Теоретические подходы к исследованию семьи


Структурно-функциональная теория (мезо- и макро-уровни анализа, Т. Парсонс).Данная теория является достаточно обобщенной и часто используемой социологами моделью, показывающей, что многие общества имеют семьи потому, что они выполняют ряд очень важных для общества функций, способствующих его выживанию. М.С. Мацковский рассматривает функции семьи как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

Основные функции современной семьи[8]

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной преемственности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение
Духовного общения Развитие личностного потенциала членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание юридических и моральных санкций за нарушение правовых и нравственных норм взаимоотношений между членами семьи
Социально-статусная сфера Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье

 

Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И.С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. На статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.

Как отмечает И.С. Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых в современном обществе стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация является результатом длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.

Теория рационального выбора и обмена (Дж. Хоманс). Согласно данной теории человек оценивает издержки и вознаграждения, получаемые от взаимоотношений с партнером. В процессе взаимодействия он ищет удовлетворения своих различных потребностей – эмоциональных, сексуальных, экономических, духовных. Если издержки в отношениях превосходят получаемые вознаграждения, то продолжение таких отношений маловероятно. Женщины, имеющие унизительные отношения в семье, оценивают получаемые вознаграждения как имеющие большее значение для них – это может быть доход, социальный статус, наличие дома, компаньона и т.д.. Баланс факторов такого обмена очень часто устанавливается социальными институтами и организациями среднего уровня – легальным регулированием отношений - заключением брачного договора, официальной процедурой развода, определяющей отношения партнеров после брака, программами страховки, системой здравоохранения.

Согласно данной теории, выбор партнера рассчитывается через баланс издержек и вознаграждений. Люди оценивают свои собственные активы – физические, интеллектуальные, социальные, экономические и пытаются сделать наилучший выбор, хотя бы на уровне того набора ресурсов, который они имеют. Если человек в браке живет с личностью, имеющий весьма отличающиеся от него самого активы, то вероятно, один из них будет чувствовать себя зависимым в этих отношениях.

Теория символического взаимодействия (Г. Блумер, Дж. Г. Мид).Данная теория помогает понять, как индивиды обучаются своим специфическим моделям поведения и мышления. Культура в большой степени определяет то, как мы интерпретируем различные жизненные ситуации, поскольку в процессе социализации мы обучаемся соответствующему поведению. Наши ролевые взаимоотношения развиваются через взаимодействие с другими людьми.

В теории символического взаимодействия два основных концепта взаимосвязаны между собой – это социальное конструирование реальности и определение ситуации. То, что мы определяем как привычное, формируется тем, что другие вокруг нас определяют как обычное и нормальное. Наши представления о семье социально сконструированы нашим опытом и значимыми другими. Например, дети, которые вырастают в семьях, где принято кричать друг на друга и на детей, вырастая, будут считать, что такие отношения являются нормальными.

При создании новой семьи перемешиваются представления обоих супругов о разделении труда, семейных праздниках, воспитании детей, сексуальных, психологических и экономических отношениях супругов. Молодожены социально конструируют новые отношения, перерабатывая представления о семейной жизни, полученные в семьях родителей и свои собственные желаемые установки в отношении семьи в некую новую модель. Далее эти представления транслируются окружающим как уже обычные, нормальные отношения.

Центральное положение теории символического интеракционизма – личность является активным агентом, формирующим социальную структуру через взаимодействие (interaction) с окружающими.

Однако с другой стороны, наша идентичность формируется институциональными установками на мезо-уровне. Семейная жизнь в разной степени для разных культур определяется религиозными верованиями, системой законов, организациями, рядом государственных структур. Они в разной степени определяют содержание ролей «жены» и «мужа».

Теория конфликта.Данная теория исследует как индивидуальные семейные ситуации, так и более широкий социетальный контекст функционирования семьи. Представители этого направления полагают, что конфликт в семьях является естественным и неизбежным и является результатом борьбы за власть и контроль, как в семье, так и в обществе в целом. Конфликты существуют во многих формах, они возникают, например, из-за неравномерного распределения ресурсов. Причины конфликтов в семье могут быть производными от представлений общества о том, кто принимает решения в семье, кто зарабатывает деньги на одежду и машину, кто готовит пищу для семьи и т.д. На макроуровне семья может быть источником неравенства в обществе в целом, поддерживая неравенство по доходу, образовательным возможностям, здоровью.

Некоторые теоретики конфликта полагают, что конфликт внутри семьи может иметь и позитивные функции – улучшать семейные отношения через изменения. Главное – уметь направлять конфликты в позитивное русло.

Феминистские подходы к изучению семьи (К.Дельфи, Б.Фридан, И.Янг и др.).Американские социологи[9] отмечают, что феминистские исследователи позволили сделать ряд очень важных шагов в анализе семьи:

· стали рассматривать не семью как единицу анализа, а сфокусировали анализ на структурах гендера, поколения, сексуальности, расы и нации.

· озвучили опыты, которые идеология отвергает – включая мужское доминирование и женское подчинение как внутри семьи, так и за ее пределами, различные опыты материнства, наличие неравно распределенной домашней работы, конфликты и насилие внутри семьи.

· бросили вызов идеологии монолитной семьи, которая возвышает семью с мужем-добытчиком и женой-домохозяйкой как единственно легитимно существующую.

· подняли вопросы о границах семьи, показав, что семейная изоляция частично иллюзорна, поскольку существуют явные взаимосвязи между организацией оплачиваемой работы, государственно организованной системой социальной и юридической поддержки, школами, детскими садами и другими институтами.

· показали, что дихотомия «публичное-частное» связана с амбивалентностью в ценностной структуре. Амбивалентность проходит через ценности индивидуализма и равенства – ценности, от которых женщина долгое время была отделена и ценностями воспитания и коллективизма, которые символически были связаны с женщиной и семьей. Эти последние ценности были провозглашены некоторыми феминистами как базис для широких социальных изменений. Существующая напряженность между индивидуализмом и коллективизмом является основой политики изменения семьи.

Бросая вызов существующей дихотомии частного и публичного, феминистские исследователи пересматривают социальную теорию и выносят на поверхность темы, которые долгое время были скрыты от внимания ученых.



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 300;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.