение усилий для достижения победы достигается благодаря уменьшению уровня притязаний больного, а также обучением больного искусству проигрывать (to be a good loser). Укрепление чувства собственного достоинства снимает внутреннее напряжение, связанное с потребностью постоянно одерживать победы.
Окружающий мир благодаря этому становится не таким враждебным, оказывает меньшее сопротивление и к нему легче приблизиться. Может даже дойти до того, что больной сможет с ним соединиться, почувствует вкус жизни и его колорит. Для шизоида это является воистину необыкновенным переживанием, поскольку такого рода испытания для него совершенно чужды.
Дата добавления: 2023-08-18; просмотров: 300;