Возникновение человеческой речи и изобретение письменности
По работам д. ист. н., профессора МГУП Т.Г. Куприяновой становление традиционной коммуникативной среды началось с появления речи и развития письменности (примерно 40 тыс. лет назад). История полиграфии началась с древних времен. Начиная с папируса в древнем Египте и первой бумаги в Китае. Невозможно представить себе современное общество без книг и печатной продукции. Однако люди прожили без них большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало от одного к другому устно или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильем, одеждой и другими необходимыми вещами. Когда люди перестали жить небольшими группами, когда сложились первые государства, объем и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были не только сородичам или ближайшим соседям. Вот тогда и появилась письменность. Самый древний и самый простой способ письма появился ещё в палеолите — „рассказ в картинках“ Рис. 8. Наскальное письмо древних в палеолите Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). Рис. 9. Ассиро-вавилонское письмо — образец клинописи Рис. 10. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье Рис. 11. Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей |
В 593 г. в Китае был изобретен первый печатный станок. Иероглифы вырезались на деревянных блоках, покрывались краской, после чего делались оттиски. Во времена правления династии Танг (618—906) между IV и VII вв. н. э. деревянные блоки разрезались для печатания на ткани и позже для восстановления Буддистских письмен. Буддистская священная книга, напечатанная в 868 г., является самой первой из известных нам напечатанных книг. В начале XI в. с помощью мобильных печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сонг (960—1279).В Китае в V-VIII в. н.э. делали оттиски с надписей и изображений на камне, которые очень ценились; чтобы получить их рельефные части покрывали краской и прикладывали к ним листы бумаги. Так можно было получать необходимое количество оттисков. На деревянных досках вырезали тексты и изображения в зеркальном отражении. Доску смазывали краской. Полученные оттиски монтировали сначала в свиток, а потом стали складывать, как ширму. Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы с наружной стороны; в XIV – XV вв. их стали прошивать. Гораздо удобнее цельной доски с текстом отдельные знаки, из которых можно составлять разные тексты. Первым до этого додумался в XI в. кузнец Пи Шэн.
Рис. 12. Алмазная сутра мастера Ван – Цзе 836 г. Британская библиотека
Рис. 13. Китайская ксилографическая книга, сфальцованная гармоникой (Институт востоковедения РАН)
Рис. 14. Гравюры с изображением основных стадий китайского процесса изготовления бумаги
Может быть, ему пришло это в голову, когда он работал с составными литейными формами. Он предложил набирать текст из глиняных знаков, размещенных в специальной рамке. В XIII в. такие знаки – литеры – стали делать из олова и дерева, а в Корее – из меди. Все эти изобретения неслучайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки. Ученые составляли энциклопедии. Одна из первых энциклопедий относится к X в. В XV в. 2169 ученых создали энциклопедию из 11915 томов. В Китае были даже периодические издание: в VII – X вв. выходила газета «Столичные ведомости». В Европе с падением Римской империи погибали библиотеки. Но грамотные люди были нужны властителям новых государств. Книги были необходимы церкви. Центрами книжной культуры средневековой Европы стали монастыри, где переписывались богослужебные книги и знатоки древних текстов могли обнаружить ошибки переписчиков. Богослужебных книг требовалось немало. В мастерских по переписке книг (скрипториях) одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали аккуратным ровным почерком. Художники украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Переплеты делали из дерева и обтягивали кожей или тканью, иногда вставляли в них красивые кусочки металла и драгоценные камни. Книги были настоящими произведениями искусства. Материалом по-прежнему служил пергамент, иногда окрашенный в пурпурный цвет. Писали тростниковыми палочками, птичьими перьями, изредка – металлическими перьями. Чернила были черные, красные, голубые, желтые, фиолетовые. Книги были очень дорогими. В Испании однажды за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3 куньи шкурки. За школьный учебник отдавали двух телят. Грамотность ценилась все выше. Ремесленники и торговцы старались обучать своих детей читать и писать. Знатные люди часто были высокообразованными. В Испании в эпоху Возрождения были библиотеки. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают, что они заимствовали способ ее изготовления у китайцев. Арабы измельчали пеньку и другие ингредиенты на мельничных жерновах. В Дамаске и Каире целые улицы населяли мастера, изготавливавшие бумагу разных сортов, в том числе тончайшую для глубины почты. Арабы заимствовали у китайцев и способы печатания с различных досок. Дешевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно прежде. Например, только в Китае, в Испании, ежегодно выпускали 16-18 тыс. книг. На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на ее белой поверхности. Берестой пользовались и позднее. Сохранились сведения, что Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, был настолько беден, что книги в его монастыре были берестяными. Древнейшая русская пергаментная книга – Евангелие ХI в., написанное для новгородского посадника Остромира. Она украшена миниатюрами и орнаментами. В это время на Руси книга была главным образом религиозного содержания: евангилия, псалтыри, «изборники», куда входили фрагменты священного писания, изречения мудрецов, сведения об истории, статьи о логике, ораторском искусстве. Включались в такие «изборники» и отрывки из сочинений античных философов, сохранившиеся в Византии. Книги создавались очень долго. Остромирово Евангелие писали около семи месяцев по полторы страницы в день. Пергамент до XV в. привозили из Греции и с Запада. Делали и свой, но он был невысокого качества. Древнейшая запись на бумаге и бумажная книга относятся к XIV в. Бумагу сначала получали с Востока, потом из Европы. Она была дорогой, но все же дешевле пергамента. В XIV – XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались ремесленники, а торговали книгами купцы. Образование становилось все более светским, увеличился интерес к точным наукам. Книги уже не были такими дорогими: в середине XIII в. бумагу начали делать в Италии, в XIV в. во Франции, потом в Германии, Англии. В Голландии для ее изготовлении использовались ветряные мельницы. В середине XV в. по всей западной Европе распространились дешевые книги. Их печатали на бумажных листах в целых деревянных формматриц.
Рис. 15. Модель наборной формы Би Шена (В годы правления Цин Ли (1041-1048)
Рис. 16. Модель деревянного шрифта Ван Чжена В XIII в. в Китае
Рис. 17. Гравюра с изображением наборного цеха из китайской книги "Руководство по печати подвижным шрифтом". 1776 г.
Рис. 18. Свиток, кодекс, подобранный вкладкой, и кодекс, составленный из отдельных тетрадей
Рис. 19. Средневековый переплет в виде мешка
Рис. 20. Московская переплетная мастерская Г.Е. Евлампиева. На столе - станок для шитья книжных блоков
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 384;