Проблема ответственности инженера.


Профессиональная ответственность инженера – это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. Особенностью ответственности в профессиональных кодексах является ее коллективный характер и целенаправленная разработка. Ответственность инженера как субъекта технической деятельности первоначально существовала только перед работодателем. Многочисленные этические кодексы, призванные регулировать и анализировать этическую составляющую технической деятельности, нередко оказывались связанными с материальными интересами, с законодательным регулированием и соображениями престижа. Но основная причина неэффективности этических кодексов, согласно Х. Ленку, кроется в их абстрактности, когда инженеру приписывается тотальная ответственность «за все на свете». Ответственное измерение деятельности инженера возникает только с принятием ролевой ответственности, которая предполагает, что с каждой профессиональной ролью и спектром входящих в нее задач возникают соответствующие формы ответственности. Например, ученый или техник ответствен перед начальством, фирмой, организацией за свои действия или бездействия. Ответственность за выполнение задач и ролевая ответственность в содержательном смысле строго определены носителями ответственности, в этом отношении они имеют определенные рамки и ограничения.

Профессиональная ответственность инженера всегда связана и с социальной ответственностью. О социальной ответственности см. §3, Тема 5.

Нередко эти два вида ответственности противоречат друг другу.

Выводы: современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Наша цивилизация, построенная на системе научно-технических знаний и научном подходе к исследованию и познанию мира, став технологически и информационно могущественной, все же не осознала свою ответственность перед будущим. Экономизм, материализм, редукционизм, присущий индустриализму, ведут к углублению кризиса современной цивилизации. В этой связи философия науки, забив тревогу, обратила внимание человечества на проблемы этики науки, и в частности, на проблему ответственности ученого за результаты исследований.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое научно-техническая политика?
  2. В чем заключается стратегия научно-технической политики в РФ?
  3. Что такое научный потенциал?
  4. Для чего нужна социальная оценка техники?
  5. Является ли социальная оценка техники приложением философии техники или новой междисциплинарной областью науки?
  6. Какую роль играет социальная оценка техники в анализе проблемно ориентированных исследований?
  7. Что такое социальная ответственность субъекта технической деятельности?
  8. Кто является носителем социальной ответственности за техническую деятельность?
  9. Какие существуют концепции социальной ответственности субъекта технической деятельности?
  10. Что такое «эвристика страха» и какова ее методологическая роль и значение?
  11. Что такое гуманизация техники?
  12. Какую роль играет философия в гуманизации современной техники?
  13. Что такое экологизация техники?
  14. В чем заключается «экологический императив»?
  15. Что такое экологическая этика и экологическая культура?
  16. Что такое профессиональная этика и «профессиональный кодекс»?
  17. Всегда ли совпадают требования профессиональной этики и социальная ответственность инженера?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия техники сегодня стремительно развивается. Обозначившись как философская дисциплина в конце XIX века, она за столь недолгий срок обрела свою предметность, свой статус, свои подходы в исследовании, научные школы. Философия техники становится все более и более востребованной, входит в междисциплинарные исследования техники не на правах «служанки», но как важная, собирающая воедино все знания о социотехнической реальности рефлексия.

Данная философская дисциплина обращена к осмыслению системы техника-человек-природа-общество-культура, т.е., по сути, она изучает всю реальность (био-социо-антропо-техническую). Она направлена на выявление существующих в нашей цивилизации проблем и противоречий, вызванных неуемным и бездушным использованием техники. Эти проблемы, например, глобальные проблемы, обусловлены внедрением человека в наши недра, биосферу, гидросферу, необдуманной трансформацией и конструированием человека (изменением пола, генной инженерией и пр.), изменением самих основ существования общества как социальной системы (речь идет об атомизации общества, «конце социального»). Ученые и мыслители предрекают нам наступление технологической сингулярности – точки, когда человечество перестанет контролировать технику. Это будет связано, возможно, с созданием и внедрением искусственного интеллекта.

«Общество риска» - так охарактеризовал современную цивилизацию У. Бек. Мы сами закладываем основы почти всем рискам, с которыми в дальнейшем и сталкиваемся. Вмешиваясь в геном человека, мы, возможно, лишаем наших потомков способности естественного оплодотворения и нарушаем естественный отбор. «Общество риска» – это рукотворное образование. Орудия, машины, приборы, технологии, - все то, чем орудует современный человек, что он создает, но что в процессе жизнедеятельности и эксплуатации отчуждается от него и начинает противостоять человечеству. Так, создав смартфоны, планшеты, мы, с одной стороны, облегчили себе жизнь, создали прекрасное средство для коммуникации, получения и обмена информацией. Но вместе с тем, мы обрекли наших детей на статус «потерянного поколения», потому что они разучились общаться вживую, играть в игры, чувствовать и переживать природу. Безусловно, дело не в самой технике, а в ее применении. Но ведь прежде, чем ее создать, надо осуществить глубокую философскую рефлексию и социальную экспертизу возможных последствий ее внедрения. Именно этому и служит философия техники. Она учит технических специалистов, инженеров, конструкторов и всех тех, кто создает различные технологии ориентироваться на этическое, антропологические и аксиологическое измерение техники, соотносить свою техническую деятельность и ее результаты с миром человеческих ценностей. В этом и есть настоящее призвание философии техники!



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 551;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.