Тема 3.1 Теоретические и организационно-правовые основы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе
Основанием для назначениясудебно-психологической экспертизы в гражданском процессе является обоснованное сомнение судьи в способности лица (истца, ответчика) правильно отображать события и обстоятельства, имеющие значение для объективного расследования конкретного дела. Психологическое содержание формулы «правильно отображать события и обстоятельства» состоит в способности участника процесса правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, а также в полной мере осознавать фактическое содержание своих юридически значимых действий и осуществлять сознательное, волевое управление ими [67].
Специальное основаниедля назначения психологической экспертизы носит психологический характер, но в каждом конкретном деле существуют собственные обстоятельства, ориентируясь на которые суд определяет наличие такого основания.
Помимо оснований к назначению экспертизы, существуют конкретные для этого поводы, позволяющие определить наличие оснований. Поводом выступает информация об определенных обстоятельствах психологической природы, которые могут вызвать сомнение в способности конкретного лица в конкретной ситуации правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Поводы различаются применительно к различным видам психологических экспертиз и играют вспомогательную роль по сравнению с основаниями назначения экспертных исследований. Например, наличие сведений о возрасте, низком уровне психического (умственного) развития, не связанного с патологией психики, может служить поводом к назначению психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего субъекта процесса для определения его способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить в речевой форме информацию о них в суде.
Данные о характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) позволяют ставить вопрос о наличии специального основания к назначению психологической экспертизы на предмет определения способности к правильному отображению внутренней и внешней сторон обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поводами к назначению такого рода экспертизы могут выступать и данные об особых условиях восприятия (например, быстротечность события, наличие помех в его восприятии, трудности выделения события из общего фона восприятия).
Для назначения экспертизы как способа проверки доказательства (объяснений стороны, показаний свидетелей) поводом могут быть сведения о принципиальном несовпадении (неустранимых иными средствами противоречиях) исследуемых судом объяснений, показаний с другими доказательствами и материалами дела. В частности, психологическая экспертиза может быть назначена судом для определения способности свидетеля правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания
Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть сведения: о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект, совершая юридически значимые действия; об иных особенностях ситуации, а также о
психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности); о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы).
Потребность в психологической экспертизе с целью создания «Психологического портрета» личности вызывается, прежде всего, такой ситуацией, когда суд применяет оценочные нормы права, а оценка личности судом выступает в качестве существенного обстоятельства, подлежащего выяснению по делу. При этом оценки, даваемые психологом и судом, не подменяют и не перекрывают одна другую: психолог дает обобщенную интерпретацию установленных им данных о личности, оперируя при этом категориями и законами науки психологии (выявляя потребности, установки, мотивации, ведущий мотив и пр.), а суд, используя заключение эксперта как судебное доказательство, дает социально-юридическую оценку определенного субъекта гражданского процесса.
Таким образом, поводы индивидуализируют специальное основание для назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает рационально выбрать ее уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству [45].
Необходимость назначения СПЭ зависит от конкретной нормы права – психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен имеет самостоятельное значение. На основании данного критерия выделяются следующие группы гражданских дел, при рассмотрении которых возможна СПЭ [59]:
1. дела о признании недействительными сделок, совершенных гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими (ст. 177 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
2. дела по спорам о праве на воспитание детей и другим вопросам, связанным с личными семейными отношениями (ст.ст. 39, 78,77, 79, 80, 84, 85, 118, 137, 138 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);
3. дела о возмещении морального вреда (ст.ст. 152, 970 Гражданского кодекса Республики Беларусь) и др.
Компетенция эксперта - психолога при проведении экспертизы в гражданском процессе:
− установление степени понимания подэкспертным содержания заключенных им сделок и способности принимать осознанные решения по обязательствам этих сделок (с учетом того, что на понимание подэкспертным содержания заключенных им сделок и его способность принимать осознанные решения по обязательствам этих сделок могут оказывать влияние соматические заболевания, в некоторых случаях судом может быть назначена комплексная судебная медико- психологическая экспертиза);
− установление способностей свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них показания;
− выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности (дееспособность − способность лица своими действиями приобретать права и нести обязанности как в правомерных, так и неправомерных отношениях);
− установление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;
− определение возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей [67].
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве назначается мотивированным определением суда, в котором указываются основания проведения экспертизы, фамилия, собственное имя, отчество эксперта (экспертов) или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставленные в распоряжение эксперта, срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза и предоставлено заключение.
Проведение экспертизы юридическим лицом, не являющимся экспертным учреждением, не допускается. Если экспертиза проводится вне постоянного экспертного учреждения, суд выясняет
необходимые данные о специальности и компетентности лица, которому поручается производство экспертизы (ст. 221 ГПК РБ).
При проведении экспертного исследования должны строго соблюдаться права личности. Методы и приемы исследования не могут сопровождаться психическим и физическим принуждением. При этом должны быть соблюдены все процессуальные права участника гражданского процесса.
Подэкспертное лицо вправе заявить отвод назначенному эксперту и просить суд принять названную им кандидатуру эксперта, а также ходатайствовать перед судом об оглашении экспертного заключения в закрытом судебном заседании.
Обязательное назначение судебно-психологической экспертизы зависит от субъектов конкретного судебного процесса, а именно, если по определенным категориям гражданских дел сторонами или участниками являются несовершеннолетние лица, а также лица с сенсорными нарушениями (слепые, глухие, немые, слабовидящие, тугоухие).
ГПК допускает принудительное направление на судебно-психологическую экспертизу. В данном случае определенно ограничиваются права личности, и такое ограничение возможно лишь при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина и только в том случае, если лицо явно уклоняется от экспертизы. В законе подчеркивается, что принудительное направление на экспертизу — не правило, а исключение, которым суд может, но не обязан воспользоваться [45].
Этапы судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве сходны с СПЭ в уголовном процессе и включают в себя:
− ознакомление с объектом исследования путем предварительного изучения материалов
дела;
− осуществление экспериментального исследования с использованием научно
обоснованного психодиагностического инструментария (при строгом соблюдении прав личности и недопустимости психологического насилия);
− составление заключения, не выходя за пределы профессиональной компетентности эксперта (не затрагивая решения вопросов, касающихся правоприменительной деятельности и нравственно-психологической оценки личности подэкспертного).
− оглашение заключения на суде, допрос эксперта [67].
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого- психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена. Допускаемое законодательством по- лучение письменной консультации психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.
Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности [45].
Права и обязанности эксперта-психолога определяются законодательством Республики Беларусь и подобны правам и обязанностям эксперта-психолога, участвующего в уголовном судопроизводстве [67].
Эксперт-психолог не решает правовых вопросов. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом. Эксперт-психолог не дает и общей нравственно- психологической оценки личности — это прерогатива суда.
Результатом проведения психологической экспертизы является составление экспертом
заключения. Оно состоит из трех частей.
1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отчество испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопросы, поставленные перед экспертом.
2. Исследовательская часть. Указываются фабула дела, данные о динамике психического развития испытуемого, описываются ход и результаты экспериментально-психологического обследования, отражается ретроспективный психологический анализ.
3. Заключительная часть. Окончательно сформулированный .вывод эксперта, содержащий ответы на вопросы.
Заключение эксперта-психолога не имеет заранее установленной доказательственной силы. Суды вправе отклонить экспертное заключение, дав соответствующую мотивировку в своем постановлении. Объективно доказательственная сила экспертного заключения зависит от его содержания и фактической основы. Качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения [45].
При назначении судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы
• Находилось ли лицо при соответствующих обстоятельствах в состоянии физиологического (непатологического) аффекта? Если да, то как отразилось это состояние на спо- собности лица в этих условиях осознавать свое поведение и руководить им?
• Находилось ли лицо в другом эмоционально-конфликтном состоянии и как это состояние повлияло на его возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими?
• Для психологической характеристики несовершеннолетнего важно выяснить, не характеризуется ли он отставанием в психическом развитии, умственной непатологической отсталостью?
• Не характеризуется ли лицо какими-либо аномалиями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы? Если да, то как могли эти особенности его психики повлиять на осознание им своих действий и его способность руководить ими?
В отношении свидетелей перед экспертом-психологом могут быть поставлены такие вопросы.
• Могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств)?
• Обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается, какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации)? При нарушении чувствительности тех или иных органов у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости. При выяснении сущности межличностных конфликтов представляется возможным выявление эмоциональных особенностей личности, ее доминирующих установок, иерархии ведущих мотивов.
Для выявления психорегуляционных особенностей индивида при его взаимодействии с техникой могут быть поставлены следующие вопросы (по М.И. Еникееву).
• Находилось ли лицо в каком-либо конфликтном эмоциональном состоянии (стрессе, аффекте, фрустрации) во время интересующего суд события (указывается конкретное событие)?
• Как могло отразиться это состояние на его способности сознательно руководить своими действиями?
• Могло ли лицо действовать соответственно требованиям ситуации?
• Каковы особенности психомоторных реакций данного лица?
• Не превышают ли требования ситуации психофизиологические возможности данного лица? [27]
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 372;