Исторические основы муниципального управления


Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

В раннем средневековье происходило становление новых институтов городского самоуправления. В Новгороде и Пскове – это система вечевых собраний, посадник, тысяцкий, сотские, старосты.

В XYI веке становление губного и земского самоуправления осуществлялось путем жалования уставных грамот отдельным административно-территориальным единицам. Губные и земские избы можно рассматривать как зачаточные формы местного территориального самоуправления. Уставные грамоты регламентировали порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей.

Дальнейшее оформление населения в самоуправляемое сословие обусловили реформы Петра 1. В 1699 году была создана Бурмистерская палата (Ратуша). В ее состав вошли бурмистры, которые избирались посадским населением, прежде всего купечеством. Палата объединила управление посадскими и торговыми людьми. На местах аналогично создавались земские избы.

Реформой городского самоуправления 1718-1724 гг. были созданы магистраты как органы управления определенной общественной территориальной единицы города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправления. Магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегали город от пожаров, пристраивали гуляк и нищих, осуществляли государственные сборы и контролировали уплату пошлин, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела. В 1734 году города получили права юридического лица, что создало реальные возможности для горожан добиться финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.

Правовую основу развития городского самоуправления определила “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”, изданной Указом Екатерины II в 1785 г. Она определила основным субъектом городского самоуправления “общество градское” (городское собрание), которое составляли городские обыватели. Оно собиралось один раз в три года по инициативе губернатора для рассмотрения его предложений , связанных с развитием города и направлениями деятельности губернской администрации в ближайшие годы.

Текущие вопросы жизни города решали общая дума и шестигласная дума. Общая дума была представительным органом, а исполнительно-распорядительные функции исполняла шестигласная городская дума, избираемая городской думой.

Развитию местного самоуправления дали толчок земская и городская реформы Александра II. Городовое положение (1870 г.) предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: а) городская дума; б) городская управа; в) городской голова – председатель городского самоуправления. В отличие от земств выборы в городские думы осуществлялись без учета сословности на основе имущественного ценза. Становление земского и городского самоуправления означало переход от сословного к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления.

После 1917 г. судьба земских и городских учреждений была решена, сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году все завершилось ликвидацией земских и городских органов местного самоуправления.

Наступил период советов – нового института местного управления, основанного на демократическом централизме.

Организация местной власти в советский период

Ликвидация старых органов самоуправления производилась на основе циркуляра НКВД, в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов.

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР насчитывалось свыше 50 тысяч, а в РСФСР – около 28 тысяч местных Советов.

Вопросы своей компетентности местные Советы рассматривали на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась один день. На время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Решения, принимаемые Советом на сессии, подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.

Местные Советы избирали из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов.

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

Местные Советы, за исключением поселковых и сельских, образовывали отделы и управления исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

В своей деятельности депутаты обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать наказы населения избирательного округа и добиваться их реализации. Депутаты отчитывались о своей работе перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. Депутат мог быть отозван по решению большинства избирателей округа.

Высшим организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющийся в жесткой централизации и концентрации государственной власти.

В соответствии с данным принципом в ведении вышестоящих Советов сосредотачивалось нормотворчество и планово-регулирующая деятельность. Вышестоящие Советы руководили деятельностью нижестоящих. Решения вышестоящих были для них обязательны. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.

Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов. Исполнительные органы были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень централизации государственного управления и прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.

Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался и действовал под их руководством. Наиболее важные вопросы должны были решаться депутатами на сессиях Советов. Кроме того, депутаты избирались в состав исполнительных комитетов, в различные постоянные комиссии Советов, а также вели работу в своих избирательных округах. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов и управлений, постоянных комиссий и других органов, образуемых местными Советами. Местный Совет был вправе рассмотреть вопрос о реализации своих решений и принять необходимые меры в целях их исполнения.

Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали: а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии; б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах; в) контроль за деятельностью Советских органов по реализации партийных директив.

Местные Советы находились также в зависимости от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам. Однако практика советской работы была такова, что аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников. Такое отношение переносилось и на постоянные комиссии, и на Совет в целом. На сессиях практически не выбирались наиболее оптимальные пути решения проблем, а просто утверждались заранее подготовленные решения, в которые не вносились какие-либо существенные добавления и поправки. При этом надо учитывать, что сессия местного Совета проходила в течение одного дня. Поэтому она превращалась в формальную процедуру прохождения подготовленного аппаратом решения. Аппарат исполнительного комитета готовил первую организационную сессию Совета нового созыва, а также по существу и все последующие сессии. Он организовывал и проводил учебу депутатов. Все это способствовало непомерному возрастанию роли исполнительных органов в ущерб выборным, что сказывается до сих пор на всех уровнях власти.

В апреле 1990 года был принят закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления. В соответствии с этим законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты. Данный Закон ввел понятие “коммунальная собственность”. К коммунальной относилось имущество, передаваемое безвозмездно, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.

В июле 1991 года в РСФСР был принят Закон “О местном самоуправлении в РСФСР”, на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования новой системы местного самоуправления в Российской Федерации.

 

 



Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 997;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.