Семья как социальный институт и малая социальная группа
Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Макросоциология семьиисследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения воздействия общества на брачно-семейные отношения, это – социальный институт. Институциональный анализ дополняется микросоциологическимиисследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения. С позиций микросоциологии семьи, семья - это обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.
Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой (партнерами), посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности»[1].
Итак, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний о семье как целостности, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.
Серьезное научное изучение форм семейной жизни началось лишь в XIX веке и связано с работами И. Баховена, Дж. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского.
Швейцарский исследователь И. Баховен в своей работе «Материнское право» (1861) показал, что при всех формах группового брака, существовавшего в древности, происхождение человека могло быть установлено лишь с материнской стороны (поскольку неизвестно было, кто являлся отцом), и потому признавалась только женская линия. Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования И. Баховен назвал материнским правом[2].
В работе Дж.Мак-Леннана «Первобытный брак» (1876) доказывается существование исторических этапов – перехода от родства по материнской линии к родству по отцовской линии. Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество» (1877) выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака[3]: промискуитет; кровнородственная семья; пуналуальная семья; синдиасмическая семья; моногамная семья.
Промискуитет характерен для раннего периода развития человеческого общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этологических данных и знаний об уровне развития примитивного человека на первоначальной ступени развития человеческого общества можно сделать вывод, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо было понятие родства в его прямом смысле, как кровно-родственной связи с отдельными членами группы; ему понятно было лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.
Согласно Л. Моргану, довольно скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризовалась групповым браком, а половое общение в ней было разрешено лишь между теми, кто принадлежал к одному поколению. Все те люди, которые принадлежали к одному поколению, то есть братья и сестры, независимо от степени их родства, образовывали одну семью. Такая семья являлась эндогамной общностью, ибо включала в себя людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.
В пуналуальной семье из полового общения исключались сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространился и на остальных более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако это уже был брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляла собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами были группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказывались устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это и был первый шаг к появлению парного брака
Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (то есть многобрачие или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, то есть обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.
Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Запрет кровосмешения играет важную историческую роль в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на биологические взаимоотношения полов. В процессе развития человека как мыслящего существа, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения рода.
Полигамия
Полигамия означает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного партнера. Существуют два вида полигамии – полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
Полиандрия существовала в южноиндийской культуре тодов – в их семьях отцовство определялось во время обрядов, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу, что означало его желание быть отцом этого ребенка. Э. Гидденс полагает, что полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек[4].
В обществах, где разрешена полигиния, большинство мужчин имеет только одну жену, поскольку правом иметь несколько жен в основном пользуются мужчины, имеющие высокий социальный статус и, соответственно, высокий материальный уровень жизни.
Полигиния распространена гораздо в большей степени, чем полиандрия. Ряд современных культур, например, в арабских странах, допускают и даже поощряют полигинию.
Структура семьи и семейные отношения.
Существует множество различных вариантов состава или структуры, семьи[5]:
· нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей;
· пополненная или расширенная семья - супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга;
· смешанная - семья, образовавшаяся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
· семья родителя-одиночки или семья с одним родителем является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому; что брак никогда и не был заключен.
Семьи могут подразделяться народительские и репродуктивные,к первому типу семьи относятся семьи, в которых человек рождается, ко второму – семьи, которые люди создают сами. Если вновь созданная семья живет с родителями жены, такую семью называют матрилокальной, а если с родителями мужа – патрилокальной. Неолокальное проживание означает, что новые семейные пары переезжают в жилище, удаленное от места проживания родителей.
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России еще и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальностьсемьи.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
· патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
· матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать,
· эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Жизненный цикл семьи.Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
Картер и М. Голдринг выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи[6]:
1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
2) семья молодоженов;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с подростками;
5) выход повзрослевших детей из семьи;
6) семья на поздней стадии развития.
Может, это убрать? Предыдущей классификации достаточно – они подобны.
Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:
– Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
– Брак– принятие супружеских социальных ролей.
– Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
– Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода, возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
– Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
– Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными (по классификации Картера и М.-Голдринга) являются третья стадия, когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
По мнению Д. Леви, существуют следующие типы изменений в семье[7]:
· «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
· «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
· изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);
· биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);
· изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т. д.);
· «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 290;