История развития рисунка в первобытном обществе, на ранних этапах развития искусства
Начало обучения рисунку относится к глубокой древности. Четкими линиями на поверхности кости или камня первобытный художник наносил изображения различных предметов, животных и людей, с большей или меньшей степенью достоверности реалистического изображения. С точки зрения символизма, обобщенности и глубины раскрытия образа рисунки первобытных художников совершенны, отражая глубину постижения знаний о предмете или объекте изображения и, безусловно демонстрирует способность аналитического образа мышления.
В изображениях животных мы видим уже сформировавшееся умение рисовать, способность передавать линиями образ животного, умение проверить, внести поправки и уточнения в изображение.
Рука подчинилась мысли и явилась первым инструментом для передачи документальной информации об эпохе, нравах, интересах первобытного художника, а также окружающих его социальных отношений.
Постепенно люди накапливали опыт в работе и передавали его из поколения в поколение. Как передавал свое мастерство первобытный художник ученику, обучал ли он его, или тот перенимал приемы, непосредственно наблюдая за работой мастера, ответить трудно. Есть основания думать, что уже на низших ступенях развития человеческого общества обучение рисованию носило характер непосредственного, живого наблюдения. Когда художник рисовал силуэты птиц или животных, наиболее заинтересованные внимательно следили за его работой. Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение людей к искусству.
1. Мамонт из пещеры Комбарельс
2.Северный олень из Тайнгена
Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов ремесла, главным образом гончарного, упрощая и схематизируя рисунки. Однако этот схематизм был не отвлеченным плодом фантазии, а проявлением последовательного процесса упрощения формы.
Изменяется и метод обучения рисунку. Художник-ремесленник уже не удовлетворяется тем, что его ученик усваивает технику рисунка простым наблюдением. Он уже не может оставаться равнодушным к успехам своего ученика. Для него теперь стало важным, чтобы ученик, хорошо освоив дело, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела. Для этого мастеру приходится по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор в определенной последовательности. Постепенно стали вырабатываться приемы и методы обучения. Этому также способствовали установленные схематизм и условность изображения: художник придерживался определенных, канонизированных форм и правил, которым он и обучал своего преемника. Утилитарность назначения рисунка и соответствующие требования к изображению формируют канонизированные формы его развития и являются основной характеристикой рисунка древнейшего мира.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 956;