Периодизация культуры Древнего Рима
Культураэтрусков - VII - V вв до н.э.
Культура периода Римской республики - IV - I вв. до н.э.
Культура периода Римской империи - I - IV вв.
Греческая мифология складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги- покровители отдельных полисов, земледельческие боги.
Греческая мифология прошла в своем развитии несколько этапов. Мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных установлений, религиозных обрядов, о происхождении мира и богов. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов.
Так, в гомеровскую эпоху культурная общность греков уже отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы – аэды (профессиональные сочинители эпических песен). В период архаики происходят определённые изменения в религиозных представлениях греков: формирование единого греческого мира влечёт за собой и создание общего для всех греков пантеона богов. В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает определенную историческую реальность. Но окончательно олимпийская теория происхождения богов представлена в «Теогонии» («Происхождение богов») Гесиода. Он рассказывает о смене трех поколений богов, утверждение на Олимпе Зевса. Гесиод представляет Зевса не только как наиболее могущественного из богов, но и как мудрого правителя, способного обеспечить разумный естественный и общественный порядок.
Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще. Это сложное и обширное целое, куда входят наряду с мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы. Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин).
На формирование римских верований большое влияние оказали греки и этруски. Одним из самых известных мифов - миф об основании Рима (легендарный основатель Рима Ромул после 37 - летнего правления неожиданно исчез и под именем Квирина был причислен к богам).
Религия играла большую роль в жизни римской гражданской общины. Она требовала соблюдения установленных обрядов, настаивая на том, чтобы ни одно дело в общественной и частной жизни не начиналось без разрешения богов. Во время второй Пунической войны сенат стал включать в пантеон чужеземных богов: Венеру (Афродита), бога врачевания Эскулапа (Асклепий). Как и у других народов мира, в Риме, почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны.
Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их практицизм и утилитаризм, когда общение с божествами сводилось к принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне». Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, что привело к развитию жречества, более многочисленного и авторитетного, чем греческое. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов.
2.В ранний период античности происходит переход от религиозно-мифологического представления о мире к философскому его пониманию. С этим связана деятельность философов (Фалеса, Анаксимандра) - основоположников милетской школы натурфилософии(философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности). Особенностью античной философии явилась ее близость и взаимопроникновение с точными и естественными науками. Материализму и диалектике натурфилософов противостояли пифагорейцы - последователи учения Пифагора (философ, математик, заложивший основы геометрии). Пифагорейцы считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей, отождествляя вещи с числами, что всё можно исследовать с помощью математических вычислений, в том числе и музыкальную гармонию (семь нот), гармонию человеческого тела, архитектурные сооружения.
Античная наука заложила основы двух направлений философии: материалистического и идеалистического, получивших свое развитие уже в культуре и науке Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.). Гераклит, представитель материалистической школы,высшим законом природы считал вечный процесс движения и изменения («В одну реку нельзя войти дважды»), придя к мысли о диалектическом развитии материального. Другой античный философ Демокрит, считал, что мир бесконечен и вечен, а все вещества состоят из атомов и пустоты, видя многообразие мира как результат различных комбинаций атомов.
В середине V в. до н.э. возникает учение софистов, которых интересовала природа человеческого знания, критерии его истинности или ложности («Человек есть мера всех вещей» Протагор). Идеалистическая философия Сократа утверждала преимущество разума над божественным влиянием («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), в существование объективной истины и возможности её отыскания. Платон, ученик Сократа, разработал теорию «идеального» устройства государства, которым бы управляли мудрецы – философы. Он основал первую философскую школу в Древней Греции.
Величайшим достижением античной культуры, в результате преобразования финикийской письменности, стало создание алфавитного письма, как способа передачи информации, что привело к развитию общей культуры граждан полиса. В период высокой классики (V в. до н. э.) зарождается история. «Отец истории» Геродот изложил историю греко-персидских войн, начиная её с обзора жизни и истории всех стран и народов, участвовавших в этих войнах. Первые элементы исторической критики заложил Фукидид в истории Пелопонесской войны.
В IV в. до н. э. Аристотель, занимавшийся математикой, физикой, этикой, теорией литературы, искусства и театра, создал учение о государстве («Политика»), дав глубокий анализ характера греческого полиса. Философия Аристотеля оказала огромное влияние на развитие культуры анчиности и раннего средневековья. Он разработал теорию качественных изменения и превращений тел; описал 485 видов животных, первым предложив классификацию животного мира. Изыскания Аристотеля в области естественных наук продолжил его ученик Феофраст, написавший «Историю животных» и «Историю растений», положив начало и дав название науке о растениях – ботанике, сохранившееся до наших дней. Родоначальником медицинской науки стал Гиппократ (V- IV вв. до н.э.), создавший основы клинической медицины, и врачебной морали.
В эллинистический период продолжают развиваться точные науки, особенно математика. В IV в. до н. э. Евклид систематизировал математические знания («Элементы»), положенные в основу современной геометрии. Развивается теория о конических сечениях как основа тригонометрии. С именем Архимеда связаны открытия закона гидравлики, важные положения механики и многие технические изобретения. Углублялась дифференциация и систематизация наук. Выдающийся вклад в развитие астрономии - науки о строении и развитие космических тел и всей Вселенной – Аристарх, сформулировавший гипотезу о вращении Земли и планет по круговым орбитам вокруг Солнца, заложив тем самым геоцентрическую теорию мироздания. В создание географии – науки, изучающей природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность – внесли вклад Эратосфен, измеривший окружность земного шара и сделавший попытку провести параллели и меридианы, и Страбон, описавший территории Евразии и Северной Африки. Сочетание греческой медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе. Формируется описательная анатомия человека, сделано открытие нервной системы, установлена их связь с работой головного мозга, системы кровообращения.
Особенность римской науки заключалась в ее прикладном характере. Каждый военачальник должен был знать астрономию, чтобы определить по звёздам время, продолжительность дня и ночи. Выдающимся учёным был Тит Лукреций Кар («О природе вещей»), утверждавший естественное, без вмешательства богов, происхождении Вселенной и Земли, растений, животных и людей. Крупным историком и политическим деятелем римской империи был Тацит («Германия», «История», Анналы»), стремился выявить и проанализировать причины описываемых событий, их внутреннюю логику. Признавая неизбежность самовластия, он старался показать, что и в эпоху всеобщего разложения можно оставаться порядочным человеком, служить отечеству. Плутарх («Сравнительные жизнеописания», «О монархии, демократии и олигархии») рассматривает вопросы морали и этики в обществе и отдельной личности, отдавая предпочтение монархической форме правления. Цицерон, римскийгосударственный деятель, оратор, писатель («О государстве», «О долге», «О законах»), развивал теорию смешанных форм правления, сформулировал обязанности идеального гражданина и правителя.
Во II в. н.э. жили и творили такие крупные представители античной науки, как Птолемей, завершивший геоцентрическую систему, труды по оптике, математике, географии, составивший каталог 1600 звёзд. Врач Гален, в результате опытов на животных, вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательной рефлексии и кровообращения.
Особое значение имело развитие римского права. В эпоху ранней Республики были заложены основы цивильного (гражданского) права. Появляются специальные юридические школы в сирийском городе Берита. Сочинения римских юристов по толкованию законов, оформлению различных сделок и договоров, о правах и обязанностях должностных лиц впоследствии легли в основу кодификации римского права, проведенной при императоре Юстиниане (V в н. э).
Особенность римской архитектуры: помпезность, грандиозность, пышность. Самое гигантское, зрелищное сооружение - Римский Колизей- место гладиаторских боев. Элипсообразное строение арочной системы на 50 тысяч зрителей, где одновременно могли выступать 3000 гладиаторов. Самое грандиозное купольное сооружение - Пантеон Богов.
Древнейшими памятниками литературы античности являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», относящиеся к героическому эпосу, становление которого приходится на ахейский период. Характерным признаком этого жанра является совмещение различных временных пластов: сюжеты из далекого исторического прошлого (Троянская война) переплетаются с современными поэту общественными отношениями и их изменениями. Каждая из поэм излагает только отдельные события этого мифологического цикла. Основой сюжета «Илиады» служит гнев Ахилла и его месть за убитого друга в битве с Гектором. В «Одиссеи» рассказывается о возвращении на родину хитроумного царя Итаки Одиссея. Оба произведения по стилю и проблематики отвечают различным интересам античного общества, находящегося на определенных этапах исторического развития.
В период зарождения полисных отношений возникает дидактический (наставительный) эпос, автором которого был Гесиод («Работа и дни»). Поэма написана в виде обращения и наставления брату Персу, содержащие советы практического агрономического характера. В поэме прослеживается мировоззрение труженика-земледельца, единственным спасением для которого является труд.
В период ранней архаики зарождается лирическая поэзия, обращенная к проблемам внутреннего мира человека. Яркими представителями лирической поэзии были Архилох и Сапфо. Сапфо стала родоначальницей любовной лирики, воспевая состояние влюбленного через мир внутренних переживаний и ощущений.
На период классики приходится становление античного театра и драматических жанров, которые получили свое развитие из празднеств и зрелищ, связанных с отправлением божественных культов. Один раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афины - Большие Панафинеи, которые сопровождались факельными шествиями, музыкальными и танцевальными представлениями с жертвоприношениями животных. Празднование завершалось конными и гимнастическими состязаниями, шествиями на Акрополь.
В конце декабря - начале января устраивались сельские праздники в честь бога Диониса - Великие Дионисии и пелись в честь бога дифирамбы – гимн в честь дважды рожденного. Среди участников процессии (комос) в честь бога Диониса было много ряженных в козлиные маски и шкуры (трагедов), изображавших спутников Диониса, весёлых сатиров. В феврале - марте в праздник цветов в Афинах красочно представляли прибытие на корабле Диониса. Позднее римские авторы назвали этот праздничный корабль “caarrus navalis” - корабельная колесница. Отсюда произошло слово “карнавал”. Из этих карнавалов с участием комоса и трагедов родились комедия и трагедия как вид театрального драматического искусства.
В VI в до н.э. в возвышенной части Афин была построена постоянная площадка для песен и плясок в честь Диониса. А спустя два века афиняне соорудили там же первый каменный театр - место для организации зрелищ. Строители владели секретом акустики, и каждое слово слышно было в самом дальнем ряду. Актёры играли в масках и в специальной обуви на высокой платформе.
Из песен трагедов родился античный театр. Первые спектакли ставились в жанре трагедии (“песнь козлов”). Трагедия стала официальной формой творчества. Театр в Греции был не просто средством развлечения, он стал важнейшим средством общественного воздействия и воспитания: на суд зрителя выносились социально - политические, философские, эстетические вопросы. В Афинах мнение народного собрания подчас определялось театральным спектаклем: здесь решались актуальные вопросы афинского общества, а в образах легендарных героев воплощались идеалы афинской демократии.
Крупнейшими авторами трагедий классической эпохи Греции были: Эсхил, Софокл, Еврипид. Каждый из великих трагиков ставил своей задачей рассмотрение проблемы человека, его судьбы, справедливости и блага, но решал ее по - разному.
Другим ведущим жанром греческого театра была комедия –злободневная, смело и язвительно обличавшая пороки общества. Из комедийных поэтов особенно прославился Аристофан. Его комедии носили политический характер, были очень остры, несколько грубоваты, отвечало интересами вкусам простых горожан. В его комедиях рассматривались вопросы мира («Мир», Птицы»), рамках которого были поставлены и другие проблемы: место и роль женщины в афинском обществе («Лисистрата», «Женщины в народном собрании»), иллюзорности счастья («Плутос») и т.д.
В 146 г. до н.э. в Риме был построен первый театр, напоминающий греческие театры. Наиболее соответствовала вкусу римлян бытовая комедия греков, а популярности комедийных представлений способствовало их фривольное содержание, а иногда и политические реплики, которые позволяли себе актеры. Во многом римская литература прошла схожий с греческой путь развития. При этом она многое если не заимствовала у греков, то творчески переработала. Так, например, греческие мифы до нас дошли не только в изложении Эсхила, Софокла и Еврипида, но и в произведениях Вергилия («Энеида») и Овидия («Метаморфозы», «Героини»). В то же время прикладной характер римской культуры способствовал развитию эпистолярного жанра и памфлетов, а так же как литературного жанра - речи видных политических деятелей.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, заложившая основы европейской цивилизации и создавшая образцы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, свобода, позволившие грекам достичь небывалых высот прежде всего в сфере науки и искусства, обеспечили культуре универсализм, побуждали другие народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции отличается внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Культура античного мира сохранила и в наши дни своё значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К ней обращаются философы, историки, социологи, культурологи. Античный мир постоянно служит эталоном западной цивилизации.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему греческую культуру называют колыбелью цивилизации?
2. Какова роль античного полиса в становлении греческой культуры.
3. Почему человек является главной темой греческого искусства.
4. В чем состояла особенность развития римской культуры.
5. В чем отличие греческой и римской культур.
Список литературы
Основная
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.
2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.
3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.
Дополнительная
- Античная культура. Словарь - справочник. / Под ред В.Н.Ярхо. - М.: Высшая школа, 1995. – 383 с.
- Античность как тип культуры. / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др - М., 1988. – 336 с.
- Греческая цивилизация Андре Боннар. Том 1. От Илиады до Парфенона М.: Искусство, 1992 г. - 269 с. Том 2. От Антигоны до Сократа М.: Искусство, 1991 г. - 334 с. Том 3. От Еврипида до Александрии М.: Искусство, 1991 г. - 398 с.
- Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л.Винничук - М.: Высш.шк, 1988. – 496 с.
- Виппер, Р.Ю. История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История древних веков/А.А. Васильев - М.: Республика, 1993. – 511 с.
- Джонс, А. X. М. Гибель античного мира / А. X. М. Джонс – Р-н-Д.: Феникс, 1997. – 576 с.
- Зелинский, Ф. Ф.История античной культуры / Ф. Ф. Зелинский - СПб.: Марс, 1995. – 380 с.
- Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К.Куманецкий - М.: Высш.шк., 1990.–351 с.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1701;