Информационная система
Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что большинство всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).
Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.
Графический дизайн «превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер-график, который становится визуальным коммуникатором» [5].
Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, остается привлекательной сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но важных стилевых тенденций и модных течений.
Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев.
Первый слой, с которым имеют контакты практически все, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.
Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.
Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т. д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними.
При проектировании элементов третьего слоя, прежде всего для случаев производственных интерьеров, организации рабочих мест, диспетчерских служб и эксплуатации другого технически сложного оборудования, основными становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Разработка элементов второго слоя, в частности пиктограмм, указателей, табличек и пр. для производственных и общественных интерьеров (медицинские учреждения, вокзалы, автостанции, аэропорты) также требует в первую очередь выявления и учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия, характерного для возможно большего процента персонала и обслуживаемого контингента населения. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического стиля. В связи с этим в современном дизайне появилось новое понятие . как информационный дизайн.
Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов[2].
Традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования данных в информацию, с помощью картинок, символов происходит передача идей, иллюстрация данных . Дино Карабег дал определение информационного дизайна как дизайн информации.
Рис. 29. Дизайн графика марша Наполеона на Российскую империю, дизайнер — Шарль Минар
Для информационного дизайна важны ответы на следующие вопросы: каковы цели информации в данной культуре, как они могут достигаться эффективнее, каким новым целям может служить информация, как информация должна быть представлена, чтобы достичь целей. Информационный дизайн делает сложные наборы фактов доступными восприятию, требует междисциплинарного подхода к коммуникации. Например, сочетая умения графического дизайна, предметного дизайна, цифровых технологий, когнитивистики((когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.), теории информации и культурологии. Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем.
Рис.30. Схема линий Новосибирского метрополитена
Информационные системы и средства визуальной коммуникации в «информационную эпоху» приобретают все большее значение в формировании интерьера. Происходит информатизация среды, где носителями информации и средствами визуально коммуникации становится все, включая свет и композицию. Композиционная организация пространства задает образные характеристики интерьера, помогает ориентироваться в его обстановке. Информация формирует атмосферу и выразительность интерьера. Графический дизайн приобретает значение монументально декоративного произведения в этом пространстве. Информационные системы и средства визуальной коммуникации в «информационную эпоху» приобретает все большее значение в формировании интерьера. Носителями информации и средствами визуальной коммуникации становится все от света до композиционных приемов. Информационный дизайн помогает человеку сориентироваться в незнакомой обстановке; информационные потоки формируют атмосферу и выразительность интерьерной среды; графический дизайн обретает значимость монументально-декоративного произведения; колористическое решение интерьера подчиняется «информационному сценарию». Примером последнего могут служить комплексные колористические решения метрополитена в Сеуле и Токио, построенные на принципе «цветового кодирования», где все станции метро решены единообразно, в нейтральных тонах, но в Сеуле на стенах станций и в верхних частях опорных колонн сделаны яркие вставки-полосы такого цвета, каким на общей схеме обозначена та или иная ветка метро. Такие же цветовые идентификаторы присутствуют во входных вестибюлях и на знаках, указывающих места входа в метро в городской среде.
В Токио желтым цветом маркируются зоны выхода или переходов, а синим - информация, связанная с направлениями движения поездов. Точкой соприкосновения информационно-коммуникативной составляющей интерьерных пространств и пользователя становятся визуально-графические приемы и символы, являющиеся универсальным коллективным языком. Необходимо выделить несколько основных функций информационных систем:
1) функция непосредственной ориентации в пространстве (информация прямого действия), которая включает указатели расположения объектов в пространстве и выбора направления движения в стандартных и экстремальных ситуациях; предупреждение об опасности; обеспечение информацией маломобильных групп посетителей и людей с ограниченными возможностями.
2) функция «познавательной» информации и поведенческой ориентации осуществляется обычно системами непрямого действия, в т.ч. системами дополнительной или сопутствующей информации (реклама, отсчет времени, адреса фирм, расписание рейсов и т.п.), которые складываются из щитов, эмблем, электронных табло, витрин, вывесок, видеопроекций, персональных стоек администраторов-консультантов, интерактивных устройств на базе компьютерных технологий и т.п.
Основы размещения информационных систем базируются на психологии восприятия и поведения человека в незнакомом пространстве и ориентированы на общение пользователя с его окружением. Начальная ориентация в среде, когда внимание человека сосредоточено на таких информационных элементах как «вход» и «выход», «можно» и «нельзя», «куда» и «зачем». Это сопровождается замедлением движения, которое при высокой интенсивности транзита приводит к «пробкам». Здесь преобладающими для человека являются информационные системы непосредственной ориентации в пространстве. Когда приходит понимание направлений и оптимальных траекторий движения с фиксацией визуальных доминант и «информационных точек» пространства, к человеку возвращается нормальная скорость движения; начинается вовлечение человека в среду.
И, наконец, погружение в атмосферу, сформированную синтезом световых, звуковых, колористических, и других элементов, организованных повседневным или специальным сценариями.
Реализация визуальных информационных систем осуществляется:
• эффективностью (учетом доступности, освещенности, читаемости, тяготения определенной информации и видов ее реализации к определенным зонам интерьера);
• достаточностью (определяющая количество «информационных точек» с учетом оптимального расстояния между ними);
• эргономичностью (удобство восприятия с точки зрения антропометрии);
• коммуникативностью (доходчивость и читаемость» шрифтовых и знаковых композиций, а также наличие дублирующей информации на языках, принятых как международные языки коммуникации);
• системностью (организованность информационного оборудования в пространстве с учетом последовательности и художественной целостности его восприятия);
• модульностью (возможность размещения дополнительной информации или замена элементов оборудования на базе сложившейся структуры без привлечения значительных дополнительных средств);
• рациональностью (удобство размещения информационного оборудования и процесса его обслуживания);
• стереотипностью («узнаваемость», облегчающая поиск и восприятие необходимой информации в сжатые сроки);
• индивидуальностью (оригинальность или соотнесение, например, с «фирменным стилем» объекта);
• ансамблевостью (единство композиционных, колористических, шрифтовых, масштабных, пропорциональных и других приемов формирования данного комплекса информационных систем) и др.
Таким образом, для организации информационного дизайна основополагающими становятся общие принципы комплексного решения интерьерной среды[3].
Рис.31. Интерьер метро в Сеуле
Таблица 3 – Принципы размещения информационных систем в интерьере
Общие принципы комплексного решения интерьера | Приемы ориентации в системе визуальных коммуникаций | Иллюстрации |
Композиция интерьера | Композиция предметно-пространственного комплекса интерьера, в котором характер осей, логика пространственных связей и «обзорность» задают направление движения человека, может рассматриваться как органичный (естественный) прием ориентации в системе визуальных коммуникаций среды | естественная «читаемость» структуры центрального холла «Токийского международного форума» (архит. Р. Виньо-м, 1997 г.) дополнена специальными (направленными) элементами ориентационной информации - указателями, информационными табло и специальным мощением для слабовидящих |
Синтез утилитарных качеств информационных систем и образно-художественных средств организации интерьера (монументально-декоративного и орнаментального убранства) как элемент системы визуальной коммуникации | а, б в-информационные системы международного терминала в Иокогаме (архит. Ф. Муссави, 2004 | |
«Цветовое кодирование» в общественных комплексах - присвоение отдельным функциональным блокам или этажам определенного цвета или сочетания цветов, которые могут присутствовать в отделке, элементах специального оборудования, мебели, декоративных формах, помогая посетителю «идентифицировать» данное пространство и свое местоположение. «Цветовой код» отражается на информационных стендах, схемах и других системах ориентации в среде | Интерьеры торгового молла «КОЭКС» в Сеуле | |
«Знаковые» элементы среды | пиктограммы - условные графические знаки, указывающие расположение выходов, эвакуационных лестниц, санузлов, «информационных точек», различных элементов обслуживания и гл. | |
Системы «направленной» ориентации в пространстве | Подземная пешеходная площадь-конкорс и система полуоткрытых средовых пространств в районе «Сиодом» в Токио | |
Системы ориентации в экстремальных ситуациях | В. эвакуационная информация в интерьере | |
Информационные системы для маломобильных групп посетителей и людей с ограниченными возможностями | б- интерьер пассажирского терминала в Иокогаме: специальные вставки в мощение пола для слабовидящих указывают: движение прямо, изменение направления движения, остановку и место ожидания вагона поезда | |
Визуально-активные элементы интерьерной структуры работают на систему непосредственной ориентации человека в среде (идентификация пространства, выявление его «магнитов») и одновременно обозначают роль и место интерьера в общественной жизни | станции метрополитена в Лондоне дизайн станции «Черинг Кросс» с использованием узнаваемых образов средневековой книжной графики, современные информационные элементы вписаны в общую графическую композицию; д - «тематическое» оформление станции «Ротерхит | |
Системы непрямого действия как источник дополнительной или сопутствующей информации | временные выставочные стенды, экспонаты и рекламная инг.таппяиия в интепьепе ГУМа я Москве | |
«Информационный дизайн» превращает утилитарные информационные системы в ведущие средства формирования облика и интерьерной среды здания, теряющего четкие границы-стены | - кинотеатр «Прыгающие кадры» (архит. бюро «Дистиллер и Скоффидио», проект). | |
Комплексный подход к формированию среды отводит важную роль облику информационных систем | пешеходный мост в районе «Сиодом» в Токио | |
Комплексная автоматизированная информационная система «Вокзал» предназначена для оперативного информирования … Важным качеством табло является возможность отображения на нём не только буквенно-цифровой, но и графической информации... | Система «Вокзал» строится на базе собственной разработки компании «Аранеус» |
1. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991
2. Википедия
3. Ефимов А. В. , Лазарева М. В., Шимко В. Т. Архитектурно – дизайнерское проектирование . Специальное оборудование интерьера. Учебное пособие. – М.: « Архитектура – С», 2008. – 136 стр., илл.
4. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991
5. http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия
6. Ефимов А. В. , Лазарева М. В., Шимко В. Т. Архитектурно – дизайнерское проектирование . Специальное оборудование интерьера. Учебное пособие. – М.: « Архитектура – С», 2008. – 136 стр., илл.
7.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 393;