Глава 5. Отечественные школы коммуникативного дизайна
5.1"Коммуникативный дизайн» МГХПУ им.
Кафедра "КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИЗАЙН" МГХПУ им. С.Г. СТРОГАНОВА-одна из молодых кафедр университета, была создана в 1965 году в связи с возросшей потребностью в дизайнерах, способных проектными методами решать проблемы формирования графической среды. Возглавил кафедру ее основатель и старейший педагог - профессор Михаил Александрович Марков. Усилия коллектива кафедры ("Промграфика и упаковка" - ее первое название) были направлены на выявление специфических особенностей профессии художника-графика и требований промышленности, что повлияло на формирование программы и учебных планов. Большой вклад в разработку методических материалов внес В.А. Брюн. Среди объектов проектирования на этом этапе были: товарные знаки, упаковка, плакаты. Изучение наследия художественных школ, опыт коллег других вузов, работы первых выпускников - стали основой учебных программ. Традиции, заложенные М.А. Марковым, с 1973 года продолжил Альфред Александрович Карху. К середине 70-х годов кафедра завершила этап становления. Образовался фонд студенческих работ, сложились определенная методика и программа. Дальнейшее развитие кафедры связано с именем профессора Сергея Ивановича Смирнова, руководившего ею с 1 977 по 1 994 год. С.И. Смирновым был создан и введен ориентированный на специализацию курс шрифта. С развитием в нашей стране графического дизайна как самостоятельного вида художественно-проектного творчества кафедра устанавливает тесные контакты с промышленными предприятиями, редакциями и издательствами, различными рекламными агентствами. Выпускники кафедры разрабатывают широкий круг печатной продукции и рекламных материалов, работают в области дизайна упаковки. Это время связано с возрастающим интересом к профессии дизайнера-графика: зарубежные выставки и конкурсы, международные обмены студентами и очевидная потребность в специалистах данной области только увеличили интерес и популярность профессии и кафедры. Современный этап в жизни кафедры связан с именем Ксении Андреевны Кондратьевой (1937-2001). Доктор искусствоведения, профессор, прекрасный педагог, она сумела перевести специальность из лона декоративно-прикладного искусства в область дизайн-деятельности, адаптировать проектные методики, известные в промышленном дизайне, к решению задач дизайна графического. Название "Коммуникативный дизайн" возникло не случайно. Кондратьева считала, что в названии кафедры должен декларироваться подход, а не какой-то ограниченный предметный ряд, который может со временем меняться. И название "Коммуникативный дизайн" обозначает именно подход к проектированию. Словом "коммуникация" она хотела акцентировать особое свойство дизайна - его активность в обращении к потребителю, его информативность, выразительность языка, актуальность. Общеизвестно, что сегодня дизайнер выступает в роли коммуникатора между объектом, который он спроектировал, и потребителем, который будет им пользоваться. Коммуникативность присутствует в предметной среде в целом, но зачастую этот фактор либо недооценивается, либо вовсе игнорируется.
В конце 1980-х, еще на кафедре дизайна, которой тогда руководила К.А. Кондратьева, начала формироваться мастерская суперграфики и графики в городской среде. Результаты были весьма любопытными: студентам выдавалось готовое изображение знака или логотипа и на этой основе им предлагалось найти адекватное объемно-пространственное решение. Проблема поиска образа не зависит от объекта проектирования: и в объемно-пространственном, и в графическом проектировании она одинаково актуальна.
Перемены на кафедре были связаны и с тем, что студентам и преподавателям стала доступна новейшая информация о мировом дизайне, об актуальных направлениях в современном искусстве и проектной культуре. Кондратьевой была написана специальная статья об отдельных направлениях постмодерна, где каждому из них давалась ясная и лаконичная характеристика. Менялась и привычная схема проектирования. Проектирование по принципу "от аналога" больше никого не устраивало. Особое внимание на кафедре стали уделять выявлению культурных прототипов. Задания, которые начинались с поиска образа через инсталляции, давали очень интересные результаты. Такие герои эпохи, как Любовь Орлова, Мерилин Монро, Владимир Маяковский и Чарли Чаплин, позволяли выявить очень точный стилистический образ и впоследствии использовать его в конкретных проектных предложениях. В качестве объектов курсового проектирования стали отбирать привычные вещи, которые окружают нас повсюду. К ним относились технически простые объекты: всевозможные бытовые светильники, плееры, флаконы и упаковка - все то, что позволяло предельно сосредоточиться на поиске образной идеи. Параллельно развивалось и направление, связанное с этническими и региональными особенностями в современном дизайне. Результаты проектных заданий, начинавшиеся с инсталляций, впоследствии обошли все выставки дизайна. Поиск образной выразительности, проблемы информативности и истоки отечественной проектной культуры - вот вопросы, которые волновали К.А. Кондратьеву.
В первых заданиях начала 1990-х годов за основу была взята проблема информативности формы. Например, ставилась задача проектирования самых простых объектов, таких как плеер, но для прослушивания каких-то определенных музыкальных стилей. Преподавателям и студентам все хотелось сделать заново. Пала стена в Берлине - и появилась идея для плеера в виде обломка этой стены. На этом обломке - фрагмент граффити, фактура бетона. Другой проект напоминает фрагмент трубы - для любителей джаза, третий, в виде бритвы, - для музыки в стиле "диско". В этих вещах, относящихся к промышленному дизайну, все ярче начинала обозначаться графическая составляющая, которая и определяла, в итоге, образ и композиционный замысел. Ассоциативный подход к проектированию с одной стороны и информативность с другой - стали основами художественно-образного моделирования. Всего за несколько лет работы кафедра была кардинально реорганизована: полностью пересмотрены учебная программа и методика курса проектирования, введены и соподчинены между собой новые предметы - типографика, фотографика, на кафедре появился первый в университете компьютерный класс, что позволило перейти к новому инструменту проектирования. Таблица графических упражнений.
Таблица 6 – Графические упражнения по обучающим курсам
1 курс пропедевтика | |
2курс проектирование | |
3 курс проектирование серии | |
4 курс мультимедийная презентация | |
5 курс разработка корпоративного стиля | |
6 курс дипломная работа |
Ректорский просмотр |
1.http://mghpu.ru/index.php/shortprogramms/hrsem/62-commdes
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 358;