История возникновения и соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
2.Морфология культуры. Типология культуры.
1. Понятие «культура» происходит из латинского языка и является центральным понятием в в истории мировой культуры. Первоначально слово cultura означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Первоначальный смысл слова был связан с понятием обработки почвы и, соответственно, под «культурой» понималось и земледелие как таковое. Первым термин «культура» употребил известный древнеримский учёный Марк Порций Катон. Оно также было близким по происхождению и значение к слову «культ» (cultus). Начиная с I в. до н.э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) Цицерон использовал слово культура в применении к духовности. Он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейя». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Таким образом, культура (образованность) через противопоставление оказалась связана с представлениями о варварстве, дикости, невежестве.
Слово «культура» принадлежит к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях и различных контекстах. Многие исследователи подходят к пониманию культуры как к сложному многокомпонентному явлению, проявляющемуся во всем многообразие жизни и деятельности человека.
В понятие культура включают всё, созданное трудом и творческой мыслью человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия, язык, письменность и литературу, религиозные и атеистические представления, нормы морали и нравственности, политические системы, произведения искусства и способы общения людей. Культура - это не только система ценностей или совокупность достижений, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, его отношение к самому себе и другим людям, к природе, ко всему окружающему миру и можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди всех социальных слоёв. В силу вышесказанного можно дать определение.
В эпоху поздней Римской Империи (III - V вв. н.э.) понятие «культура» приблизилось по смыслу к «цивитас». Под этим понятием древние римляне понимали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенскому. С «цивитас» связывались представления о благоустроенной жизни свободного государство, фундаментом которой является разумные и справедливые и законы, установленные мудрыми людьми. Данное понимание, главное в котором было «воспитанность, образованность владение ораторским искусством», закреплялось за словом «культура» на очень долгое время.
В средние века слово «культура» ассоциировалась больше со словом «культ», потому что средневековая культура - это, прежде всего, христианская культура. В средние века утверждался аскетический идеал жизни, а Библия являлась основой научного познания. В этот же период сформировалась и рыцарская культура, в основе которой лежал своеобразный культ доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека. В эту эпоху под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, основанному на античных образцах.
В начале нового времени (XVII в.) понятие «культура» употребляется для обозначения результатов общественной деятельности человека, то есть культура противопоставлялась природному, естественному состоянию человеку и понималась как противопоставление человека и его деятельности дикой природе.
Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII в., в эпоху Просвещения. С точки зрения просветителей XVIII в. (Д. Вико, И. Гердера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо) культура принимает новое понимание и выступает в значении «разумности» общественных порядков и политических учреждений, которые измеряются достижениями в области ремесел, науки и искусства.
На рубеже XVIII-XIX вв. были разработаны концепции И. Гердера и Г. Гегеля об историческом развитие культуры и её прогрессе. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.
В начале XIX в. оно начинает использоваться как близкое по смыслу термину «цивилизация», возникшим на основе понятия «civitas». Идеи прогресса, эволюционного развития как бесконечного процесса всё большего совершенствования культуры стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в. Постепенно происходит осознание совпадения цели культуры и высшего назначение разума - сделать людей счастливыми. Но со второй половины XIX в. появляются сомнения в том, что разнообразие культур определяется степенью прогресса. Возникают различные учения о своеобразии и обособленности каждой из культур, главной особенностью начинает признаваться не уровень экономического или технического развития, а способность сохранить «лицо» национальной культуры. Благодаря Гегелю в первой половине XIX в. в гуманитарной науке была сформирована наука о наиболееобщих законах развития природы, общества и мышления – диалектика.Появляется новая научная система «диалектическая логика», обосновав тезис о единстве диалектики, логики и теории познания. Таким образом, понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений и приобретает статус научной категории.
История понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия, в большинстве случаев, выступают как синонимы, однозначные термины. Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми.
Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний. Это понятие появляется в XVIII в. и несёт на себе отпечаток мировоззрения и культуры данной эпохи. Её идеалами были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Всему этому противостоял, по мнению просветителей, тёмный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Как противоположность этому миру философы Просвещения выдвигают концепцию цивилизации (французское слово «civilisation» и английское «civilization», вошедшие затем во все европейские языки).
Истоки понятия «цивилизация» так же восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Образцом «полиса» или «цивитас» с точки зрения античных авторов был город, за границами которого простирался мир варваров и восточных царей-деспотов. Для первых характерны естественность, дикость и невежество людей, существующих по законам природы, для вторых - жестокость и несправедливость, которые проистекают из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и гуманности.
В эпоху Просвещения было распространено противопоставление цивилизованной Европы и нецивилизованных народов древности, средних веков и всего не европейского. По мнению просветителей, о цивилизованности европейских наций свидетельствует не только их желание следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Таким образом, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над всеми другими людьми.
Следовательно, одно из значений понятия «цивилизация» - это уровень, ступень общественного и культурного развития. С этой точки зрения в истории человечества выделяются “доцивилизованный” этап и эпоха цивилизации. Они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам.
Понятие «цивилизация», как и понятие «культура» в некоторых случаях, указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи («восточная цивилизация», «западная цивилизация», «цивилизации Древнего Востока», «античная цивилизация» и т.д.). Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций) называетсятеориейлокальных(от лат. «locus» - «определённое место») цивилизаций.В последние годы получает распространение определение цивилизации как локальной межэтнической общности, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства правовых и политических системах, формах хозяйственного уклада, религиозно-конфессиональных институтах, в философии, науке, системах образования, художественного творчества. Чаще всего такого рода цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных народов в состав единого многонационального государства (цивилизация «римского мира», китайская цивилизация, российская цивилизация) или на основании религиозного единства (мусульманская, христианская или арабская цивилизации). Так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием социальной организации общества.
В основу цивилизационного подхода лёг принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного. С такой точки зрения цивилизация представала не общим отличием человечества от живого мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других.
Из принципа органичности вытекала идея циклического развития каждой цивилизации. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растёт, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивилизационные теории ставят под сомнение преемственность культурных традиций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями.
В середине XX в. были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования. Здесь можно назвать теорию «вызова» - и – «ответа» Тойнби, волновые модели социокультурной динамики Сорокина. Для цивилизационного подхода свойственно пристальное внимание к национальным особенностям различных культур.
Резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма(от греч. monos – «один, единственный»). Согласно ей существует центр мировой культуры, то есть такие её формы, которые в наибольшей степени воплощают сущность культуры, являются её совершеннейшими образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные формы культуры. На Западе главными формами подобных воззрений являются европоцентризм и американоцентризм, провозглашающие центром человеческой культуры соответственно или Европу, или США.
Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологических исследованиях сформировал такое направление в культурологии как цивилизационный подход. Необходимо отметить, что учёные, которых можно отнести к представителям данного научного направления, никогда не составляли некой особой научной школы. Эти учёные работали в области разных наук, в разное время и в разных странах, использовали различные понятия и теоретические построения. Иногда говорят о теории локальных цивилизаций, причисляя к её сторонникам немецкого историка культурыО. Шпенглера, английского историка А. Тойнби, американского социолога и культуролога П. Сорокина, современного американского политолога С. Хантингтона и других. Выделяя общие для них идеи, можно заметить, что им были близки размышления русских славянофилов XIX в., философов начало XX в. таких как Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев.
Цивилизационный подход основан на принципах культурного полицентризма. Согласно этому принципу в культуре существует многообразие форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие – низшие». Такая позиция соответствует современным идеалам политкорректности, заключающимся в терпимости к самым разным взглядам и типам культурной самобытности.
Подводя итоги, в качестве примера приведём трактовку понятий «культура» и «цивилизация», как они даны в декларации, принятой на Всемирной конференции по культурной политике, проведённой в 1982 г. под эгидой ЮНЕСКО:
- культура - это комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающих в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основанные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований;
- цивилизация - качественный рубеж в истории человечества и понимается как её определённая стадия, на которой формируется присущий ей социально - культурный комплекс
2.Учение о внутренней структуре культуры, её организационно - функциональном строении – есть морфология культуры. Существует много концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего, на материальную и духовную (традиция, идущая ещё от археологов и отчасти философов). Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Соответственно двум основным сторонам человеческой деятельности вводятся понятия материальная и духовная культура. Это деление условно. Возникшая ещё в первобытном обществе культура неотделима от истории. Каждая историческая эпоха, каждый народ вносили и вносят свой вклад в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая многообразие этого социального феномена.
Материальная культура создаётся человеком в процессе производства. К ней относятся: средства производства, способы потребления, орудия труда, навыки и умения людей пользоваться техникой, к материальной культуре относят исторические памятники архитектуры и искусства и т.п. В широком смысле - это «культура, одетая в вещь», то, что человек использует для своей жизнедеятельности, сохранения и развития её.
Духовная культура является многослойным образованием. Условно духовную культуру можно разделить на следующие группы:
1) интеллектуальная (наука, просвещение, образование)
2)эстетическая (художественная культура)
3)этическая (мораль, патриотизм, гражданственность)
4) социальная (язык, политика, право, быт, традиции)
5)религиозная (христианство, ислам, буддизм)
Духовная культура - это продукт мыслительной и душевной деятельности человека. Её особая роль состоит в том, что она пробуждает в человеке личность, возвышает его над всем остальным животным миром.
Деление на материальную и духовную культуры относительно. Они обе взаимодействуют друг с другом. Отличаются эти два элемента культуры предметом, характером, средствами и результатами деятельности.
Функции культуры
Роль, которую играет культура в жизни человека, выражена в ее функциях. Все функции культура социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека.
1. Познавательная функция. Любая деятельность человека становится источником познания, которые передаются в виде опыта, житейской мудрости посредством знаков и символов. Наиболее ярко эта функция выразилась в науке. В обществе существует способность к сохранению знания в форме культурных памятников и это, прежде всего: мораль (сохраняет знания о человеческих отношениях), искусство и религия (дают системное знание о мире), наука (рассматривает сущностные стороны и связи мира).
2. Регулятивная функция. В культуре каждого народа есть множество норм и правил поведения. Они служат одной цели: организовать совместную жизнь людей в обществе. Культура несёт в себе традиции, выработанные человечеством (законы церкви, нормы права, моральные принципы, политические и эстетические принципы). Существуют культуры, так называемого, традиционного типа (Китай, Япония, Индия), в которых инерция норм прошлых поколений довлеет над современностью. Есть культуры, в которых происходит обмен нормативами и традициями прошлого между поколениями, где нет давления прошлого над настоящим (Франция, Италия, Россия). И есть культуры, в которых новейшие нормативы и традиции отметают прошлые ценности (США).
3. Коммуникативная функция. Это функция способствует общению участников культурного обмена (с латинского языка переводится как «связываю, общаюсь»). Ее задача заключена во взаимосвязи представителей разных культур, народов, эпох, поколений. В процессе реализации коммуникативной функции происходит не просто обмен информацией, знаниями и достижениями в области культурного развития, но и взаимообогащение, позволяющее поднимать и совершенствовать культурный уровень, получать и формулировать новые знания. Носителями этой функции выступают живопись, музыка, театр, кинематограф, телевидение и интернет, а также «языки науки» (математические, физические, химические формулы и обозначения).
4. Адаптивная функция. Каждый человек и каждое поколение находится на определённом уровне развитии культуры. Человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Эти культурные завоевания способствуют адаптации, т.е. приспособлению человека в мире, в новой культурной среде. Культура предлагает каждому систему действий (связанных или с окружающей действительностью, или с решением проблем). Общество всегда находится перед лицом катаклизмов (экологических, разрушительных войн, эпидемий и т.п.) и поэтому общество черпает силы и способы своего возрождения в культуре. Например, в V-VI вв. все культурные достижения античности были уничтожены варварскими племенами. Европа вернулась к деревянной сохе, глиняным домикам и натурализации хозяйства. Но в период формирования первых раннефеодальных государств возникла потребность в использовании уже имеющегося опыта античности, его приспособление (адаптация) к условиям существования и потребностям варварских племен. В дальнейшем происходит не просто обращение и восстановление памятников античности, но их творческая переработка и адаптация этих достижений в новых условиях.
5.Гуманистическая функция. Главным объектом и субъектом культуры является человек. Культура не может существовать вне человека. Будучи вырванным из культурной среды человек начинает деградировать. Ярким примером может служить персонаж Маугли. Так же гуманистическая функция проявляется в стремление сформировать в обществе понимание высшей цели деятельности государства – комфортное, духовное развитие человека. Не человек служит государству, а государство – человеку, достойная жизнь которого – высшая гуманистическая цель государства. Подлинная культура возвышает человека, делает его существом высоконравственным, делает его личностью.
К этой форме культуры обычно относят образцы человеческой деятельности, высокую качественность культурной продукции
Формы культуры
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков уровень данной культуры, можно различить следующие формы культуры.
Классическая культура. Гениальные открытия и изобретения, произведения искусства, литературы, музыки, архитектуры; подвиги духа и идеалы, всё то, что всегда составляет гордость любого этноса. Явления высокой культуры неповторимы и служат образцом для жизни и деятельности последующих поколений. Чем ярче и талантливее художественные средства выражения, тем выше их ценность для различных эпох. Именно гениальность и сила художественного образа сделали бессмертными: «Божественную комедию» А. Данте, трагедию У. Шекспира «Гамлет», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рыцарские романы В. Скотта, роман – эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, музыкальные произведения Л. ван Бетховена, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, К. Брюллова, А. Иванов, ювелирное искусство Б. Челлини и К. Фаберже.
Элитарная культура отражает восприятие мира определённой социальной группы людей. В ней прослеживается попытка выразить внутренний мир человека без оглядки на реакцию окружающих. Элитарная культура - экспериментальная, ставящая целью поиск новых художественных форм и средств выражения, отражения действительности. Но поиск ведётся не благодаря действительности, наблюдениям за окружающим миром, а от умозрительных идей художника. Элитарная культура - этокультура привилегированной части общества или замкнутой группы, включающая в себя образы культуры, которые опережают уровень среднеобразованного человека. Это система искусственного замыкания на индивидуальной психологии и обособлённости человека, как от общественного сознания, так и от закономерности объективного мира, превознесение себя над окружающим миром и обществом. «Себя как Бога я люблю», утверждала З. Гиппиус. Именно из элитарной культуры брали своё начало такие художественные течения как модернизм, символизм, неореализ и ряд других. Элитарная культура сознательно ограничивает круг своих потребителей. В настоящее время эта форма культуры функционирует в сфере интеллектуальной элиты.
Характерные отличия элитарной культуры: эстетическая свобода, глубина тематики, обращение к душе человека, сложность и разнообразность художественных форм. К элитарному искусству в конце XX века относилось понятие «элитарное кино», в частности картины известных режиссеров М. Антониони, Ф. Феллини, А. Тарковского. Французская писательница Франсуаза Малле-Жорис сказала, что «элитарная культура - это заповедник для специалистов, кто много размышляет об искусстве и впадает в комбинации, может быть и интересные, но не доступные широкому зрителю.
Народная культура. Эта форма культуры является носителем традиций этноса, вырабатывавшихся на протяжении веков. Нет такой сферы общества, которая не уходила бы своими корнями в народную культуру, в народное сознание. Основой народной культуры является, прежде всего, нормы языка, его лексика и грамматика, (пословицы и поговорки), мифы и легенды. Сказания, эпос, сказки, песни, танцы, а также различные формы проявления традиций народной культуры нашли своё отражение в искусстве орнамента, одежды, народных промыслов. Народная культура вбирает в себя только самое лучшее из народного самосознания и образа жизни.
Массовая культура. Понятие «массовая культура» зародилось в XIX в., причина появления которой стало формирование индустриальной цивилизации. Во второй половине XIX в. была изобретена фотография, поставившая под сомнение существование живописи. В конце века одновременно (1895 г.) появляются радио и кинематограф, вызвавшие споры в обществе о будущем театра и возможности его существования. В XIX в. изобретаются телефон и телеграф, составившие важную часть современной системы связи. В 30-е гг. ХХ в. возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации, означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Особую роль в развитие массовой культуры сыграло изобретение конвейера - поточный метод производства, что позволило унифицировать моду, сделать ее реализацию более дешевой и рассчитанной на массового потребителя.
Понятие «массовая культура» было обосновано в США в 1957 г. учёными Розенбергом и Уайтом. Массовая культура является продуктом НТР (научно- технической революции) и связана с системой информации, телевидением, радио кинематографом, рекламной индустрией и т.п. Массовая культура способствует созданию массовой аудитории потребителей и распространена в самых разных слоях населения (потребителями массовой культуры являются и президент, и английская королева, и люди, живущие в самых отделённых и глухих местах, только если там есть радио и телевизор). Надо отметить одну особенность, что если в первой половине ХХ в. СМИ не несли в себе тенденцию к коммерциализации, то во второй половине ХХ в. они включаются в систему массовой культуры. Поскольку сегодня в повседневном быту люди сталкиваются чаще всего с наиболее коммерциализованными проявлениями этой культуры такими как, эстрадно-музыкальные, развлекательно-игровые представления, назойливая и безвкусная реклама, низкопробные публикации и передачи средств массовой информации и т. п., то в обществе и сложилось несколько однобокое представление о массовой культуре. Положительным в массовой культуре является, прежде всего, то, что люди получают доступ к любым формам и типам культуры, в том числе и высокопрофессиональной, что повышает общекультурный уровень населения. Отрицательные моменты связаны с тем, что происходит формирование унифицированных и усредненных взглядов, вкусов, норм поведения в основном у части населения, ориентированных на недостаточно высокие вкусы потребителя, а также приспосабливается к его вкусам. Вырабатывается упрощённо – примитивный уровень мышления и поведения, некое клише которому необходимо следовать.
Маргинальная культура. Понятие маргинальный происходит от латинского (марго- край, обочина, маргинал - находящийся на обочине). Это культура целенаправленности нарушения господствующих социальных порядков и идеологии. В неё входит всё то, что унижает человека и его достоинство: расовая нетерпимость, насилие, нецензурная речь, порнография, уголовные преступления, политический терроризм, наркомания. В любом обществе есть специфические группы людей, являющиеся носителями этой культуры (традиционно к ней относят преступников, наркоманов, асоциальных элементов). Её характерные образцы: «воровской закон», тюремно-лагерные нравы, «блатной» жаргон, символика наколок и т.п. Это субкультура определённого социального слоя со всеми присущими ей нормами, правилами употребления, символами, семантикой и пр. Следует отметить, что по устойчивости традиций, норм и образцов, нормативной жесткости криминальная субкультура, включая и такие ответвления, как субкультура бомжей, мелких мошенников, гадалок, давно уже стала одним из наиболее стабильных социокультурных явлений в России.
В то же время маргинальная культура - это и форма стихийного протеста. В 50- 60 гг. ХХ в. в США появились хиппи, молодые люди, выступающие с протестом против нравов и образа жизни средних американцев, против общества потребителей и их мещанской психологии, а так же против войны во Вьетнаме.
В настоящее время к маргиналам можно отнести сторонников антиглобалистского движения, скинхедов, представителей отдельных направлений панк - культуры (в нашей стране их иногда называют культура андеграунда). Любопытный факт состоит в том, что носителями элементов этой культуры становятся иногда и представители элитарных слоёв общества. Так произошло со многими авангардистскими течениями живописи ХХ в. Первоначально они возникли, как антибуржуазные, бунтарские течения, но постепенно превратились в часть высокой культуры, например, сюрреализм, кубизм, фовизм и др.
Существует классификация объектов культуры по их существенным признакам, называемая типологией. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит выделение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления). Историческая типология - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом пространстве.
Представители классического эволюционизма (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор) стремились выделить всеобщие, универсальные по своему существу стадии развития культур. Американский антрополог Л.Г. Морган поделил всю историю человечества на два больших периода: ранний, на котором происходила организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах. Поздний период – организация политическая – основанная на территории и собственности. Он предложил разделить всю историю человечествана три этапа:дикость, варварство и цивилизации. На первой этапе эволюционного развития люди жили за счёт присвоения готовых продуктов природы (охота, собирательство), на втором появляются земледелие и скотоводство, на третьем - ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступеней исторического развития сохраняется.
Одним из первых построил концепцию культурно-исторических типов в своей работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский. Обосновывая тезис о славянской самобытности, Данилевский ставит под сомнение идею о единой линии исторического и культурного развития общества. В общем потоке мировой культуры он выделяет некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды, каждый из которых эволюционирует в зависимости от уровня этнического развития к государственному и от него к цивилизационному состоянию. Ход истории, согласно Данилевскому, выражается в смене вытесняющих друг друга этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры. Концепция Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевропейской цивилизации в культурной семье народов Земли, к тому же она оказалась достаточно перспективной научной концепцией.
Другой русский ученый, культуролог, социолог П. Сорокин создал теориюсоциальной сертификации (социальной расслоённости общества) и социальной мобильности (обновления общества). Он выделяет три типа культур: чувственный, где преобладает чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рационалистическое мышление; идеалистический, в котором господствует интуитивное познание.
В XX в. О. Шпенглер («Закат Европы»), концепцию отказа от поступательного развития культур с его закономерностями. Шпенглер утверждал и отстаивал теорию круговорота замкнутых (локальных) культур, понимая ее как живой организм. Это так называемая концепция «исторических цивилизаций»: египетской, индийской, китайской, греко-римской и т.п. Были разработаны различные теории и концепции исторического процесса на основе идей саморазвития локальных цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Исходя из своей теории, Шпенглер делал вывод о неизбежности крушения западноевропейского типа цивилизации.
Типологический подход А.Д. Тойнби («Постижение истории») основана на теории «цикличности», где всемирная история рассматривается как последовательный ряд «цивилизаций», проходящих одинаковые фазы развития: рождения, роста, крушения, разложения и гибели. В отличие от Шпенглера, Тойнби считал, что спасение «западной цивилизации» возможно путем усиления роли религиозно-церковного начала в обществе.
В основе других цивилизационных теорий, созданных в XX в., лежали принципы классификации типов культур по форме мышления (Ф. Нортон), по культурному стилю (Кребер), по культурно-детерминированному поведению индивида (Фейблман) и др.
Таким образом, можно говорить о том, что культурология является системообразующий наукой в рамках гуманитарных знаний. Она способствует поиску культурологических знаний, создавая целостную и интеграционную основу общества, помогает рассмотреть культуру как пересечение или столкновение творческого начала и культурной традиции в жизнедеятельности человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие «культура» и «цивилизация».
2. Структура культуры.
3. Основные функции культуры в обществе.
4. Формы культуры.
5. Концепции «локальных культур».
Список литературы
Основная
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.
2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.
3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.
Дополнительная
1. Вебер, А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер - СПб., 1999. – 565 с.
2. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа /П.Я. Данилевский - М.: Глаголь, 1995. – 552 с.
3. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1. /О. Шпенглер - М.: Мысль, 1993; Т. 2. М.: Мысль, 1997.- 663 с.
- Кравченко, А.И. Хрестоматия по культурологии / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2008. – 384 с.
5. Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М, 2009. – 333 с.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1971;