ЛЕКЦИЯ 2. ПЕРВЫБОТНЫЕ КОРНИ МИРОВЫХ КУЛЬТУР
1. Истоки человеческой культуры. Культурогенез.
2. Культура первобытного общества.
1. Проблема культурогенеза (происхождение, возникновение; процесс образования, становления и развития культуры как социального явления) - наиболее значима для определения места, роли и значения культуры в жизни социума и конкретного человека. Неизбежно перед исследователями встает вопрос о том, когда возникла культура как социальное явление и какое место она играла в жизни первых людей. Наиболее значимым и определяющим является характер происхождения культуры, причина или комплекс причин, способствовавших выделению культуры на определенном этапе человеческого развития. В связи с этим проблема культурогенеза неразрывно связана с другой не менее значимой теорией - антропогенезом(раздел антропологии - науки о происхождение, становление и развитие человека), так как культура - явление социальное, значит, и возникнуть она без человека, его деятельности не могла. Задаваясь проблемой культурогенеза, ученые, еще в XIX в. пытались определить, на каком этапе антропогенеза зарождается культура. Проблема антропогенеза включает в себя такие вопросы, как определение основных стадий развития человеческого общества, время появления первых людей, движущие силы антропогенеза, развитие мышления и речи, выявление прародины человечества и т.д. Эти вопросы решаются на основании данных многих наук – палеоантропологии, морфологии, приматологии, геологии, археологии, этнографии, лингвистики и др.
Люди на протяжении многих лет задумывались над вопросом о происхождении человека. Первой по времени возникновения, была божественная теория происхождения человека. Бог, создавший человека, был высшим творцом всего мироздания. В результате, возникшая культура есть проявление божественного в каждом человеке, духовное начало в первую очередь ассоциировалось с Богом и религиозной верой.
Впервые проблема антропогенеза как научная проблема была поставлена еще в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем. Исходя из его классификации, ставшей на долгое время единственно общепризнанной и принятой, современный человек образует вид Sapiens род Homo, который относится к семейству гоминидов, отряда приматов.
В XIX в., благодаря Чарльзу Дарвину, возникает теория животного происхождения человека, которая во многом была подтверждена археологическими раскопками и многочисленными находками ископаемых останков древнейших предков человека. Но она вызвала в свое время шквал эмоций и возмущений, заставив наиболее несогласных ученых ее выступить в качестве оппонентов. В XIX в. появляется так же трудовая теория Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они рассматривали человека и создаваемую им культуру как результат социального развития. Человек разумный, согласно теории, развивается в трудовой и общественной деятельности, что позволяет выделять себя из окружающего мира.
На сегодняшний день существует масса других теорий, среди которых - теория космического происхождения человека. Ее автор, американский ученый – антрополог XX в. Маргарет Мид, считал, что человек рожден в космосе на планете далекой звездной системы, поэтому «космическое чувство» стало определяющим для человека. Предком человека явилось космическое существо. Подобный подход и стремление человечества найти внеземные цивилизации свидетельствуют об определенном единстве человека с космосом, восприятии себя частью Вселенной. Современные ученые развили идею Мида, говоря о великом космическом эксперименте, который происходит на планете Земля.
В XX в., рассматривая теорию происхождения культуры, ученые связывают ее с игровой деятельностью. Такой подход характерен для одного из направлений философии. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка. Еще в большей степени развил эту теорию голландский историк культуры Й. Хейзинга. В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) он к понятию игра свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. В доисторическую эпоху, по его мнению, игровой элемент был наиболее ярко выражен. По мере отдаления от своего архетипа, от своих истоков, культура утрачивает игровое начало.
Большинство современных исследователей выделяет три стадии антропогенеза: 1 - антропоидные предки человека, 2 – древнейшие и древние люди, 3 – люди современного строения. Последняя стадия антропогенеза совпадает с периодом позднего палеолита (древнейший период каменного века, где доминирует приемыскалывания и обивки камня) и исчисляется несколькими десятками тысяч лет. Сложность выяснения проблем антропогенеза, а вместе с ним и культурогенеза заключается в том, что это период во многом лишен определенной индивидуальности, письменных свидетельств, наличия биографий, конкретных образов и т.д.
Палеолит в процессе культуро-и антропогенезе занимает особое место, так как с возникновением современного вида человека в период позднего палеолита появляется и культура. Одно из первых значений палеолита заключается в том, что на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция прачеловека и появляется Homo Sapiens. Второе значение палеолита связано с увеличением разнообразия каменных орудий труда: наконечники, рубила, скребло, вкладыши, бумеранги, каменные иглы и т.д. Третье значение палеолита играло ведущую роль в процессе социализации и формирования первых обществ – возникновение экзогамии (характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы – рода), как основы первобытной общины и перехода к моногамии(форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве одногомужчины с одной женщиной).Этот процесс способствовал формированию рычагов общественной регуляции брака и появлению рода и семьи. Но все эти изменения происходили на протяжении нескольких тысяч лет, прежде чем человечество начало приобретать характерные для него черты социума. Период перехода от биологически - эволюционного этапа развития человечества к историческому в науке был названпалеолитической революцией. В период палеолита происходит выделение современного человека, формирование его самоорганизации, появлению общины и определенных интегрирующих связей, которые уже можно рассматривать как начало культуры.
Таким образом, мы можем говорить о возникновении материальной культуры, так как человеку в первую очередь приходилось заботиться о выживании, которому способствовало совершенствование орудий труда. Первые идеи, возникавшие в сознании человека, были связанны именно с проблемой выживания, и только впоследствии формируется абстрактное мышление. Зачатки рациональных знаний, развитие речи, овладение огнем, возникновение скотоводства и культурного земледелия, с которым было связанно создание орудий труда и изобретение колеса – все это было достигнуто еще в доисторическую эпоху и служит людям и сегодня.
Особенностью материальной культуры первобытного общества явилось, прежде всего, влияние человека на ее развитие. Образно говоря, человек влиял на мир предметной культуры, а не она на него. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями, в центре этого круга стоял человек – их создатель.
Коллективный характер труда способствовал возникновению речи и мышления; усложнение техники обработки камня - развитию мелкой маторики рук, что нашло отражение в усложнении строения головного мозга и возникновению уже абстрактного мышления. Основой речи послужили звуковые сигналы обезьян – предшественников людей. Но если у обезьян сигнал представлял собой состояние животного, то звуки первых людей, постепенно оформившиеся в речь, стали обозначать конкретные предметы, а потом и отвлеченные, абстрактные понятия.
Этот период характеризируется так же процессом трансформации первобытного стада в родовую общину, которая стала более высокой ступенью организации социума. Благодаря успешной охоте и относительной оседлости жилища в эпоху палеолита стали не только защитой от неблагоприятных внешних условий, но хозяйственной базой, местом хранения продуктов. Переработкой продуктов охоты занимались женщины. На них были возложены основные функции по ведению хозяйства: уход за жилищем, очагом, детьми, хранение продуктов и т.д. Женщина составляла ядро первобытного социума и являлась хозяйкой в общих жилищах. Именно поэтому первобытная родовая община первоначально была матриархальной, где родство передавалось по материнской линии, а мужчины при заключении брака переходили в род жены.
Специфическим и важным признаком рода считается экзогамия, которая и определяет проблему происхождения рода. Одни ученые причину появления экзогамии видели в вынужденных поисках жен на стороне из-за убийства бесполезных в межгрупповых столкновениях девочек (Мак-Леннан), другие – во взаимном отвращении к половому общению между постоянно живущими вместе людьми (Дарвин), третьи – в половом общении более подвижных мужчин-охотников с женщинами других стад (Б.Ф. Поршнев), четвертые - в боязни человеческой крови и в особенности крови членов своей группы (Э. Дюркгейм), пятые – в стремлении избежать вредных последствий кровосмешения (Морган). Ни одна из выдвигаемых причин до конца не объясняет происхождение экзогамии. Но какова бы ни была причина установления экзогамии, она способствовала формированию рода и установлению организации общины, как зародыша новой этносоциальной общности людей, основанной на единых этнических и общественных признаках– племени. Для него становятся характерными такие признаки как территориальная, экономическая,идеологическая общность; родственные связи; эндогамность; самоназвание, наличие диалекта, аппарата управления и единой военной организации.
Переход к родовой общине означал иной уровень жизни, в основе которой лежат не природные, а социальные принципы, созданные самими человеком. Поэтому многие исследователи выделяют переход к родовой общине как начало культуры, ее зарождение. Для данного этапа культуры характерным является поклонение женщине как хранительнице домашнего крова и очага, ассоциирование ее с культом плодородия. Отношение к жизни понимается уже не как биологическая, а как культурная данность: утверждение жизни и ее продолжение. Подобный подход привел к тому, что в последующие столетия и тысячелетия мыслители разных исторических эпох рассматривали культуру того или иного общества с позиции отношения к женщине в самом обществе.
Таким образом, мы можем подвести итог проблеме антропогенеза и культурогенеза, выделив факторы, которые повлияли на эти процессы:
Возникновению Homo Sapiens способствовал естественный отбор, способствовавший развитию прямохождения. Преобладающую роль начинала играть женщина, которая отбирала необходимую мужскую особь, непроизвольно способствуя усложнению генотипа и отбору лучших наследственных качеств.
Особую роль в антропогенезе сыграла рука человека, которая развивалась благодаря активной трудовой деятельности. Современные ученые уже в XX в. установили прямую связь между развитием мозга человека, его умственных способностей и возможностью руки осуществлять мелкие функциональные действия. «Труд создал человека», став основой целесообразной и целенаправленной деятельности человека, которая началась с создания примитивных орудий труда из камня, кости и дерева.
С трудовой теорией связан и следующий фактор, повлиявший на развитие антропогенеза. Это формирование сознания у первых людей и речи, ставшей средством общения в ранних формах социума.
С развитием праобщины и выделением особой роли женщины, утверждением экзогамии можно говорить о начале культуры в широком смысле слова и в первую очередь - культуре быта и отношений. Именно они и повлияли во многом на зарождение искусства в первобытном обществе.
2 Культура представляет собой достижения человечества в производственном, общественном и умственном отношении. В первую очередь человек на раннем этапе культурогенеза накапливал практические знания, связанные с развитием материальной культуры. Эти знания накапливались в результате наблюдений за окружающей природой в процессе трудовой деятельности. Выявить уровень знаний и развитие материальной культуры на этом этапе нам позволяют такие науки как археология и этнология. Люди в первобытном обществе уже были знакомы со счетом, был развит элементарный календарь, хорошо известны географические, топографические, астрономические познания. Они умели чертить рельефные карты племенной и даже соседней территории на песке, дереве, коре, коже, ориентироваться в открытой местности, на воде, по звездам. Первобытный человек знал свойства многих минералов. О зачатках знаний в области ботаники, зоологии говорят развитие охоты, приручение животных, собирательство съедобных растений, плодов.
Подобные знания не могли не способствовать поиску лекарственных растений и зарождению медицины. Первобытный человек мог пользоваться лекарствами не только растительного, но и животного и минерального происхождения. Медицина была настолько высоко развита, что уже в период мезолита были известны операции по ампутации конечностей, существовали методики лечения переломов, нарывов, ран и т.д. Особенностью этих знаний был их практический опыт. Первобытные люди умели лечить, но они не знали причины происхождения тех или иных заболеваний, не были знакомы со строением и деятельностью человеческого организма. Во многом их медицинская практика была тесно связана с развитием магии и колдовства.
Арифметика, как и другие знания, так же находилась в зачаточном состоянии. Наиболее распространенным был счет до трех, но иногда считали и до пяти: 2+2=5. Цифра «5» у многих народов обозначает «рука» (римская V напоминает упрощенное изображение кисти руки, а в русском названии «пять» созвучно слову «запястье»). Очень быстро в первобытном обществе развивается фольклор. К фольклору относят мифы, легенды, сказки, песни эпос, загадки, пословицы, которые передавались устно из поколения в поколение. Войны способствовали возникновению героического эпоса, повествующего о знаменитых битвах и сражениях, о подвигах и героях.
Первобытность не знала письменность в ее современном понимании. Первобытные люди создали пиктографию (первая форма записи рисунка на коре,бересте, коже, кости, камне).Пиктографическое изображения, состоящие из отдельных рисунков или связной композиции, содержит просьбу, хронику событий, рассказ о чем-либо, любовное сообщение и т.д.
Магия и древние верования как ранние формы религии.
Параллельно с практическими знаниями развивались и иррациональные, давшие начало первым религиозным верованиям и магии как проявлению ритуальных действий. Члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды, ощущали свою тесную связь с ней и сопричастность, мыслили себя как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Люди, считая себя тождественными природе, переносили свои качества и свойства рода на природу. Это способствовало развитию представлениями, и затем и ярко выраженными религиозным воззрениям.
Происхождение религии, как и происхождение человека, так же рассматривается на уровне гипотез и изучается благодаря сохранившимся ранним формам религии по африканским племенам в конце XIX – XX вв. знаменитым английским ученым антропологом и этнографом Э. Тайлором.
Ко времени появления религии человечество накопило определенные знания, но многого еще не могло понять. Вместе с тем люди достигли такой ступени интеллектуального развития, когда появилась потребность объяснить все, с чем им приходилось сталкиваться, в том числе и то, что им было непонятно и заставляло ощущать свое бессилие. Не зная действительных причин явлений природы, различных сторон жизни, человек начал давать им фантастические объяснения, порождая тем самым несуществующий мир сверхъестественных сил. Таким образом, религиозное мировоззрение зарождается как результат познания окружающей действительности, с развитием абстрактного мышления.
О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям людей. Науке известно около двадцати ранних неандертальских погребений. Располагались они в пещерах, служивших жильем целой группе людей. Умершие люди помещались в неглубокие, нечетко очерченные ямы в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящих на боку. Сверху труп засыпался землей и камнями. В погребение клали либо предметы домашней утвари, либо охоты (горшки с зерном, украшения, копья, щиты, наконечники, останки животных и т. д.). Эти находки свидетельствовали о появлении зачатков религиозных представлений, в первую очередь магии, заупокойного и солнечного культов.
Но наиболее неоспоримые сведения о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту. Одной из форм первобытной религии был тотемизм -вера в кровнородственную связь групп людей с каким-либо видом животных, рыб, растений.Тотемизм возник на охотничье-собирательной стадии хозяйственного развития, в период зарождения родового строя. Основным занятием людей была охота, поэтому общины чаще всего носят имена животных. В основе выбора тотемного животного лежали такие причины, как обилие того или иного зверя в местности. Тотем считался «отцом» рода, старшим братом, который во всем помогал его членам. Члены рода верили в то, что тотем может воплотиться в новорожденных (инкарнация) и что, воздействуя на него при помощи магических действий, можно добиться изобилия растений и животных на территории рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема, только во время обрядовых церемоний. Так стали возникать табу -религиозный запрет на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил, развившиеся в религиозную систему запретов, сохранившуюся до наших дней в современных религиях. Но кроме сакрального (религиозного) смысла табу еще носило и социальный характер, так как регламентировало хозяйственную, социальную и культурную жизнь общины. Табу - форма, в которую облекался долг. Тотемные группы заботились о размножении животных - тотемов, прибегая к запретам массового истребления. В их честь устраивались празднества, на которых люди подражали тотему, переодеваясь в шкуру тотемного животного.
В последствии зооморфные (т.е. в образе зверя) прародители рода были вытеснены антропоморфными (духи умерших прародителей рода). В период материнской родовой общины развился культ женщины-прародительницы, сохранившейся в позднематриархальных обществах. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей (семейных, родовых).
Наряду с тотемизмом в первобытном обществе имелась и другая форма религиозных верований - анимизм - вера в сверхъестественные существа в виде заключенных в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов, термин, выведенный английский ученым Э.Тейлором. Ученый считал анимистические верования «минимум религии». В основе этой теории лежит представление о том, что изначально всякая религия произошла от веры в «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. В качестве неопровержимых доказательств Тейлор приводил факты, собранные им в различных экспедициях (сновидения, галлюцинации, летаргический сон и их объяснения дикарей Малайзии, Новой Гвинеи, индейцев Северной Америки и т.д.). Зародышевый анимизм не знал особого представления о душе, отделяющейся от тела и самостоятельно существующей. Душа ассоциировалась с дыханием и была воплощением жизни. С прекращением дыхания, т.е. уходом души, прекращалась жизнь физическая духовная. Впоследствии развилось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физической жизни. Душа же продолжала свое существование независимо от бренного тела. Так стала зарождаться вера в загробную жизнь. Об том говорят находимые в погребениях орудия труда, оружие, украшения, остатки пищи, необходимые, по представлениям первобытных людей, умершему в загробном мире. Души превращаются в бесплотных духов.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Появление анимизма стало значительным шагом в духовном развитии человечества. Анимистические представления сыграли большую роль в познании человеком себя как «части мира», но эти же представления позже стали основой для их превращения в религиозные догмы о бессмертии души, о «потустороннем мире».
В результате развития анимистических представлений для тел умерших стали создаваться специальные вместилища – фетиши -неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. Понятие фетишизм -вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов- как форму первобытной религии ввел в научную литературу в XVIII в. французский ученый Ш. де Бросс. Э. Тейлор считал фетишизм учением о духах, воплощенных в каких-либо предметах, в отличие от анимизма как учение о духах вообще.
Так или иначе, все религиозные верования в первобытном обществе были связаны с магическими действами - верой в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал, что с помощью магических приемов (слов, танца, пения) можно вызвать дождь, обеспечит успех в охоте, помочь больным людям. Все исследователи первобытной культуры признают, что палеолитические изображения – проявления ритуала и магии. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Магические действия постепенно начинают восприниматься как единственная реальность, связанная с совершением действа. «Переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом ….» (О. Фрейденберг).
И так, магические действия применялись в различных целях. Кроме охотничьей магии были распространены охранительная магия, лечебная, «вредоносная» и др. Каждая их этих категорий магии имела свои материальные корни, связанные с конкретными условиями жизни. Древнейшие магические действия носили коллективный характер и воспроизводили производственный процесс. В дальнейшем они были монополизированы шаманами, колдунами, знахарями и приобрели более утонченные средства воздействия на сверхъественный мир.
Обращаясь к духам, человек пытался с помощью слова заставить их оказывать ему помощь. Обращение к духам называют заклинанием, из которых позже родилась молитва – просьба к богу.
В дальнейшем с развитием земледелия и скотоводства зародились культы природы, страх перед которой вызывал желание как-то умилостивить ее. Люди стали поклоняться солнцу, воде, огню, стихии, выполняя определенные ритуальные, магические действия. С развитием социальной структуры общины возникает культ вождя, который, сливаясь с различными культами сил природы, превратились в культы богов. Так возник политеизм - многобожие – религия, основанная на вере во множество богов.
Первобытные формы религии заключают в себе не только фантастические представления, но и культовую практику (совершение религиозных представлений), которая не составляла тайны и была доступна всем. С усложнением культа важнейшие священнодействия совершались старейшинами родов, а период распада родового строя появились жрецы, монополизировавшие культовую практику, положительные знания, толкование обычаев, судопроизводство.
Искусство первобытного общества.
Характерная черта первобытного искусства - это однородность его форм (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения) независимо от местонахождения. Характерная особенность искусства на раннем этапе развития – синкретизм (слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретизм проявляется в том, что искусство, религия, игры – все это было соединено в единый процесс. Обряд, песня, танец, ритуал были неразрывны и имели смысл только в едином пространстве. Все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия. Соединяясь с устными изобразительным творчеством, танцы превращались в драматические представления, в которых люди были и исполнителями и зрителями. Такие исполнения укрепляли коллективистское начало рода. Все действия были ни чем иным как ритуалом и составной частью магии. Постепенно из этой синкретичной культуры выделяются собственно виды искусства как самостоятельные ветви культуры – искусство, архитектура, драматическое действие.
Главным объектом творчества первобытных людей были звери, которые представляли наибольшую ценность для родовой общины и являлись объектами охоты. В пещерах Альтамира (в Испании), Ла Мадлен, Ла Мут и Ориньяк (Франция), Нио (Лиссабон) найдены изображения животных (бизонов, оленей, лошадей, мамонтов). Среди звериных образов особое место занимает мамонт – одно из главных животных ледниковой эпохи. Изображения мамонта встречаются на стенах пещер, на поверхности кости или камня в виде небольших скульптур, вырезанных из бивня мамонта или мягкого камня. В пещере Ле-Комбатель (Франция) обнаружены изображения первобытного человека.
В период позднего палеолита широко распространяются изображения женских фигурок из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами и ярко выделенными половыми признаками – так называемые «венеры». Статуэтки женщин были высечены из мягких пород камня или вырезаны из костей мамонта. Женщин, как правило, зрелых, изображали обнаженными. Эти женские изображения были связаны с развитием культа плодородия и матери-прародительницы, некоторые ученые считают, что в этих статуэтках проявился культ хозяек очага. Очевидно, их появление связано с установлением материнской родовой общины, с особой ролью женщин в домашнем быту, в продолжение рода, а так же с зарождением культа матери. Палеолитическая живопись, графика, скульптура исполнены в реалистическом стиле. Однако в круглой скульптуре условно изображены руки, отсутствует лицо, а живопись и графика в основном контурные.
Подводя итоги, необходимо сказать, что первобытная культура долгое время воспринималась как низшая ступень культурного уровня, и даже как «не культура» (особенно это было развито в античную эпоху). И слово «первобытный» употреблялось в значении неразвитый, отсталый, дикий и т.д. Но нельзя забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация, как высший, исторический уровень развития культуры, стала возможной только потому, что радом с ней происходил процесс распада и разрушения первобытной культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое культорогенез .
2. Теории происхождения первобытного человека.
3. Зачатки первобытного знания.
4. Формирования первобытных религиозных верований.
5. Искусство первобытного общества.
Список литературы.
Основная.
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.
2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.
3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.
Дополнительная
1. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тейлор - М.: Политиздат, 1989. – 573 с.
2. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д. Фрэзер - М.: Политиздат,1980. – 831 с.
3. Культурология. учеб. / под ред. Г.В. Драча. – Р-н-Д.: Феникс, 2008. – 570 с.
4. Культурология: Учебник для студентов вузов / А.Л. Золкин, [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 498 с.
5. Казанцева, С.А. Культурология. Учебное пособие. Изд 2-е. / С.А. Казанцева - М.: Экзамен. 2007. – 192 с.
6. Кравченко, А.И. Культурология. Уч. пособ. для вузов Изд. 8-е / А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2009. – 496 с.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 992;