Пути создания товарного знака
Согласно действующему законодательству в соответствии со статьей I Закона РФ "0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, правовая охрана предоставляется также и знакам обслуживания (товарный знак предприятия, предоставляющего услуги), в отношении которых применяется правовой режим, одинаковый с товарными знаками.
Регистрация и использование знаков тесно связаны с другими видами промышленных прав. В то же время они отличаются от последних. Так, товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом - фирменным наименованием. Фирменное наименование - это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется.
В России владельцами товарных знаков могут быть государственные, кооперативные и иные общественные предприятия, организации и объединения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие производственную или торговую деятельность или оказывающие услуги, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью в соответствии с законодательством России.
Товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован до его использования. Охрана товарного знака осуществляется государством в течение 5 лет с момента его регистрации в комитете России по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и некоторые другие (звуковые - как позывные радиостанции "Маяк", световые - на машинах спецслужб и т. п.)
Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия. Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Темой словесных знаков могут быть астрономические названия (Весы, Близнецы, Галактика), имена собственные (Полиграф Полиграфыч, Дина), имена исторических личностей (Бербер, Основатель, Грущик), имена театральных героев (Санта-Барбара, Тоска). Существует также группа товарных знаков, состоящая из названий профессий (Литератор, Мастер, Доцент), географических названий (Москва, Сибирь). В настоящее время в качестве словесных товарных знаков широко применяются так называемые искусственные слова, чаще называемые "логотип" (Logotipe - англ.): сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют семантической основы в языке. Kраткий, звучный и выразительный словесный знак, рожденный грамотным лингвистом и доработанный дизайнером-графиком с учетом психологических особенностей человеческого восприятия, легко воспринимается и запоминается на слух.
Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.
Комбинированные товарные знаки содержат в себе знаки изобразительного и словесного вида. Композиция комбинированных товарных знаков может представлять собой сочетание: рисунка и слова; рисунка и букв; рисунка и цифр; слов и букв; букв и цифр и т.д. Все возможное многообразие изобразительных средств и техники исполнения можно отнести в эту немногочисленнную группу.
Информационные знаки
Это обозначения, наносимые на упаковку или товар, информирующие: - о фирме (товарные знаки или знаки обслуживания); - о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки); - о содержании отдельных компонентов; -о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки); - о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов(предупредительные символы); - экологические знаки. Порядок присвоения и правила нанесения информационных знаков устанавливаются стандартами или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, свет, форма изделия или его упаковка.
Знаки соответствия стандартам
В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что выполняется третьей - независимой от изготовителей и потребителей - стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов. А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия. Общие сведения, касающиеся определения и использования знака соответствия, изложены в специальных совместных руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК). Под знаком соответствия (в области сертификации) понимается защищенный знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, для подтверждения соответствия стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия наносится на продукцию, ее упаковку и (или) сопроводительную документацию. По своей правовой природе знаки соответствия и товарные знаки не идентичны. Различают национальные и транснациональные знаки.
Национальные знаки. Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством. Фирмы производители любой страны могут подать заявку в национальный орган стандартизации и сертификации на получение лицензии на использование знака соответствия. Без лицензии применение знака соответствия не допускается. Согласно общим требованиям национальных органов стандартизации и сертификации для получения лицензии изготовитель должен доказать, что обладает достаточными техническими средствами и возможностью обеспечить контроль продукции и ее стабильное качество.
Применение знака соответствия в России. Правовые нормы, регламентирующие использование знаков соответствия в нашей стране, установлены законами "0 сертификации продукции и услуг", "0 стандартизации", "0 защите прав потребителей", "Об оружии". Согласно общим требованиям к порядку проведения сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ РФ при выдаче сертификата на изделие или на партию продукции орган по сертификации или, по его поручению, изготовитель маркирует товар и (или) тару, упаковку и сопроводительную документацию российским знаком соответствия (рис. 1). Четыре символа под знаком обозначают четыре последних знака кода органа по сертификации:
Российский знак соответствия, которым маркируется cертифицированная продукция, отвечающая требованиям безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
2 символа - группа продукции, на которую аккредитован орган; 2 символа - номер, под которым зарегистрирован орган в государственном реестре в этой группе продукции.
Знак соответствия наносится в непосредственной близости от товарного знака изготовителя. Форма знака соответствия установлена ГОСТ Р50450-92. 0н подтверждает, что по результатам сертификационных испытаний продукция отвечает установленным требованиям безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Регистрацию знаков соответствия проводит Госстандарт России, он же устанавливает порядок выдачи и оплаты лицензии на право использования знака соответствия. Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя. Согласно закону "Об оружии" каждая единица изготовленного оружия и боеприпасы к нему подлежат испытанию на подтверждение соответствия требованиям эксплуатационной безопасности с последующим клеймением служебного и гражданского оружия или нанесением знаков их соответствия стандарту. Импортируемое оружие и боеприпасы к нему также должны иметь клеймо или знак соответствия стандарту.
Транснациональные знаки
Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность многих международных и региональных организаций, направленную на создание условий для преодоления этих барьеров: возникли новые, специально для этого созданные организации по сертификации, которые разработали международные системы сертификации отдельных видов продукции и знаки соответствия к ним. Таким образом, транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов. Европейский комитет по стандартизации (СЕМ), в который входят страны Европейского экономического сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли, а также Испания, разработал две системы сертификации продукции. Согласно одной из mix (система маркировки CENGER) для удостоверения соответствия продукции евростандартам CEN присваивается знак "CEN" (рис. 14). В этом случае знак "CEN" признается другими странами-участницами.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в целях обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг в1985 г. разработало программу по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕС и евростандартов (в них ограничены требования, касающиеся безопасности, охраны здоровья и окружающей среды).
Для указания соответствия таким директивам ЕС и соответствующим им евростандартам установлен единый знак соответствия "CE". Этот знак не исключает возможности использования национальных знаков соответствия национальным или евростандртам, но является единственным свидетельствующим о соответствии Директивам EC (рис. 12).
Другим транснациональным знаком соответствия, пользующимся международным признанием, является знак "CENELEC", принятый европейским комитетом по стандартизации в электротехнике CECC (рис. 15). Электронные компоненты, маркированные этим знаком соответствия, могут применяться всеми странами-членами системы без дополнительных испытаний. Знак "CENELEC" зарегистрирован в качестве знака сертификации в настоящее время в 38 странах мира. В скандинавских странах создана региональная система сертификации электроизделий и шлемов на соответствие требованиям безопасности. После сертификации и получения лицензии на использование знака соответствия изделия маркируются одним из знаков соответствия, зарегистрированных Датским советом по стандартизации "DS", Норвежским Союзом стандартизации "NS", Шведской комиссией по стандартизации "SIS", финской Ассоциацией стандартов "SFS". Общескандинавский знак соответствия может быть образован из двух, трех или четырех национальных знаков и дополнен при маркировании кодом названия страны.
Знаки характеризующие содержание отдельных компонентов в продовольственных товарах
К этим знакам относятся индексы Европейской комиссии по пищевым добавкам (Е), которые стоят на упаковке большинства импортных продуктов. Индекс Е свидетельствует о присутствии в продуктах пищевых добавок, конкретные наименования которых кодируются трехзначным номером. По определению ВОЗ пищевые добавки - зто природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах преднамеренно вводятся в продукты. В разных странах в производстве продуктов питания используют около 500 пищевых добавок. Безопасность пищевых добавок систематически рассматривается Объединенным комитетом экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (ФАО - специализированное учреждение ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства). В рамках Европейского сообщества действует аналогичная комиссия. Возможный уровень пищевых добавок в том или ином виде продуктов питания устанавливает и вносит в свои перечни действующая в рамках ФАО/ ВОЗ комиссия по разработке стандартов на продовольственные товары - комиссия "Кодекс алиментариус".
В системе "Кодекс алиментариус" пищевые добавки классифицируются следующим образом:
1. от Е 100 до Е 182 - красители,
2. Е 200 и далее - консерванты,
3. Е 300 и далее - антиокислители, иначе антиоксиданты (замедляют окисление и тем самым предохраняют продовольствие от порчи, по действию схожи с консервантами),
4. Е 400 и далее - стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции) и загустители,
5. Е 500 и далее - эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов, по действию похожи на стабилизаторы),
6. Е 600 и далее - усилители вкуса и аромата,
7. Е 700 - Е 800 и далее - запасные вещества,
8. Е 900 и далее - противопенные вещества.
Сюда же, а также во вновь формируемую группу Е 1000 входят глазирующие агенты, подсластители соков и кондитерских изделий, добавки, препятствующие слеживанию сахара, соли, для обработки муки, крахмала и иные. Разрешение на применение пищевых добавок в России выдает госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Список добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности России, а также их присутствие в импортных пищевых продуктах, состоит всего из трех наименований.
Их следует запомнить!
Е121 - CITRUS RED 2 (цитрусовый красный 2), /краситель/.
Е123 - AMARANTH (амарант), /краситель/.
Е240 - FORMALDEHYDE (формальдегид).
Знаки символы по уходу
При использовании некоторых непродовольственных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания на товаре и (или) упаковке помещают графические символы, указывающие те или иные операции, соблюдение которых обеспечит сохранение качества товара. Так, на этикетках текстильных изделий проставляют международные символы, регламентирующие режимы стирки, отбеливания, глаженья, химической чистки, сушки в электрической сушилке для белья.
Манипуляционные знаки
К манипуляционным знакам относят изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Если с товарами необходимо обращаться по-особому при погрузочно-разгрузочных работах, непосредственной транспортировке и хранении, то на тару или упаковку наносят специальную маркировку, указывающую специфические свойства товара и способы обращения с ним. Изображение, наименование, назначение, размеры, правила размещения манипуляционных знаков на таре регламентируется. ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". В ГОСТе предусмотрено 20 манипуляционных знаков. Пояснения к некоторым знакам даны на рис. 22-27.
Знаки экологичности
Эти знаки наносят на упаковки в целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей среды. Их условно можно разделить на две группы. 1-я группа - знаки, отражающие безвредность для экологии изделий в целом или их отдельных свойств. Наиболее известные в этой группе знаки "Голубой ангел" (рис. 17), "Белый лебедь" в скандинавских странах (рис. 15), "Эко-знак" Японской ассоциации по охране окружающей среды (рис. 16). Знак "Голубой ангел" появился в 1978 г. в Германии, которая, пожалуй, занимает первое место в ряду ревнителей чистоты. Центральная фигура этого знака заимствована из эмблемы Программы ООН по окружающей среде. Советом ЕС в 1992 г. разработаны основные подходы к системе экс-маркировки. Введение единой экс-маркировки в Европе должно способствовать разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла, и направлению на обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта. Настоящая система экс-маркировки не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.
Экс-маркировка должна включать знак, изображенный на рис. 21, который может быть нанесен черным цветом на белый (или наоборот) или сочетанием двух цветов (зеленого и голубого). Решение о присвоении эко-этикетки принимается компетентными органами стран-членов ЕС, которые предварительно проводят оценку экологичности изделия-кандидата. Расходы, связанные с процедурами оценки и специальный сбор за использование эко-маркировки в случае положительного решения должна оплачивать сторона-соискатель эко-маркировки.
2-я группа эко-знаков призывает к охране окружающей среды или применяется для обозначения предметов, поддающихся вторичной переработке, или обозначения продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья. Чаще других в этой группе встречается знак "Зеленая точка" (см. рис. 18) - символ того, что производство данного продукта экологически чистое, а сама тара подлежит вторичной обработке. Впервые знак появился несколько лет назад в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. В настоящее время многие страны Европы приняли "Зеленую точку" в качестве эко-знака, поэтому ее можно встретить на упаковке многих европейских товаров.
Аналогичное значение имеет знак "ресайклинга" (рис. 19), встречающийся на изделиях США, Великобритании, скандинавских стран. Им маркируются предметы, поддающиеся обработке, а также те, что уже получены из вторичного сырья, например: тазы, баки, бутыли, контейнеры из полимеров. В 1985 году была принята Венская конвенция об охране озонового слоя, который защищает все живое на земле от воздействия вредной радиации, исходящей от Солнца. Знак, изображенный на рис. 20, указывает на отсутствие в приборе, товаре фреона, который, попадая в атмосферу, вступает в реакцию с озоном.
Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, вырезок и т.п. Проектирование может существенно упроститься, если дизайнер точно выберет одну из характеристик изделия или услуги, производимых организацией, и графически обыграет это свойство для создания необходимой ассоциации в восприятии товарного знака.
1. Источник происхождения
а) Производитель.
а.а. Обозначение производителя.
а.б. Обозначение предприятия.
а.в. Обозначение отрасли.
б. Географические, административно-политические, этнические источники.
б.а. Место нахождения предприятия.
б.б. Страна происхождения.
б.в. Национальная культура производителя.
в) Дополнительные источники.
в.а.Происхождение сырья и материалов.
г) Используемая технология производства.
д) Способ доставки к месту продажи.
2. Функции изделия
а) Применение.
б) Назначение.
3. Состав изделия и его упаковка
а) Сырье.
б) Состав.
в) Ингредиенты.
г) Упаковка.
4. Физические свойства
а) Форма.
б) Цвет.
в) Вес.
г) Структура.
д) Вкус.
е) Эластичность
ж) Прочность.
з) Внешний вид.
и) Температура.
к) Точность.
л) Фактура.
5. Эксплуатационные и потребительские свойства
а) Качество.
б) Безопасность и надежность.
в) Скорость.
г) Комфортность.
д) Способ приготовления.
е) Долговечность.
ж) Способ потребления.
з) Целебные свойства.
6. Психологические свойства
а) Престижность.
б) Ценность как предмета роскоши.
в) Чувственное восприятие.
г) Сексуальные ассоциации.
д) Привлекательность.
е) Таинственность.
7. Экономические факторы
а) Цена.
б) Доступность.
в) Родство с аналогичными продуктами.
8. Результаты использования.
а) Результаты.
б) Полезность.
Лейтмотивы, используемые в изображении товарного знака.
Употребление в качестве мотива в проектировании товарного знака известных изображений внушает доверие, легко воспринимается, но, вследствие этого, зачастую не отличается оригинальностью. Напротив, непривычные изображения не нравятся из-за их новизны, воспринимаются с трудом, но зато обладают высокой степенью оригинальности. Определить границы разумного при использовании традиционной или новой формы знака - задача, которую решает дизайнер в меру своих способностей.
Для дизайнера осознание современного стиля в рекламе является важным фактором, диктующим необходимость обеспечить прогрессивный облик товарного знака. Из этого не следует, что модный и оригинальный дизайн всегда означает успех и безусловное признание, но хорошие изображения обычно свидетельствуют о наличии острого чувства моды и тонкого вкуса. К сожалению, оценить эти свойства товарного знака могут в основном только профессионалы на традиционно устраиваемых выставках и конкурсах.
Реальные объекты и символы:
1. Астральные символы
а. Солнце, луна.
б. Земля.
в. Звезды.
г. Созвездия.
д. Зодиакальные знаки.
2. Изображения человека
а. Женские, мужские фигуры.
б. Части тела.
в. Органы. сердце. легкие.
г. Скелет и его составные части.
3. Животный мир
а. Млекопитающие.
б. Птицы.
в. Рыбы.
г. Насекомые.
4. Растения
а. Плоды.
б. Корни.
в. Листья.
5. Объекты культуры и их фрагменты
а. Архитектура.
б. Искусства.
6. Техника
а. Машины и механизмы.
б. Технологические процессы.
7. Предметная среда
8. Абстрактные мотивы
a. Символика.
b. Шрифтовые и числовые знаки, каллиграфия.
c. Произвольные формы.
Оценочная таблица для выбора знака
Требования.
Требования, которым должен соответствовать логотип:
1. профессионализм выполнения
2. запоминаемость
3. оригинальность, ассоциативность
4. универсальность при изменении размера (уменьшение, увеличение без потери качества восприятия деталей)
5. универсальность колористического решения (адаптация к различным цветовым средам)
Ясность визуального, как и словесного, выражения достигается не только в результате длительного опыта, но и на основе знания языка и понимания принципов его эффективного использования. Как и другие языки, визуальный имеет свои собственные ресурсы и возможности, характерные именно для него, - словарь элементов формы, грамматику пространственной организации, идиомы объемной перспективы и синтаксис фразировки образов. Если в изобразительном искусстве визуальный язык часто является самоцелью, определяя собой ценность всего произведения, то в прикладной графике и в промышленном искусстве его применение ограничивается требованиями производства и рынка[1].
1.http://rosdesign.com/design/logoofdesign.htm
Приложения А,Б,
Приложение А
В качестве примера приведена форма технического задания на разработку логотипа.
Техническое задание на разработку логотипа может включать в себя служебное задание и приложения. Служебная информация : дата оформления заказа , ФИО оформляющего заказ , подпись ФИО представителя компании, должность представителя компании , координаты представителя компании, подпись , Deadline. Приложения : адрес интернет сайта компании , другие ссылки , брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент, имена приложенных файлов , приложениях к техническому заданию, отметки о бумажных приложениях, имена файлов электронных приложений. Эти два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом техническом задании. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.
Информация о компании : название, род деятельности, конкурентные преимущества, потребители, партнеры, поставщики, конкуренты, цели и задачи (перспективы развития компании в обозримом будущем) , дополнительная информация о компании (не вошедшая по каким-то причинам в предыдущие пункты).
Информация о продукте (услугах) : название, описание, конкурентные преимущества , уникальное торговое предложение, ценовой сегмент рынка, целевая аудитория , конкуренты , дополнительная информация. Разделы необходимы для составления общей картины о заказчике. Они должны присутствовать, если обращается новый заказчик или старый клиент с новым продуктом.
Информация о существующем фирменном стиле включает в себя : логотип , пометка о прилагаемом файле, фирменные цвета в Pantone или CMYK , фирменные шрифты , пометка о прилагаемых файлах шрифтов, графические элементы, образы, персонажи , пометка о прилагаемых файлах , модульная сетка, пометка о прилагаемых файлах , другие элементы фирменного стиля, пометка о прилагаемых файлах. Этот раздел должен присутствовать, если обращается новый заказчик или вы уже длительное время не работали с предыдущем. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля.
Дизайн логотипа включает в себя: название, строку статуса в логотипе, пожелания по цветовому решению, предпочтения по стилистике дизайна (классический, модернистский, гранжевый, юмористический и т.д.), примеры удачных логотипов (по мнению клиента),и др.
Логотип может быть использован: в деловой документация, полиграфии, интернет, наружной рекламе, на транспорте, телевидении, упаковке и др.
Несмотря на все бесчисленное многообразие идей, форм, колеров, композиций и стилей, структуру логотипа можно свести к трем основным схемам построения. Первая схема: фирменный шрифт, словесный знак - словесный знак, название фирмы, выполненное специально спроектированным шрифтом или путем адаптации уже существующего шрифта для данной конкретной фирмы – заказчика Рис. 82.
Рис. 82.
При этом возможно: простое (обычное) начертание шрифта, введение в шрифт, как элемент композиции, элемента знаковости путем художественного изменения, деформации части шрифта, одной буквы шрифта или части буквы, адаптация шрифта до уровня знака. Вторая схема: фирменный знак, графический символ - логотип - символ, специально подобранный и спроектированный для данной фирмы-заказчика с целью добиться уникальности, узнаваемости, привлекательности, запоминаемости. Иногда в качестве знака может выступать фирменный шрифт, художественно измененный до придания графемам черт знаковости. Рис
Рис. 83.
При этом возможно: абстрагируется конкретное изображение объекта,вещи, модифицируется шрифтовая графема или создается композиция из шрифтов, применяется композиция шрифт плюс объект ,создается ассоциативная абстракция.
Третья схема включает в себя : фирменный блок, комбинация - совокупность фирменного шрифта и фирменного знака. При этом совсем не обязательно, что знак и шрифт всегда должны использоваться вместе. При проектировании фирменного блока необходимо определить какой из двух компонентов композиции будет доминантой. Рис. 84.
Рис. 84.
При этом возможно: использование фирменного блока (композиция частей: логотип плюс шрифт), использовать по усмотрению фирменный знак-логотип отдельно от фирменного шрифта и наоборот. Все логотипы в плане колера нужно проектировать с учетом изменяющейся среды обитания, в которой они вынуждены будут находиться по роду службы : По этому можно предусмотреть как полихромный, так и монохромный .Независимо от того, какая схема логотипа выбрана, необходимо спроектировать его так, чтобы вызываемые логотипом ассоциации не нести негативных или нежелательных эмоций. Практически можно предложить методику "Solo",разработанную для ускорения и улучшения процесса проектирования логотипа. Человеческая мысль подобна волнению водной поверхности, настолько она переменчива и непостоянна. Но нужно научиться фиксировать состояние своей творческой мысли, чтобы те идеи и образы, постоянно возникающие в нашем воображении, не исчезли бесследно, не растворились, не затерялись, подобно каплям воды в среде себе подобных... Мы фиксируем свои идеи карандашом на бумаге. Или голосом наговариваем в диктофон, чтобы впоследствии так же перенести идею на бумагу, воплотить свои мысли в рисунке и посмотреть, что же из этого выйдет. Проектируем логотип фирмы "Интернет Информ". Фирма занимается On-Line деятельностью, в частности, предоставлением ценовой информации в сети интернет. Это два объекта ,определяющие специфику фирмы: интернет и информация. Находим символ для каждого объекта. Но можно пойти по более простому пути и попробовать абстрагировать графемы первых букв названия фирмы "И+И". В этом случае нужно начинать с "олицетворения".
Таблица 10 –
Наименование | Изображение |
Олицетворение – схематизация | |
Фетишизация – ассоциация | |
Символ – универсализация | |
конструкционная модульная сетка | |
изобразительный товарный знак, логотип прямое изображение | |
логотип тоновой вариант | |
логотип негативное изображение | |
фирменный блок | |
вариации на тему | |
фирменный цвет, фирменная цветовая гамма | |
Раппортное поле, орнаментальная структура |
Фирменный стиль компании должен рассматриваться как способ повышения качества и эффективности рекламы, как инструмент укрепления престижа компании и как важный коммерческий фактор. Он должен определяться минимумом цветографических элементов с предлагаемыми принципами их использования в деловой документации, в рекламных печатных материалах, в прессе, наружной рекламе и других элементах идентификации. Заданные принципы не должны сковывать творческую инициативу дизайнеров – графиков при разработке конкретных объектов - носителей фирменного стиля. Необходимо твердо помнить, что искажение товарного знака, фирменного цвета, пренебрежение модульной версткой полос в рекламных изданиях и замена шрифта другим ведут к разрушению единого образа компании. В знаке оценивается: содержание знака, возможность использования в средствах рекламы, различимость, стилистические особенности, убедительность, надежность, актуальность, региональные черты, индивидуальность.
Применение цвета в логотипе основывается на общих законах цветовой гармонии в композиции.
Таблица 11 –
Наименование цвета | образец |
Зеленый, желтый .красный | |
Синий, черный, зеленый | |
Красный. оранжевый | |
фиолетовый | |
Ахроматический контраст | |
Хроматический контраст | |
нейтральный | |
Вариант заливки спектр радуги |
При составлении колористического решения логотипа можно пользоваться двумя или тремя цветами, считая за цвет : черный, серый ,белый.
Зелено желто красная часть цветового спектра может иллюстрировать пищевые продукты, т.к все известные нам продукты растительного происхождения имеют родственный этой части спектра цвет. Все остальные цвета будут для пищи неестественного цвета. Сине-черные цвета плюс серый тон и все монохромные растяжки с примесью серого характерны для металла и более подходят к машиностроительной индустрии, а также всем производствам, связанным с металлом или другими близкими "техностилю"производствами. Красный цвет - цвет предупреждения. Он, как и оранжевый, всегда обращает на себя внимание. Фиолетовый - цвет тревоги, беспокойства, неуверенности, меланхолии, "волшебства, церковности, женского одиночества". Интересно, что совмещение красного цвета с фиолетовым без разделяющего цвета или тона, всегда вызывает у наблюдателя раздражение. Если используется в логотипе несколько цветов, то в таком логотипе ,как правило, базовым цветом является черный. В качестве второго цвета может быть любой. Третий цвет должен быть ахроматическим или хроматическим и контрастным ко второму. В проектировании логотипа ,его колористики часто используется ахроматический контраст. Например сочетание цветов: черного ,темно зеленого, светло зеленого. Цвета расположены в одной области спектра, но имеют различную яркость и насыщенность. Хроматический контраст также используется в разных сочетаниях логотипа. Цвета расположены в различных областях спектра, но имеют одинаковую яркость и насыщенность. Белый и черный тона являются нейтральными сами по себе. Они никогда не вступают в конфликт с другими цветами, а дополняют или разделяют их. Аналогично нейтральными являются все градации серого цвета. Как вариант заливки логотипа (или его части) может быть использован спектр радуги или похожий по замыслу сложный градиент. В таком случае эту заливку необходимо делать внутри некоего контура с целью предотвратить сливание логотипа с фоном в тех местах, где их цвета совпадают и "собрать" в одно целое эту композицию. Использование логотипа защищается авторским правом. Авторское право (copyright) право автора на исключительное использование выполненной им работы. Оно определяет интеллектуальную собственность, т.е. то, что литературные, музыкальные и художественные произведения являются собственностью групп лиц, их создавших. Только с разрешения авторов эти произведения могут быть изданы, переизданы и переведены на другие языки. Позже авторское право было распространено на программы, радио- и телевизионные передачи, кино- и видеофильмы, Программное Обеспечение (ПО). Авторское право сохраняется за ее владельцем всю его жизнь и в течение, как правило, 50 лет после его смерти. Распространение или воспроизведение произведения без согласия автора считается уголовным преступлением. Авторы записываются на титульном листе их работы рядом с символом C, обведенным окружностью[1].
1.http://www.r
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 395;