Палаты боярина Волкова.
В конце XVII века на Хомутовской улице были возведены несколько корпусов больших каменных палат дьяка Алексея Волкова.Палаты несут в себе черты построек “хоромного” типа, хотя в дальнейшем и были подвергнуты изменениям. Живописны как композиция плана, так и внешнее убранство палат. Декоративные украшения здания оригинальны и разнообразны.
Открытая лестница – распространённый прием в архитектуре того времени – ведет во второй нарядный парадный этаж дома. Здание оштукатурено и стены покрашены под цвет кирпича. Детали – побелены.
Пётр I пожаловал палаты князю Г. Юсупову, своему ближайшему сподвижнику и до 1917 года все здания и примыкающий к ним большой двор принадлежали роду Юсуповых.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова(1657г.)
Это комплекс каменных хором и храма, соединённых крытым переходом (рис.112). Объёмы, свободно сдвинутые относительно друг друга, ассиметрично расчленены пилястрами и по-разному сгруппированными окнами с богатыми наличниками ордерного происхождения. Широко использован кирпичный декор. Высокие крыши усиливают эффект живописности объемной композиции, близкой в общих чертах к деревянным постройкам. Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль.
Рис.112.
Каменные жилые дома строились не только в Москве, но и в других русских городах . Особенно характерными примерами каменного жилого строительства служат дом Лапина во Пскове, дома Серина и Шумилиной в Гороховце,
Посадский дом в Суздале (XVIII век.)
Это образец простейших типов жилых построек – однопалатный каменный дом. Он состоит из 2-х разновременных объёмов или клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двухскатными кровлями. Подклет более раннего объёма углублен в землю и имеет крытый вход с улицы. Несмотря на разное время создания, вся постройка проникнута единством замысла. Украшен дом наличниками с “бровками”.
В целях пожарной безопасности в 1688 году царский указ запретил постройку в Москве на палатах “деревянного хоромного строения”.
В середине XVII века монументальное культовое строительство охватило всю территорию России. Крупные торговые центры – Ростов, Архангельск, Углич и др., включившиеся в торговлю с восточными и западными государствами постепенно богатели и застраивались живописными ансамблями с красочными декоративными деталями. Одним из городов, в которых сложилась самобытная архитектура, стал важный торговый центр Поволжья – Ярославль. Здесь складывается своя, очень своеобразная, яркая и красочная
Ярославская школа.
Строительство многочисленных сооружений Ярославля велось на средства богатого купечества и посадских людей, корнями своими связанными с народным искусством.
Ярославские храмы просторнее московских. Они имели внутренние столбы и световые главки, в них преобладало пятиглавие, шатровые покрытия применялись только при покрытии приделов или колоколен. В этот период практически повсеместно исчезают шатровые формы покрытия храмов. Это было связано с реформой патриарха Никона, который хотел создать единое централизованное православие, желая усилить местное национальное влияние. Это частично касалось культовых ритуалов. Никон ополчился против светского начала в архитектуре и форм, восходящих к народному деревянному зодчеству, поэтому запретил применять шатровые покрытия храмов. Для строительства теперь требовалась “Храмозданная” грамота, указывающая о строительстве церквей “о единой, трех и пяти глав, а шатровой отнюдь не строити”.
Несмотря на выполнение указов Никона, в архитектуре Ярославской школы настолько ярко раскрывается жизнерадостность и народность русской архитектуры, что она быстро получает самое широкое распространение не только в Ярославле, но и за его приделами
Ярославские мастера, объединенные в артели, работали по всей стране, возводя церкви и хоромы с просторными светлыми галереями и широко раскинутыми крыльцами. Нарядное убранство фасадов соперничало с фресковыми росписями, сплошь покрывающими интерьеры.
Прекрасными памятниками архитектуры Ярославской школы являются: церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 – 1654 г.г.)
Церковь ( рис.113), несмотря на симметричный план имеет очень живописный силуэт, благодаря высоким щипцовым кровлям крылец, шатровым покрытиям приделов и пропорционально размещенным главам. Стены церкви украшены кирпичными наличниками и изразцовыми вставками. Поливные изразцы, – любимый декоративных прием ярославских зодчих, собраны здесь в сплошные цветные массивы.
Рис. 113. Рис.114
Рядом с летней церковью находится меньшая по размерам, но тоже пятиглавая зимняя церковь. Обе церкви и поставленная отдельно колокольня образуют типичный для Ярославля силуэтный ансамбль.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 334;