Методика «Структура интересов»
Инструкция: Проставить против каждой из нижеприведенных фраз цифры 1, 2, 3. 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас: 1 - совершенно неприемлемо, 2 — неинтересно, 3 — интересно, 4 — весьма интересно.
1. Классическая музыка как сопровождение к спортивным упражнениям.
2. Взаимосвязь спорта и политики.
3. Выбор частот и т.п. физические вопросы, связанные с беспроволочной передачей легкой музыки.
4. Соотношение относительной и абсолютной истин на примере изучении географии.
5. Животные и растения пяти континентов.
6. Удешевление производства товаров путем применения автоматики.
7. Обмен валюты во время заграничных поездок.
8. Произведения мировой литературы в кино.
9. Совместные каникулярные путешествия девочек и мальчиков.
10. Мотоспорт.
11. Нагрузка на мышцы и сердце танцоров.
12. Физиологические проблемы процессов творческого мышления у великих физиков.
13. Модная спортивная одежда спортсменов в различных видах спорта.
14. Изображение типов людей в кино.
15. Моральные проблемы в медицине и в других областях биологии.
16. Спортивная дружба между девочками и мальчиками.
17. Моделирование костюмов на киностудиях.
18. Особенности технических сооружении для добычи полезных ископаемых в горной местности и на равнине.
19. Тетради с записями модных песенок (шлягеров).
20. Влияние музыки на производительность труда.
21. Задачи моды в обществе.
22. Политические события в кино.
23. Цели и формы ведения психологической войны.
24. Физические проблемы передачи звука и световые эффекты в оперных спектаклях.
25. Одежда для концерта.
26. Средства обороны армий.
27. Отношения между мужем и женой, между родителями и детьми.
28. Развлекательная музыка из фильмов.
29. Формирование объективного мнения путем рецензий на фильмы.
30. Путешествие в горы и к озерам европейских стран.
31. Излучения в недрах Земли и в атмосфере.
32. Траектория полета прыгающего с трамплина лыжника и другие физические проблемы спорта.
33. Короткометражные фильмы об опытах, связанных с наукой об электричестве.
34. Связь темперамента и нервной системы.
35. Здоровье и одежда.
36. Поездки спортивных команд.
37. Кинорепортажи о работе на крупных предприятиях.
38. Темперамент и стиль танца.
39. Ответственность физика за применение его изобретений и открытий.
40. Кричащая и скромная одежда.
41. Спортивные фильмы.
42. Танцы как символ трудового процесса.
43. Рабочая спецодежда.
44. Книги о современном танце.
45. Технические аппараты для измерения силы воли и других психических свойств.
46. Кинофильмы о редких животных и растениях.
47. Изменения, происходящие в легких, сердце и других органах спортсмена.
48. Книги по географии.
49. Роль физики в познании мира.
50. Технические приборы для записи музыки.
51. Познаваемость процессов развития моды.
52. Случайность и закономерность спортивных рекордов.
53. Верность, прямолинейность, характер людей.
54. Правильность отражения жизни с помощью шлягеров.
55. Свобода печати.
56. Классическая балетная музыка.
57. Киногерои как образцы морали людей.
58. Способность к музыке и чувство ритма.
59. Танцевальная музыка.
60. Использование бактериологического оружия.
61. Результаты экспедиций как доказательство правильности гипотез.
62. Проблемы обучения с помощью автоматов.
63. Голоса животных в музыкальных произведениях.
64. Затраты на постановку оперы.
65. Демонстрация моделей одежды в сопровождении музыки.
66. Препятствия обмену туристами.
67. Техника передачи концертов.
68. Легкая музыка в поезде.
69. Формирование характера в спорте.
70. Суеверие и истина о происхождении жизни.
71. Преломление света и контраст цветов одежды.
72. Проблемы рычага в балете.
73. Политика как отражение законов общества.
74. Оперный словарь.
75. Танец как форма отражения.
76. Одежда в различных странах.
77. Обычаи и манера поведения на вечерах.
78. Модная одежда, изготовленная с помощью новых текстильных машин.
79. Электротехнические аппараты.
80. Практическая и со вкусом сделанная дорожная одежда.
81. Рассказы и романы о спорте.
82. Формирование характерных черт у людей разных профессий.
83. Полезные ископаемые, производство товаров и торговля в странах Европы.
84. Одежда для танцевального вечера.
85. Фильмы-балеты.
86. Легкая музыка и шлягеры.
87. Строение тела животных как образец для технических решений в области авиа- и судостроения,
88. Воздействие джазовой музыки на настроение.
89. Познаваемость духовной жизни человека.
90. Освободительная борьба народов.
91. Гастроли симфонических оркестров.
92. Доказательства закономерностей экономического развития.
93. Безнравственное использование технических изобретений на примерах из жизни.
94. Особенности темперамента разных народов.
95. Танцевальные элементы гимнастики.
96. Одежда и характер человека.
97. Фильмы о ландшафтах Европы.
98. Романы нравов.
99. Характер танца как отражение ситуации в политике общества.
100. Условия для использования атомной физики (мирного).
101. Типичные для отдельных местностей и народов виды спорта.
102. Влияние спортивных упражнений на повышение производительности труда.
103. Книги по анатомии человека.
104. Правила внутреннего распорядка и трудовая дисциплина на предприятиях.
105. Соотношение чувственного и рассудочного элементов привое-приятии музыкальных произведений.
106. Обычаи и нравы различных народов.
107. Методы содержания крупного рогатого скота и обработки почвы.
108. Влияние давления воздуха, шума и освещения на процесс труда.
109. Европейские, азиатские, африканские и латиноамериканские танцы.
110. Серия статей о процессе познания человека.
111. Оперы как отражение нравов эпохи.
112. Книги и журналы о торговле, транспорте и финансовой системе.
113. Формы и результаты экономической взаимопомощи.
114. Ежегодник по вопросам техники.
115. Отвлечение и разрядка во время путешествий.
116. Зависимость объективной истины от места и времени на примере учения о морали.
117. Книги о темпераментах, характерах и дарованиях людей.
118. Экспедиции для поиска редких животных и растений.
119. Возникновение электрического тока в мозге.
120. Легкая музыка различных стран.
121. Фильмы-оперы.
122. Поп-музыка как средство выражения интересов общества.
123. Спортивные упражнения в сопровождении музыки.
124. Проблемы аранжировки в эстрадной музыке.
125. Популярная литература об атомной физике.
126. Фильмы-путешествия.
127. Восприятие симфонической музыки людьми различного типа.
128. Описание путешествий.
129. Танцы на палубе плавучего дома отдыха.
130. Технические устройства для фиксации движений в процессе танца.
131. Фильмы-репортажи о новых технических изобретениях.
132. Оперная музыка Китая, Индии и европейских стран.
133. Запреты оперных спектаклей.
134. Журналы мод.
135. Учебные экскурсии в физические научно-исследовательские институты.
136. Самолеты и другие современные технические средства пассажирского сообщения.
Обработка результатов по ключу:
1. География: 4, 5, 18, 30, 31, 48, 76, 83, 90, 94, 97, 101, 106, 109, 120, 132.
2. Физика: 3, 12, 24, 31, 32, 33. 39, 49, 71, 72, 79, 100, 108, 119, 125, 135.
3. Биология: 5, 11, 15, 34, 35, 46, 47, 58, 60, 63, 70, 87, 103, 107, 117, 119.
4. Техника: 6, 10, 18, 26, 45, 50, 62, 67, 78, 79, 87, 93. 114, 130, 131, 136.
5. Политика: 2, 21, 22, 23, 26, 27, 55, 60; 66, 73, 90, 99, 100, 113, 122, 133.
6. Мораль: 9, 15, 16, 27, 39, 40, 53, 57, 77, 86, 93, 98, 104, 106, 111, 116.
7. Экономика: 6, 7, 20, 37, 42, 43, 64, 82, 83, 92, 102, 104, 107, 108, 112, 11З.
8. Философия: 4, 29, 49, 51, 52, 54, 61, 62, 70, 73, 75, 89, 92, 105, 110, 116.
9. Психология: 12, 14, 23. 34, 38, 45, 53, 69, 82, 88, 89, 94, 96, 115, 118, 127.
10. Литература: 8, 19, 44, 48, 55, 74, 81, 98, 103, 110, 112, 114, 118, 125, 128, 134.
11. Легкая музыка: 3, 19, 20, 28, 50, 54, 58, 59, 65, 68, 86, 88, 120, 122, 123, 124.
12. Классическая музыка: 1, 24, 25, 56, 63, 64, 67, 74, 91, 105, 111, 121, 124, 127, 132, 133.
13. Мода: 13, 17, 21, 25, 35, 40, 43, 51, 65, 71, 76, 78, 80, 84, 96, 134.
14. Хореография: 11, 38, 42, 44, 56, 59, 72, 75, 77, 84, 85, 95, 99, 109. 129, 130.
15. Искусство кино: 8, 14, 17, 22, 28, 29, 33, 37, 41, 46, 57, 85, 97, 121, 126, 131.
16. Путешествия: 7, 9, 30, 36, 61, 66, 68, 80, 91, 115, 117, 126, 128, 129, 135, 136.
17. Спорт: 1, 2, 10, 13, 16, 32, 36, 41, 47, 52, 69, 81, 95, 101, 102, 123.
Заключение раздела 2 по схеме 11
Из схемы 11 следует, что предпочтительными сферами для отдельного испытуемого являются сферы «Человек — Человек» и «Человек — Художественный образ», что и подтверждается, вне всяких сомнений как по материалам анкеты А. Е. Голомштока — ВНИИПТО, так и по материалам структуры интересов. Кроме того, профиль схемы 11 также обнаруживает принадлежность этого отдельного испытуемого к практико-мыслительному типу характера.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В этом приложении содержится всего три текста методик, имеющих необходимые комментарии к ним.
1. Текст методики «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, вариант А: «16 ФЛО-187, форма А», 1970 г.[‡‡‡‡‡‡] Этот текст является необходимым для более детального изучения личности, в особенности для лиц с более высоким уровнем образования и культуры, студентов и выпускников высших учебных заведений, взрослых с достаточным и разнообразным жизненным опытом. Интерпретация результатов опросника осуществляется по: стенам, переход к которым от «сырых» баллов производится по таблице нормирования, помещенной вслед за вопросами методики. Смысл количества стенов по отдельным факторам определен в тексте интерпретации «16 ФЛО-105, форма С». Поскольку к последнему опроснику приложена таблица нормирования, позволяющая перейти от стенов на шкалу 20—80, то как по количеству стенов, так и по количеству баллов этой шкалы возможно идентифицировать тип характера, а, следовательно, и типы темперамента и мотивации испытуемых, — разумеется, в предварительном плане специального исследования этих типов.
2. Текст методики Э. Вагнера и соавторов «Тест руки», опубликованный в 1962 г. и предназначенный для прогноза открытого агрессивного поведения. В 1978 г. Э. Вагнер на основании результатов применения этого теста сделал вывод о его высокой надежности, вот почему было бы полезно накопить определенный опыт применения теста руки в отечественной практической психологии. По нашему опыту, на основании которого в интерпретацию методики введен коэффициент агрессивности-зависимости, методика может быть использована как одна из наиболее простых и информативных для диагностики нарушений поведения, особенно в семейной консультации родителей одновременно с детьми.
3. Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. модифицированной в НИИ им. В. М. Бехтерева. Публикации этого текста весьма распространены, но обычно либо вовсе не содержат стимульного материала, либо имеют этот материал лишь в одном его варианте. Здесь помещается стимульный материал в двух наборах — для взрослых и для детей. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых: у практических психологов не должно сложиться мнение об абсолютном превосходстве количественного или качественного (аналитического и психотерапевтического) подходов. Публикацией проектных тестов мы уравновешиваем в данной работе оба подхода, как это и требуется в практике.
Теория фрустрации С. Розенцвейга, разумеется, не свободна, как и многие научные теории вообще, от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста. Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально-опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья детей и взрослых.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 362;