Искусство Древнего Египта.
Особое влияние религия и заупокойный культ оказали на развитие архитектуры и изобразительного искусства Египта. Важнейшей чертой древнеегипетского искусства было возведение пирамид, мастаб (гробница трапециевидной формы, сооружавшаяся для знатного вельможи) и скальных гробниц. Постройки светского характера почти не сохранились. В период Древнего Царства начинают активно возводить пирамиды. Самая знаменитая из них - пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.) в Саккаре, которую называют «матерью египетских пирамид». Она являлась центром погребального ансамбля. В конструкции пирамиды отражены три основных принципа строительства подобных сооружений: огромные размеры, пирамидальная форма и использование камня как строительного материала. Эти принципы были активно использованы для возведения пирамид фараонов IV династии (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и др.). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Наиболее грандиозной из всех была пирамида Хеопса – самое большое каменное здание древнего мира (высота – 146 метров, использовалось более 2 300 000 каменных блоков, весом от 2,5 до 30 тонн). Внутри пирамиды были лишь проходы и коридоры, которые вели к погребальной камере. К восточной стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом с меньшим по размерам нижним пирамидным храмом, служившим своеобразным преддверием погребального царского ансамбля. В архитектурный ансамбль входит и статуя Большого Сфинкса (высота - 20 метров, длина – 57), охраняющий вход в город мертвых.
Наряду с пирамидами в Древнем Царстве строились и иные святилища – солнечные храмы. Они так же были каменными и строились на искусственных возвышениях. Объектом культа в таком храме был огромный обелиск с покрытой позолоченной медью верхушкой. Обелиск стоял посреди огромного двора, вдоль стан которого находились молельни.
Дошедшие до нас скульптуры Древнего Царства имели так же культовое назначение: это были либо заупокойные статуи царей и знати, либо изображения фараонов, служившие объектов особых ритуалов, или фигурки слуг, с магическими целями помещавшиеся в гробницы для обслуживания умершего в загробном мире. Различное направление скульптур определяло и различные трактовки. Но в то же время все скульптуры выполнялись по определенному канону (совокупность художественных правил или приемов, обязательных для исполнения), продиктованному их культовым назначением.Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ. Поэтому они помещались в поминальные храмы и гробницы. Непременным условием было наличие, при всей условности и обобщенности образа, портретного сходства с умершим. Статуи фараонов были символом вечности и совершенства, для них было характерным выражение спокойствия и величия. В статуях древние скульпторы достигали этого впечатления за счет четкой симметрии, равновесия величественных и застывших поз, однообразия жестов, бесстрастности лиц.
Статуи изображались в определенных позах: идущими с чуть выдвинутой вперед ногой и опущенными вниз руками; спокойно сидящими на троне с руками, лежащими на коленях или скрещенными на груди; усопшими – в облике бога Осириса и атрибутами царской власти (жезл и плеть, клафт – полосатый платок, спускающийся на плечи, урий – символ священной кобры, хранительницы царской власти и т.д.). Однообразна была и окраска статуй: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин и желтые у женщин, для деталей употреблялись краски других цветов и оттенков. От статуй царей и вельмож резко отличны статуэтки слуг и рабов, которые в меньшей степени были подвержены канону и поэтому более разнообразные и выразительные по своему художественному выполнению (статуэтки писцов, пекарей, музыкантов и т.д.).
Большое место в искусстве древнего Египта принадлежит стенной росписи и цветному рельефу. Здесь использовался прием плоскостного изображения фигуры, что придавало черты условности. Но в то же время этот прием был продиктован стремлением передать изображение фигуры с разных сторон. Тематика рельефов царских храмов определялась их назначением – прославить погребенного в пирамиде владыку как сына бога и могучего царя и воспроизвести все, что могло обеспечить его загробную жизнь. В рельефах и рисунке изображались фараоны среди богов, затем сцены побед и привода пленных, сцены охоты и приношения жертвенных даров, заупокойные обряды. Фараоны и боги изображались гораздо выше остальных фигур, с целью подчеркнуть их равенство и возвышение фараона над обществом. Композиции располагались, как правило, поясами, занимая иногда всю высоту стены.
В период Среднего Царства изменяется политическая обстановка в Египте и происходит возвышение отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету множества художественных школ, прославлявших местных правителей. Новое объединение государства, происходившее под властью Фив и фараонов XI династии, поставили перед искусством новые задачи. Необходимо было утвердить культ новой династии. С этой целью возобновляется строительство пирамид. Мастера используют уже не цельные камни, а кирпич. Несколько меняется и принцип построения пирамид, что делает их менее прочными, хотя внешне они по-прежнему похожи на пирамиды Древнего Царства (заупокойный храм Ментухотепа). Появляется новый тип гробниц – скальные. Входы таких гробниц оформлялись в виде портиков, гробница более углубленная, залы приобретают большие размеры.
Изменяется и отношение к статуям фараонов. Царям XII династии начинают ставить статуи и в храмах, посвященных различным божествам. Это делало статуи доступным для обозрения многих людей. А перед скульпторами встала задача более реалистической передачи портрета (изображения Сенусерта III и Аменемхета III), при сохранении канонов в решении художественных задач. Еще более реалистическое направление прослеживается в скульптурных изображениях слуг и росписях гробниц.
Особое развитие в это время получает ювелирное искусство и художественное ремесло. Интересны изделия из стекла: посох Аменемхета III из разноцветных стеклянных палочек, сочетание которых в поперечном разрезе дает имя фараона. Большой тонкостью работы отличаются диадемы, сделанные из золота в виде венков или сложных повязок, драгоценными камнями отделывают предметы домашней утвари и быта фараонов.
Фараоны XVIII династии периода Нового Царства возводят культ бога Амона-Ра в ранг официальных и по их приказу строят храмы в его честь. Для этого искусства становится характерным пышность и декоративная изысканность, при усиливающейся реалистической тенденции в изобразительном творчестве. Главным архитектурным памятником стали храмы, посвященные Амон-Ра (Карнак и Луксор), став характерными для того времени архитектурными постройками. Территория такого храма представляла собой вытянутый прямоугольник, обнесенный стеной. От Нила к храму вела дорога со статуями сфинксов по сторонам. Фасад имел вид пилона (сооружения в виде усеченной пирамиды, воздвигавшиеся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа), перед которым стояли обелиски и статуи фараона. Позади пилона был открытый двор с портиками и здание самого храма. Карнак был в течение ряда веков главным официальным святилищем государства. Характерна была роль колонн и скульптур в храмовых комплексах Карнака и Луксора (заупокойный храм царицы Хатшепсут)
Принципиально новый стиль в искусстве возник в период правления Аменхотепа IV, проведшего религиозную реформу и взявшего себе имя тронное имя Эхнатона, проникнутое полным отказом от традиционного понимания образа фараона. В росписях и рельефах храма Атона в Луксоре царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными особенностями этого больного человека. Фараон не желал быть похожим на изображения прежних богов. В этом, а так же в переносе столицы, новом тронном имени, запрещении старых культов проявилась борьба фараона со жречеством. За небольшой период правления Эхнатона была построена новая столица Ахетатон с большим количеством дворцов и храмов, для которых требовалось много статуй, рельефов и росписей. Самые знаменитые скульптурные изображения того времени – портреты Эхнатона и его жены царицы Нефертити – лишены утрирования индивидуальных черт, как это представлено в рельефах храма Атона в Фивах. Портреты из Ахетатона наполнены жизненной красотой, в них нет ничего лишнего и в то же время они сугубо индивидуальны. В рельефах, изображающих семью фараона, особое внимание уделялось передачи человеческих чувств.
В период Позднего Царства резко меняется положение Египта, сто приводит к отказу от строительства больших пирамид. Гробницы царей становятся простыми склепами, устраивавшимися в городе, около храма. В упадок приходят и некрополи. Негде стало писать ритуальные сцены, и живописцы переносят их на стены саркофагов. В противовес архитектуре и живописи, период расцвета переживает ювелирное ремесло, о чем свидетельствуют разнообразные памятники – изделия из драгоценных камней, кости, изготовление ювелирных украшений и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите характерные особенности восточного типа культуры.
2. Влияние «заупокойного культа» на развитие культурных традиций.
3. Зарождение научных знаний у древних египтян.
4. Монументальная архитектура ( пирамиды, храмы) в Древнем Египте.
5. Влияние реформ Аменхотепа IV Эхнатона на искусство в период Нового царства.
Список литературы
Основная
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.
2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.
4. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.
Дополнительная
- Кравченко, А.И. Культурология. Уч. пособ. для вузов Изд. 8-е / А.И. Кравченко - М.: Академический проект, 2009. – 496 с.
- Кравченко, А.И. Хрестоматия по культурологии / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2008. – 384 с.
- Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией Г.В. Драча. - Р-н-Д: «Феникс», 2009.- 570 с.
- Мировая художественная культура. От зарождения до ХУП века (Очерки истории) / Е.П. Львова, [и др.]. – М., С.-Пб.: Питер, 2008. – 416 с.
- Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М,
- Энциклопедический словарь. Культурология 20 век. М.: «Аграф», 2001. – 608 с.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 999;